Аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН.

Содержание.

Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………………………………5

1. Пед. психология как прикладная психологическая наука; ее предмет и задачи…..…...5

2. Учение как объект исследования и его отличие от объекта психологии развития…….6

3. Формирующий эксп-т как метод получения научных знаний в пед. психологии……...7

4. Знания и умения как результат учения, их различия и взаимосвязь…………….………8

5. Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении…………………………………………………………………………………….….…9

6. Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении………………………………..…10

7. Эффективность учения как интегральное свойство…………………………………..…12

Проверочный тест - Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………..13

Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………………………….....17

8. Общая характеристика учения как деятельности………………………………………..17

9. Срав. эффективность учения при внешней и внутренней учебной мотивации…….....18

10. Уровень развития мышления и эффективность учения……...……………………......19

11. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учение…….…….20

12. Самооценки личности как фактор эффективности учения............................................21

13. Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости……………………………………………………23

14. Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения………………………………………………………………………………………24

15. Овладение знаниями и умениями при отработке методами упражнений и поэтапной интериоризации……………………………………………………………………….......….28

16. Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании…...…....27

17. Формирование личности в развивающем обучении через методы обучения…….....28

18. Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности….....…30

Проверочный тест - Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………..32

Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………………………………...35

19. Развивающее обучение в концепции П.Я.Гальперина………………………………...35

20. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова…………………………………..36

21. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова…………………………………….37

22. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного обучения………………………………………………………………………………………38

23.Содержание обучения как фактор учения………………………………………………40

24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения………...….…43

25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении………………...44

26. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании………...45

27. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании……46

28. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования………………….48

29. Условия и факторы формирования волевых качеств личности……………………....49

30. Условия и факторы формирования нравственных установок личности……………..50

31. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой……………..51

32. Подход к воспитанию в гуманистической психологии………………………………..51

Проверочный тест - Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………52

Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе…………………………………………………...55

33.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе……………………………………………………………………………………….55

34. Концепции развития качеств личности в предметном обучении (подходы Зориной, Ярошевского, Новиковой; Щукиной и др.)………………………………………………...56

35. Концепции и методики, разработанные представителями конструктивно-когнитивной и гуманистической психологии и педагогики за рубежом (Браун, Вильгельме, Монц и др.)…………………………………………………………………….57

36. Концепции развития качеств личности в проблемном обучении и совместной деятельности (Лернер, Лийметс, Ляудис, Дусавицкий, Кравцов, Цукерман)……….….58

37.Структура педагогической деятельности………………………………………………59

38.Педагогическое общение. Основные функции педагогического общения…...….….60

39.Педагогическая направленность (психологическое содержание, условия и динамика развития)………………………………………………………………………………………61

40.Эмоциональная гибкость учителя как интегральная характеристика педагогической деятельности………………………………………………………………………………….62

41.Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития)…………………………………………………………………………………..…..63

42.Методы развития органов чувств у детей дошкольного и мл.школьного возраста (М. Монтессори). Основные принципы обучения, воспитания и развития Вальдорфской педагогики…………………………………………………………………………………….64

43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме……………………..65

Проверочный тест - Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе………………………………67

Р

Продолжите определение.

Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и____________________________.

Продолжите определение.

Умение - овладение способами использования усвоения знаний для выбора и_________.

Что такое воспроизведение?

а) обработка и осмысление изучаемого материала;

б) процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека;

в) закрепление, систематизация и удержание информации в сознании субъекта.

Ответ: б).

Что такое интериоризация?

а) деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта;

б) формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности;

в) преднамеренное создание условий становления личности;

г) формирование мотивов поведения.

Ответ: б).

19. Из нижеприведенного выделите компоненты автоматизации процесса проверки знаний:

а) независимость в оценке результатов экзамена;

б) управление режимами проверки знаний;

в) целенаправленное воздействие;

г) приобретение сознательного характера у учащихся;

д) проведение проверки знаний в сжатые сроки.

