Аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН.
Содержание.
Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………………………………5
1. Пед. психология как прикладная психологическая наука; ее предмет и задачи…..…...5
2. Учение как объект исследования и его отличие от объекта психологии развития…….6
3. Формирующий эксп-т как метод получения научных знаний в пед. психологии……...7
4. Знания и умения как результат учения, их различия и взаимосвязь…………….………8
5. Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении…………………………………………………………………………………….….…9
6. Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении………………………………..…10
7. Эффективность учения как интегральное свойство…………………………………..…12
Проверочный тест - Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………..13
Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………………………….....17
8. Общая характеристика учения как деятельности………………………………………..17
9. Срав. эффективность учения при внешней и внутренней учебной мотивации…….....18
10. Уровень развития мышления и эффективность учения……...……………………......19
11. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учение…….…….20
12. Самооценки личности как фактор эффективности учения............................................21
13. Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости……………………………………………………23
14. Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения………………………………………………………………………………………24
15. Овладение знаниями и умениями при отработке методами упражнений и поэтапной интериоризации……………………………………………………………………….......….28
16. Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании…...…....27
17. Формирование личности в развивающем обучении через методы обучения…….....28
18. Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности….....…30
Проверочный тест - Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………..32
Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………………………………...35
19. Развивающее обучение в концепции П.Я.Гальперина………………………………...35
20. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова…………………………………..36
21. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова…………………………………….37
22. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного обучения………………………………………………………………………………………38
23.Содержание обучения как фактор учения………………………………………………40
24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения………...….…43
25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении………………...44
26. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании………...45
27. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании……46
28. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования………………….48
29. Условия и факторы формирования волевых качеств личности……………………....49
30. Условия и факторы формирования нравственных установок личности……………..50
31. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой……………..51
32. Подход к воспитанию в гуманистической психологии………………………………..51
Проверочный тест - Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………52
Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе…………………………………………………...55
33.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе……………………………………………………………………………………….55
34. Концепции развития качеств личности в предметном обучении (подходы Зориной, Ярошевского, Новиковой; Щукиной и др.)………………………………………………...56
35. Концепции и методики, разработанные представителями конструктивно-когнитивной и гуманистической психологии и педагогики за рубежом (Браун, Вильгельме, Монц и др.)…………………………………………………………………….57
36. Концепции развития качеств личности в проблемном обучении и совместной деятельности (Лернер, Лийметс, Ляудис, Дусавицкий, Кравцов, Цукерман)……….….58
37.Структура педагогической деятельности………………………………………………59
38.Педагогическое общение. Основные функции педагогического общения…...….….60
39.Педагогическая направленность (психологическое содержание, условия и динамика развития)………………………………………………………………………………………61
40.Эмоциональная гибкость учителя как интегральная характеристика педагогической деятельности………………………………………………………………………………….62
41.Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития)…………………………………………………………………………………..…..63
42.Методы развития органов чувств у детей дошкольного и мл.школьного возраста (М. Монтессори). Основные принципы обучения, воспитания и развития Вальдорфской педагогики…………………………………………………………………………………….64
43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме……………………..65
Проверочный тест - Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе………………………………67
Р |
Продолжите определение.
Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и____________________________.
Продолжите определение.
Умение - овладение способами использования усвоения знаний для выбора и_________.
Что такое воспроизведение?
а) обработка и осмысление изучаемого материала;
б) процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека;
в) закрепление, систематизация и удержание информации в сознании субъекта.
Ответ: б).
Что такое интериоризация?
а) деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта;
б) формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности;
в) преднамеренное создание условий становления личности;
г) формирование мотивов поведения.
Ответ: б).
19. Из нижеприведенного выделите компоненты автоматизации процесса проверки знаний:
а) независимость в оценке результатов экзамена;
б) управление режимами проверки знаний;
в) целенаправленное воздействие;
г) приобретение сознательного характера у учащихся;
д) проведение проверки знаний в сжатые сроки.
Ответ: а), б), д).
Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого терминаозначает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов
Существенные признаки процесса обучения (С. II.Баранов)
-Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения).
- Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии.
- Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества.
Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюш-кин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.).
Этапы проблемного обучения * Осознание проблемной ситуации. * Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций. * Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез. * Проверка решения. Уровни трудности-Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. |
Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения.
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программированное обучение).
Литература:
1) Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
2) Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник М.: Логос, 1999.
3) Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Вла-дос, 2002.
Ответ: В.
2. Предметом изменения, продуктом учебной деятельности является:
А) Полученные знания;
Б) Сам субъект;
В) Научение;
Г) процесс познания.
Ответ: Б.
3.К способам учебной деятельности не относятся:
А) репродуктивный способ;
Б) проблемно-творческий способ;
В) Познавательно-исследовательский способ;
Г) Учебно-мотивационный способ.
Ответ: Г.
4.Соотнесите следующие понятия мотивов:
1.Внешние мотивы а. наказание и награда, угроза и требование
2.Внутренние мотивы б. интерес к своим знаниям, любознательность
Ответ: 1-а; 2-б.
