Проанализируйте следующую ситуацию.
В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки труда (технологии) в мастерской. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:
– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В мастерской как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны инструменты, приспособления... Мастерская не проветривается, как следует, свет тоже тусклый...
– Что касается света и чистоты – это я понимаю, – оправдывался учитель. – Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к трудовому обучению.
У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят правильно обрабатывать материалы и пользоваться инструментом.
Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.
Я согласен с учителем, так как... | |
Я не согласен с учителем, так как... | |
Воспитательные возможности урока труда я вижу в... |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15.
Тема: технологические основания образования.
Цель: усвоение сущности понятия «педагогическая технология».
1.Как будущий учитель технологии вы изучаете на факультете производственные технологии, технологии сферы обслуживания и услуг. Вместе с тем, в практической педагогической деятельности в настоящее время одновременно используются такие понятия как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» – с одной стороны, и «методика преподавания», «методика обучения», «методика воспитания» – с другой.
В связи с этим, дайте определения следующим понятиям, представив не менее трех определений каждого понятия из различных источников.
Понятие | Определение | Источник информации |
Технология (производственная, промышленная). | 1. | |
2. | ||
3. | ||
Педагогическая (образовательная) технология. Технология обучения (воспитания). | 1. | |
2. | ||
3. | ||
Методика обучения (преподавания) | 1. | |
2. | ||
3. | ||
Методика воспитания. | 1. | |
2. | ||
3. |
2. Заполните таблицу, описав общее и различия в следующих понятиях:
Технология (производственная, промышленная) | Педагогическая (образовательная) технология. Технология обучения (воспитания) | Методика обучения (преподавания) |
Общее в этих понятиях | ||
Различия в этих понятиях | ||
Какие особенности социальных (педагогических) технологий Вы можете назвать?
Ответ: _________________________________________________________________________________
4. Каковы условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении?
Ответ: _________________________________________________________________________________
5. Наиболее спорным в педагогической науке и практике является вопрос о применении понятия «технология воспитания». В связи с этим, основываясь на результатах выполнения пп. 1–4, анализе педагогической литературы, выскажите свое мнение относительно правомерности использования понятия «технология воспитания».
Полностью согласен с применением понятия «технология воспитания» потому что… | Ни при каких условиях не согласен с применением понятия «технология воспитания» потому что… | Согласен с применением понятия «технология воспитания» при следующих условиях, потому что… | Источники информации, на которых основываются ваши выводы |
6. В книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998» прочтите раздел 2.2 (с. 16).
Найдите в ней структуру педагогической технологии и изобразите ее в виде структурно-логической блок-схемы.
Ответ:структурно-логическая блок-схема педагогической технологии выглядит так:
В этой же книге найдите любую понравившуюся Вам по каким-либо основаниям педагогическую технологию. Внимательно изучите её. Сделайте вывод о том, совпадает ли описание выбранной вами технологии со структурой, представленной на с.16 книги? Сделайте выводы из анализа таблицы.
Я выбрал(а) педагогическую технологию ___________________________________________
Структура педагогической технологии из раздела 2.2 на с.16 | Структура выбранной вами педагогической технологии |
Вывод: __________________
Выпишите в тетрадь классификационные параметры выбранной вами технологии.
Лабораторная работа № 16
тема: базисные учебные планы общеобразовательных учреждений рф.
Цель: изучение особенностей базисных учебных планов (БУП) общеобразовательных учреждений РФ.