Ответ: а), б), д).

Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого терминаозначает целенаправленную, последовательную передачу (транс­ляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процес­са в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятель­ность преподавателя, деятельность преподавания — педагогиче­ская. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обу­чения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — раз­витие личности обучающегося, как объединяются развитие, обу­чение, воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, психологичес­кая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и измене­ния этой структуры вместе с методами школьного обучения.

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащих­ся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взгля­дов

Существенные признаки процесса обучения (С. II.Баранов)

-Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения).

- Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии.

- Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте че­ловечества.

Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, ос­нованный на получении новых знаний посредством решения теоретиче­ских и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюш-кин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.).

Этапы проблемного обучения * Осознание проблемной ситуации. * Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций. * Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез. * Проверка решения. Уровни трудности-Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет

Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это иссле­довательский тип обучения.

К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программированное обучение).

Литература:

1) Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

2) Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник М.: Логос, 1999.

3) Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Вла-дос, 2002.

Ответ: В.

2. Предметом изменения, продуктом учебной деятельности является:

А) Полученные знания;

Б) Сам субъект;

В) Научение;

Г) процесс познания.

Ответ: Б.

3.К способам учебной деятельности не относятся:

А) репродуктивный способ;

Б) проблемно-творческий способ;

В) Познавательно-исследовательский способ;

Г) Учебно-мотивационный способ.

Ответ: Г.

4.Соотнесите следующие понятия мотивов:

1.Внешние мотивы а. наказание и награда, угроза и требование

2.Внутренние мотивы б. интерес к своим знаниям, любознательность

Ответ: 1-а; 2-б.

5. Мышление – это …

А) процесс приобретения знаний, умений и навыков;

Б) активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений;

В) это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее;

Г) механизм формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта.

Ответ: Б.

6.Какой принцип оценки не выделяется в психологии:

А) Принцип перспективности;

Б) Гуманистический принцип;

В) Принцип сотрудничества;

Г) Принцип практичности.

Ответ: Г.

7.Распределите в правильном порядке этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке:

А) Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы;

Б). Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом;

В) Переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях, которые соответствуют выделяемым в психологии видам самооценки.

Ответ: Б,А,В.

8.Знание, как результат познание не может быть:

А) Обыденным;

Б) Учебным;

В) художественным;

Г) научным.

Ответ: В.

9.Способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях это …

А) Проблемное обучение;

Б) Информационное обучение;

В) Традиционное обучение;

Г) программированное обучение.

Ответ: А.

10.Расположите в правильном порядке этапы проблемного обучения:

А) Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;

Б) Проверка решения;

В) Осознание проблемной ситуации;

Г) Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.

Ответ: В,Г,А,Б.

11.К методам воспитания не относится:

А) метод убеждения

Б) метод самоорганизации

В) метод оценки/самооценки

Г) Метод упражнений

Ответ: Б

12.Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности – это …

А) Итериоризация;

Б) Экстериоризация;

В) Проблематизация;

Г) Рефлексия;

Ответ: А.

13.Расположите в правильном порядке этапы учебного познания:

А) запоминание;

Б) включение в структуру прошлого опыта;

В) восприятие;

Г) активное воспроизведение.

Ответ: В, А, Г, Б.

14.Соотнесите стадии формирования мыслительных операций и их составляющие:

1.стихийная а. ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;

2. полустихиная б. ученик сознательно использует правила мыслительной операции и

понимает, что эти правила специально сформулированы

3.сознательная в. ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не

существа этой операции

Ответ: 1-а, 2-в, 3-б.

Р

Ответ: А.

Ответ: Б.

Группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Назовите вторую группу?

Ответ: Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Ответ: А, В.

Ответ: Б.

Ответ: А.

Что такое самооценка?

Ответ: это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.

Ответ:В.

Ответ: Б.

