Проанализируйте следующую ситуацию.

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки труда (технологии) в мастерской. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В мастерской как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны инструменты, приспособления... Мастерская не проветривается, как следует, свет тоже тусклый...

– Что касается света и чистоты – это я понимаю, – оправдывался учитель. – Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к трудовому обучению.

У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят правильно обрабатывать материалы и пользоваться инструментом.

Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.

Я согласен с учителем, так как...    
Я не согласен с учителем, так как...    
Воспитательные возможности урока труда я вижу в...    

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15.

Тема: технологические основания образования.

Цель: усвоение сущности понятия «педагогическая технология».

1.Как будущий учитель технологии вы изучаете на факультете производственные технологии, технологии сферы обслуживания и услуг. Вместе с тем, в практической педагогической деятельности в настоящее время одновременно используются такие понятия как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» – с одной стороны, и «методика преподавания», «методика обучения», «методика воспитания» – с другой.

В связи с этим, дайте определения следующим понятиям, представив не менее трех определений каждого понятия из различных источников.

Понятие Определение Источник информации
Технология (производственная, промышленная). 1.  
2.  
3.  
Педагогическая (образовательная) технология. Технология обучения (воспитания). 1.  
2.  
3.  
Методика обучения (преподавания) 1.  
2.  
3.  
Методика воспитания. 1.  
2.  
3.  


2. Заполните таблицу, описав общее и различия в следующих понятиях:

Технология (производственная, промышленная) Педагогическая (образовательная) технология. Технология обучения (воспитания) Методика обучения (преподавания)
Общее в этих понятиях
 
Различия в этих понятиях
     

Какие особенности социальных (педагогических) технологий Вы можете назвать?

Ответ: _________________________________________________________________________________

4. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении?

Ответ: _________________________________________________________________________________

5. Наиболее спорным в педагогической науке и практике является вопрос о применении понятия «технология воспитания». В связи с этим, основываясь на результатах выполнения пп. 1–4, анализе педагогической литературы, выскажите свое мнение относительно правомерности использования понятия «технология воспитания».

Полностью согласен с применением понятия «технология воспитания» потому что… Ни при каких условиях не согласен с применением понятия «технология воспитания» потому что… Согласен с применением понятия «технология воспитания» при следующих условиях, потому что… Источники информации, на которых основываются ваши выводы
       

6. В книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998» прочтите раздел 2.2 (с. 16).

Найдите в ней структуру педагогической технологии и изобразите ее в виде структурно-логической блок-схемы.

Ответ:структурно-логическая блок-схема педагогической технологии выглядит так:

В этой же книге найдите любую понравившуюся Вам по каким-либо основаниям педагогическую технологию. Внимательно изучите её. Сделайте вывод о том, совпадает ли описание выбранной вами технологии со структурой, представленной на с.16 книги? Сделайте выводы из анализа таблицы.

Я выбрал(а) педагогическую технологию ___________________________________________

Структура педагогической технологии из раздела 2.2 на с.16 Структура выбранной вами педагогической технологии
   

Вывод: __________________

Выпишите в тетрадь классификационные параметры выбранной вами технологии.

Лабораторная работа № 16

тема: базисные учебные планы общеобразовательных учреждений рф.

Цель: изучение особенностей базисных учебных планов (БУП) общеобразовательных учреждений РФ.

1. Внимательно изучите нормативную базу российского образования (http://www.ed.gov.ru; http://akmeo.rus.net), самостоятельно найдите соответствующие литературные источники и ответьте на вопросы, касающиеся особенностей базисных учебных планов 1998г. и 2004г. (в дальнейшем БУП–98 и БУП–04): http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/bup/