5. Мышление – это …
А) процесс приобретения знаний, умений и навыков;
Б) активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений;
В) это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее;
Г) механизм формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта.
Ответ: Б.
6.Какой принцип оценки не выделяется в психологии:
А) Принцип перспективности;
Б) Гуманистический принцип;
В) Принцип сотрудничества;
Г) Принцип практичности.
Ответ: Г.
7.Распределите в правильном порядке этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке:
А) Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы;
Б). Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом;
В) Переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях, которые соответствуют выделяемым в психологии видам самооценки.
Ответ: Б,А,В.
8.Знание, как результат познание не может быть:
А) Обыденным;
Б) Учебным;
В) художественным;
Г) научным.
Ответ: В.
9.Способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях это …
А) Проблемное обучение;
Б) Информационное обучение;
В) Традиционное обучение;
Г) программированное обучение.
Ответ: А.
10.Расположите в правильном порядке этапы проблемного обучения:
А) Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;
Б) Проверка решения;
В) Осознание проблемной ситуации;
Г) Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.
Ответ: В,Г,А,Б.
11.К методам воспитания не относится:
А) метод убеждения
Б) метод самоорганизации
В) метод оценки/самооценки
Г) Метод упражнений
Ответ: Б
12.Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности – это …
А) Итериоризация;
Б) Экстериоризация;
В) Проблематизация;
Г) Рефлексия;
Ответ: А.
13.Расположите в правильном порядке этапы учебного познания:
А) запоминание;
Б) включение в структуру прошлого опыта;
В) восприятие;
Г) активное воспроизведение.
Ответ: В, А, Г, Б.
14.Соотнесите стадии формирования мыслительных операций и их составляющие:
1.стихийная а. ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;
2. полустихиная б. ученик сознательно использует правила мыслительной операции и
понимает, что эти правила специально сформулированы
3.сознательная в. ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не
существа этой операции
Ответ: 1-а, 2-в, 3-б.
Р |
Ответ: А.
Ответ: Б.
Группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Назовите вторую группу?
Ответ: Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.
Ответ: А, В.
Ответ: Б.
Ответ: А.
Что такое самооценка?
Ответ: это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.
Ответ:В.
Ответ: Б.
15.Выберите неверное высказывание:
А) Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха;
Б) Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения;
В) Люди с высоким показателем мотива достижения во всех ситуациях будут демонстрировать высокую мотивацию достижения, а люди с низким показателем мотива достижения во всех ситуациях демонстрируют низкую мотивацию достижения.
Ответ: В.
Р |
аздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе.
32.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе.
Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Идеи соспровождения: 1)Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социо-культурном этапе онтогенеза; 2)Создание условий для самостоятельного творческого усвоения ребенком системы отношений с миром и самим собой для совершения им важных жизненных выборов.3)Создание в рамках объективно существующей среды условий для максимального развития. 4)Осуществление учебного и воспитательного взаимодействия, сопровождаемого педагогическими средствами. Сопровождение как процесс включает 3 компонента: 1)Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; 2)создание специальных психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; 3)создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении. Принципы психологического сопровождения: 1)системная деятельность 2)организационное закрепление различных форм сотрудничества с педагогами 3)утверждение психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля. Основные направления деятельности школьного психолога: 1)Прикладная психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей оказания помощи детям. Испытывающим трудности в обучении, общении и самочувствии. 2)Психокоррекционная и развивающая работа 3)Консультирование и просвещение школьников их родителей, педагогов. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Задачи консультирования: 1)оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении и самооценке; 2)обучение навыкам самопознания, использования своих возможностей; 3)оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса и конфликта. Принципы психологического консультирования педагогов: 1)равноправное взаимодействие психолога и педагога 2)формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возможных проблем 3)принятие ответственности 4)распределение функций. Психологическое консультирование педагогов включает консультирование педагогов и воспитателей, консультирование педагогов-предметников по поводу обучения. Психологи выполняют социально-посредническую роль в различных конфликтах. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них знания: эффективная организация учебного процесса, построение взаимоотношений, осознание себя в профессии. Цель консультирования родителей – создание условий для их привлечения к сопровождению ребенка в процессе обучения.
Литература:
1) Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология
2) Нестерова, О. В. Н56 Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб.пособие для вузов.
Ответ: г.
2. Методы обучения:
а) эвристический, репродуктивный, информативный, исследовательский, метод проблемного изложения;
б) исследовательский, эвристический, репродуктивный, информативный, программного обучения;
Ответ: а.
Ответ: в.
4. Основные новообразования младших школьников составляют:
а) учебно-познавательный интерес;
б) наличие рефлексии на собственном действии;
в) производственные процессы;
г) все ответы верны.
Ответ: г.
Ответ: г.
Ответ: а.
7. Знание выступает как следующая функция:
а) ориентация в проблемных ситуациях;
б) как инструмент преобразования ситуаций, ориентация в проблемных ситуациях;
в) ориентации в ситуациях, воспитательной работе;
г) нет правильного ответа.
Ответ: б.
Ответ: а.
Ответ: а.