15.Выберите неверное высказывание:

А) Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха;

Б) Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения;

В) Люди с высоким показателем мотива достижения во всех ситуациях будут демонстрировать высокую мотивацию достижения, а люди с низким показателем мотива достижения во всех ситуациях демонстрируют низкую мотивацию достижения.

Ответ: В.

Р

аздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе.

32.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе.

Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Идеи соспровождения: 1)Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социо-культурном этапе онтогенеза; 2)Создание условий для самостоятельного творческого усвоения ребенком системы отношений с миром и самим собой для совершения им важных жизненных выборов.3)Создание в рамках объективно существующей среды условий для максимального развития. 4)Осуществление учебного и воспитательного взаимодействия, сопровождаемого педагогическими средствами. Сопровождение как процесс включает 3 компонента: 1)Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; 2)создание специальных психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; 3)создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении. Принципы психологического сопровождения: 1)системная деятельность 2)организационное закрепление различных форм сотрудничества с педагогами 3)утверждение психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля. Основные направления деятельности школьного психолога: 1)Прикладная психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей оказания помощи детям. Испытывающим трудности в обучении, общении и самочувствии. 2)Психокоррекционная и развивающая работа 3)Консультирование и просвещение школьников их родителей, педагогов. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Задачи консультирования: 1)оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении и самооценке; 2)обучение навыкам самопознания, использования своих возможностей; 3)оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса и конфликта. Принципы психологического консультирования педагогов: 1)равноправное взаимодействие психолога и педагога 2)формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возможных проблем 3)принятие ответственности 4)распределение функций. Психологическое консультирование педагогов включает консультирование педагогов и воспитателей, консультирование педагогов-предметников по поводу обучения. Психологи выполняют социально-посредническую роль в различных конфликтах. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них знания: эффективная организация учебного процесса, построение взаимоотношений, осознание себя в профессии. Цель консультирования родителей – создание условий для их привлечения к сопровождению ребенка в процессе обучения.

Литература:

1) Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология

2) Нестерова, О. В. Н56 Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб.пособие для вузов.

Ответ: г.

2. Методы обучения:

а) эвристический, репродуктивный, информативный, исследовательский, метод проблемного изложения;

б) исследовательский, эвристический, репродуктивный, информативный, программного обучения;

Ответ: а.

Ответ: в.

4. Основные новообразования младших школьников составляют:

а) учебно-познавательный интерес;

б) наличие рефлексии на собственном действии;

в) производственные процессы;

г) все ответы верны.

Ответ: г.

Ответ: г.

Ответ: а.

7. Знание выступает как следующая функция:

а) ориентация в проблемных ситуациях;

б) как инструмент преобразования ситуаций, ориентация в проблемных ситуациях;

в) ориентации в ситуациях, воспитательной работе;

г) нет правильного ответа.

Ответ: б.

Ответ: а.

Ответ: а.

10. Приемы воспитания:

а) самоотчет;

б) самоконтроль;

в) осмысление поступков;

г) все выше перечисленное.

Ответ: г.

11.Когда появляются новообразования у ребенка?

а) в условиях саморазвития;

б) в условиях полноценной учебной деятельности.

Ответ: б.

Ответ: б.

Ответ: в.

14. В младшем школьном возрасте формируется:

а) личностный потенциал;

б) внимательность;

в) мыслительные действия;

г) самоконтроль.

Ответ: а.

15. Личностная направленность личности включает:

а) престижную, идеализированную направленность;

б) престижную, эгоистическую направленность;

в) идеализированную, эгоистическую направленность;

г) общественную, престижную.

Ответ: б.

Что изучала М.Монтессори?

а) мышление;

б) восприятие;

в) методы развития органов чувств у детей;

г) память.

Ответ: в.

Ответ: г.

18. Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя:

а) эмоциональная устойчивость;

б) позитивная эмоциональная экспрессивность;

в) все ответы верны;

г) все ответы не верны.

Ответ: в.