Вопрос Ответ
1. Что устанавливает федеральный БУП?  
2. В чем принципиальные отличия БУП-98 и БУП-04?  
3. Какие учебные предметы относятся к базовым обязательным в БУП–04?  
4. Профильные предметы относятся к федеральному, национально-региональному или школьному компонентам БУП–04?  
5. Имеет ли право ученик, согласно БУП–04, выбирать сочетания базовых, профильных и элективных дисциплин по своему усмотрению, или это прерогатива ОУ?  
6. Какое минимальное количество профильных предметов обязан выбрать ученик согласно БУП–04?  
7. К какому компоненту БУП–04 относятся обязательные учебные предметы на базовом уровне?  
8. К какому компоненту БУП–04 относятся учебные предметы на профильном уровне?  
9. Каков объем часов школьного компонента БУП–04 за два учебных года?  
10. Каков объем часов регионального (национально-регионального) компонента за два учебных года?  
11. Имеет ли право ученик 10 профильного класса на обучение по индивидуальному учебному плану?  
12. Все ли учащиеся обязаны посещать элективные учебные предметы (курсы)?  
13. Совокупное учебное время, отведенное в БУП–04 на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать ……. часов за два года обучения.  
14. На какие цели можно использовать часы, отведенные на компонент ОУ в БУП–04?  
15. Каким образом представлен предмет технология в БУП–98 и БУП–04?  
16. Входит ли «технология» в перечень обязательных для изучения дисциплин на старшей ступени обучения в БУП–04?  
17. Что такое «индивидуальный образовательный маршрут ученика»? Как он строится (проектируется)?  
18. В чем сущность компетентностного подхода в обучении?  
19. Какие компетентности должны быть сформированы у выпускника школы?  

Лабораторная работа № 17

тема: государственные стандарты и программы учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования

Цель: изучение особенностей государственных стандартов и программ учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования

1. Внимательно изучите содержание государственных стандартов и программ учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования по материалам сайтов http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/ или http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ или http://www.profile-edu.ru ответьте на вопросы:

Вопрос Ответ
1. В чем состоит основное назначение Государственного стандарта общего образования?  
2. В чем состоят отличия стандарта по технологии от Примерной программы, рекомендованной МО?  
3. Назовите наименования разделов (структурных компонентов) базового и профильного уровней стандартов образования по технологии.  
4. Перечислите цели изучения технологии на базовом и профильном уровнях  
5.   Какое количество часов отводит стандарт образования по технологии старшей школы на ее изучение на базовом и профильном уровнях?  
6.   Какие функции выполняет Государственный стандарт образования?  

2. Сравните структуры базового и профильного уровней стандартов образования по технологии и заполните таблицу.

наименования разделов (структурных компонентов) базовый уровень профильный уровень
содержание разделов
     
    ®
  § §

3. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные МО (см. сайты), ответьте на вопросы:

Вопрос Ответ
1. В чем состоит основное предназначение технологии в старшей школе на профильном уровне?  
2. Одинаковы ли требования к уровню подготовки учащихся по технологии на базовом и профильном уровнях?  
3. В чем их сущность на каждом из вышеназванных уровней?  
4. Перечислите основные направления технологической подготовки учащихся на профильном уровне.  
5. При каком условии в технологическом профиле проводится профессиональная подготовка школьников?  
6. Каковы основные препятствия внедрения образовательной области «Технология» в школах?  
7. В связи с осуществляемой профилизацией старшей школы предполагается резко сократить объём технологической подготовки учащихся. К каким негативным последствиям это может привести?  
8. Какой нормативный документ разрешает учителю создание собственной (авторской) рабочей учебной программы по предмету?  
9. Что определяет примерная (типовая) программа учебного предмета?  
10. В чем главное назначение рабочей учебной программы по предмету?  

4. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные МО (см. сайты), сравните требования к уровню подготовки выпускников старшей школы и заполните таблицу.

в результате изучения технологии выпускник должен: базовый уровень профильный уровень
общетехнологическая подготовка специальная технологическая подготовка
       
     
     

5. Внимательно прочтите Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Заполните таблицу.

Вопрос Ответ
1. В чем сущность профильного обучения?  
2. В чем сущность предпрофильной подготовки учащихся 9-х Кл?  
3. За счет каких часов проводится предпрофильная подготовка?  
4. Каковы функции элективных курсов предпрофильной подготовки?  
5. Каковы функции элективных курсов в профильном обучении?  
6. Средством достижения каких результатов является профильное обучение?  
7. Чем отличается расширенная учебная программа от углубленной?  
8. Допускает ли Концепция профильного обучения введение других специализаций по технологии на профильном уровне кроме указанных в Концепции?  

Лабораторная работа № 18

тема: система образования как фактор личностного

и профессионального самоопределения

И самореализации учащихся

Цель:охарактеризовать систему образования как фактор личностного и профессионального самоопределения и самореализации учащихся

Наши рекомендации