10. Приемы воспитания:
а) самоотчет;
б) самоконтроль;
в) осмысление поступков;
г) все выше перечисленное.
Ответ: г.
11.Когда появляются новообразования у ребенка?
а) в условиях саморазвития;
б) в условиях полноценной учебной деятельности.
Ответ: б.
Ответ: б.
Ответ: в.
14. В младшем школьном возрасте формируется:
а) личностный потенциал;
б) внимательность;
в) мыслительные действия;
г) самоконтроль.
Ответ: а.
15. Личностная направленность личности включает:
а) престижную, идеализированную направленность;
б) престижную, эгоистическую направленность;
в) идеализированную, эгоистическую направленность;
г) общественную, престижную.
Ответ: б.
Что изучала М.Монтессори?
а) мышление;
б) восприятие;
в) методы развития органов чувств у детей;
г) память.
Ответ: в.
Ответ: г.
18. Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя:
а) эмоциональная устойчивость;
б) позитивная эмоциональная экспрессивность;
в) все ответы верны;
г) все ответы не верны.
Ответ: в.
Ответ: б.
20. Основу эмпатии составляют:
а) эмоциональная отзывчивость;
б) разум;
в) рациональное восприятие окружающего;
г) все ответы верны.
Ответ: г.
Уважаемая, Елена Валентиновна! Данное пособие, с учебными материалами для подготовке к экзамену, по дисциплине «Педагогическая психология», составлено ПС(б)-091 по вашему заданию и оформлено для Вас как небольшой подарочек на Новый 2012 год! Поздравляем Вас с наступающим новым годом, и желаем профессиональных успехов, и удачи во всех делах! Надеемся, что эта «брошюра» с Вашей помощью поможет будущим курсам в осваивании дисциплины.
Содержание.
Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………………………………5
1. Пед. психология как прикладная психологическая наука; ее предмет и задачи…..…...5
2. Учение как объект исследования и его отличие от объекта психологии развития…….6
3. Формирующий эксп-т как метод получения научных знаний в пед. психологии……...7
4. Знания и умения как результат учения, их различия и взаимосвязь…………….………8
5. Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении…………………………………………………………………………………….….…9
6. Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении………………………………..…10
7. Эффективность учения как интегральное свойство…………………………………..…12
Проверочный тест - Раздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН……………..13
Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………………………….....17
8. Общая характеристика учения как деятельности………………………………………..17
9. Срав. эффективность учения при внешней и внутренней учебной мотивации…….....18
10. Уровень развития мышления и эффективность учения……...……………………......19
11. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учение…….…….20
12. Самооценки личности как фактор эффективности учения............................................21
13. Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости……………………………………………………23
14. Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения………………………………………………………………………………………24
15. Овладение знаниями и умениями при отработке методами упражнений и поэтапной интериоризации……………………………………………………………………….......….28
16. Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании…...…....27
17. Формирование личности в развивающем обучении через методы обучения…….....28
18. Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности….....…30
Проверочный тест - Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность…………..32
Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………………………………...35
19. Развивающее обучение в концепции П.Я.Гальперина………………………………...35
20. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова…………………………………..36
21. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова…………………………………….37
22. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного обучения………………………………………………………………………………………38
23.Содержание обучения как фактор учения………………………………………………40
24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения………...….…43
25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении………………...44
26. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании………...45
27. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании……46
28. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования………………….48
29. Условия и факторы формирования волевых качеств личности……………………....49
30. Условия и факторы формирования нравственных установок личности……………..50
31. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой……………..51
32. Подход к воспитанию в гуманистической психологии………………………………..51
Проверочный тест - Раздел 3. Концепции развивающего поведения. Действия, входящие в деятельность учения. Формирование и воспитание личности………………52
Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе…………………………………………………...55
33.Основные направления и содержание деятельности психолога в образовательном процессе……………………………………………………………………………………….55
34. Концепции развития качеств личности в предметном обучении (подходы Зориной, Ярошевского, Новиковой; Щукиной и др.)………………………………………………...56
35. Концепции и методики, разработанные представителями конструктивно-когнитивной и гуманистической психологии и педагогики за рубежом (Браун, Вильгельме, Монц и др.)…………………………………………………………………….57
36. Концепции развития качеств личности в проблемном обучении и совместной деятельности (Лернер, Лийметс, Ляудис, Дусавицкий, Кравцов, Цукерман)……….….58
37.Структура педагогической деятельности………………………………………………59
38.Педагогическое общение. Основные функции педагогического общения…...….….60
39.Педагогическая направленность (психологическое содержание, условия и динамика развития)………………………………………………………………………………………61
40.Эмоциональная гибкость учителя как интегральная характеристика педагогической деятельности………………………………………………………………………………….62
41.Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития)…………………………………………………………………………………..…..63
42.Методы развития органов чувств у детей дошкольного и мл.школьного возраста (М. Монтессори). Основные принципы обучения, воспитания и развития Вальдорфской педагогики…………………………………………………………………………………….64
43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме……………………..65
Проверочный тест - Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе………………………………67
Р |
аздел 1. Педагогическая психология как наука. ЗУН.