Ответ: б.

20. Основу эмпатии составляют:

а) эмоциональная отзывчивость;

б) разум;

в) рациональное восприятие окружающего;

г) все ответы верны.

Ответ: г.

Аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН. - student2.ru Аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН. - student2.ru

Уважаемая, Елена Валентиновна! Данное пособие, с учебными материалами для подготовке к экзамену, по дисциплине «Педагогическая психология», составлено ПС(б)-091 по вашему заданию и оформлено для Вас как небольшой подарочек на Новый 2012 год! Поздравляем Вас с наступающим новым годом, и желаем профессиональных успехов, и удачи во всех делах! Надеемся, что эта «брошюра» с Вашей помощью поможет будущим курсам в осваивании дисциплины.

Содержание.

Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………………………………5

1. Пед. психология как прикладная психологическая наука; ее предмет и задачи…..…...5

2. Учение как объект исследования и его отличие от объекта психологии развития…….6

3. Формирующий эксп-т как метод получения научных знаний в пед. психологии……...7

4. Знания и умения как результат учения, их различия и взаимосвязь…………….………8

5. Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении…………………………………………………………………………………….….…9

6. Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении………………………………..…10

7. Эффективность учения как интегральное свойство…………………………………..…12

Проверочный тест - Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………..13

Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………………………….....17

8. Общая характеристика учения как деятельности………………………………………..17

9. Срав. эффективность учения при внешней и внутренней учебной мотивации…….....18

10. Уровень развития мышления и эффективность учения……...……………………......19

11. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учение…….…….20

12. Самооценки личности как фактор эффективности учения............................................21

13. Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости……………………………………………………23

14. Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения………………………………………………………………………………………24

15. Овладение знаниями и умениями при отработке методами упражнений и поэтапной интериоризации……………………………………………………………………….......….28

16. Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании…...…....27

17. Формирование личности в развивающем обучении через методы обучения…….....28

18. Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности….....…30

Проверочный тест - Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………..32

Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………………………………...35

19. Развивающее обучение в концепции П.Я.Гальперина………………………………...35

20. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова…………………………………..36

21. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова…………………………………….37

22. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного обучения………………………………………………………………………………………38

23.Содержание обучения как фактор учения………………………………………………40

24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения………...….…43

25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении………………...44

26. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании………...45

27. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании……46

28. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования………………….48

29. Условия и факторы формирования волевых качеств личности……………………....49

30. Условия и факторы формирования нравственных установок личности……………..50

31. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой……………..51

32. Подход к воспитанию в гуманистической психологии………………………………..51

Проверочный тест - Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………52

Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе…………………………………………………...55

33.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе……………………………………………………………………………………….55

34. Концепции развития качеств личности в предметном обучении (подходы Зориной, Ярошевского, Новиковой; Щукиной и др.)………………………………………………...56

35. Концепции и методики, разработанные представителями конструктивно-когнитивной и гуманистической психологии и педагогики за рубежом (Браун, Вильгельме, Монц и др.)…………………………………………………………………….57

36. Концепции развития качеств личности в проблемном обучении и совместной деятельности (Лернер, Лийметс, Ляудис, Дусавицкий, Кравцов, Цукерман)……….….58

37.Структура педагогической деятельности………………………………………………59

38.Педагогическое общение. Основные функции педагогического общения…...….….60

39.Педагогическая направленность (психологическое содержание, условия и динамика развития)………………………………………………………………………………………61

40.Эмоциональная гибкость учителя как интегральная характеристика педагогической деятельности………………………………………………………………………………….62

41.Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития)…………………………………………………………………………………..…..63

42.Методы развития органов чувств у детей дошкольного и мл.школьного возраста (М. Монтессори). Основные принципы обучения, воспитания и развития Вальдорфской педагогики…………………………………………………………………………………….64

43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме……………………..65

Проверочный тест - Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе………………………………67

Р

аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН.

Наши рекомендации