1. Внимательно изучите нормативную базу российского образования (http://www.ed.gov.ru; http://akmeo.rus.net), самостоятельно найдите соответствующие литературные источники и ответьте на вопросы, касающиеся особенностей базисных учебных планов 1998г. и 2004г. (в дальнейшем БУП–98 и БУП–04): http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/bup/
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Что устанавливает федеральный БУП? | |
2. | В чем принципиальные отличия БУП-98 и БУП-04? | |
3. | Какие учебные предметы относятся к базовым обязательным в БУП–04? | |
4. | Профильные предметы относятся к федеральному, национально-региональному или школьному компонентам БУП–04? | |
5. | Имеет ли право ученик, согласно БУП–04, выбирать сочетания базовых, профильных и элективных дисциплин по своему усмотрению, или это прерогатива ОУ? | |
6. | Какое минимальное количество профильных предметов обязан выбрать ученик согласно БУП–04? | |
7. | К какому компоненту БУП–04 относятся обязательные учебные предметы на базовом уровне? | |
8. | К какому компоненту БУП–04 относятся учебные предметы на профильном уровне? | |
9. | Каков объем часов школьного компонента БУП–04 за два учебных года? | |
10. | Каков объем часов регионального (национально-регионального) компонента за два учебных года? | |
11. | Имеет ли право ученик 10 профильного класса на обучение по индивидуальному учебному плану? | |
12. | Все ли учащиеся обязаны посещать элективные учебные предметы (курсы)? | |
13. | Совокупное учебное время, отведенное в БУП–04 на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать ……. часов за два года обучения. | |
14. | На какие цели можно использовать часы, отведенные на компонент ОУ в БУП–04? | |
15. | Каким образом представлен предмет технология в БУП–98 и БУП–04? | |
16. | Входит ли «технология» в перечень обязательных для изучения дисциплин на старшей ступени обучения в БУП–04? | |
17. | Что такое «индивидуальный образовательный маршрут ученика»? Как он строится (проектируется)? | |
18. | В чем сущность компетентностного подхода в обучении? | |
19. | Какие компетентности должны быть сформированы у выпускника школы? |
Лабораторная работа № 17
тема: государственные стандарты и программы учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования
Цель: изучение особенностей государственных стандартов и программ учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования
1. Внимательно изучите содержание государственных стандартов и программ учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования по материалам сайтов http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/ или http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ или http://www.profile-edu.ru ответьте на вопросы:
№ | Вопрос | Ответ |
1. | В чем состоит основное назначение Государственного стандарта общего образования? | |
2. | В чем состоят отличия стандарта по технологии от Примерной программы, рекомендованной МО? | |
3. | Назовите наименования разделов (структурных компонентов) базового и профильного уровней стандартов образования по технологии. | |
4. | Перечислите цели изучения технологии на базовом и профильном уровнях | |
5. | Какое количество часов отводит стандарт образования по технологии старшей школы на ее изучение на базовом и профильном уровнях? | |
6. | Какие функции выполняет Государственный стандарт образования? |
2. Сравните структуры базового и профильного уровней стандартов образования по технологии и заполните таблицу.
наименования разделов (структурных компонентов) | базовый уровень | профильный уровень |
содержание разделов | ||
® | ||
§ | § |
3. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные МО (см. сайты), ответьте на вопросы:
№ | Вопрос | Ответ |
1. | В чем состоит основное предназначение технологии в старшей школе на профильном уровне? | |
2. | Одинаковы ли требования к уровню подготовки учащихся по технологии на базовом и профильном уровнях? | |
3. | В чем их сущность на каждом из вышеназванных уровней? | |
4. | Перечислите основные направления технологической подготовки учащихся на профильном уровне. | |
5. | При каком условии в технологическом профиле проводится профессиональная подготовка школьников? | |
6. | Каковы основные препятствия внедрения образовательной области «Технология» в школах? | |
7. | В связи с осуществляемой профилизацией старшей школы предполагается резко сократить объём технологической подготовки учащихся. К каким негативным последствиям это может привести? | |
8. | Какой нормативный документ разрешает учителю создание собственной (авторской) рабочей учебной программы по предмету? | |
9. | Что определяет примерная (типовая) программа учебного предмета? | |
10. | В чем главное назначение рабочей учебной программы по предмету? |
4. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные МО (см. сайты), сравните требования к уровню подготовки выпускников старшей школы и заполните таблицу.
в результате изучения технологии выпускник должен: | базовый уровень | профильный уровень | |
общетехнологическая подготовка | специальная технологическая подготовка | ||
5. Внимательно прочтите Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Заполните таблицу.
№ | Вопрос | Ответ |
1. | В чем сущность профильного обучения? | |
2. | В чем сущность предпрофильной подготовки учащихся 9-х Кл? | |
3. | За счет каких часов проводится предпрофильная подготовка? | |
4. | Каковы функции элективных курсов предпрофильной подготовки? | |
5. | Каковы функции элективных курсов в профильном обучении? | |
6. | Средством достижения каких результатов является профильное обучение? | |
7. | Чем отличается расширенная учебная программа от углубленной? | |
8. | Допускает ли Концепция профильного обучения введение других специализаций по технологии на профильном уровне кроме указанных в Концепции? |
Лабораторная работа № 18
тема: система образования как фактор личностного
и профессионального самоопределения
И самореализации учащихся
Цель:охарактеризовать систему образования как фактор личностного и профессионального самоопределения и самореализации учащихся