Тема: педагогические проблемы взаимодействия воспитания в семье и школе.

Цель: охарактеризовать возможности и направления взаимодействия семьи и школы.

1. Ответьте на вопрос. Семья – это:

1) первичная ячейка общества;

2) хозяйственно-юридическая единица;

3) разновозрастная социальная группа, где совместно проживают 2-3 поколения;

4) связанная кровными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимной ответственности и взаимопомощи.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

2.Какие из перечисленных признаков относятся к понятию «педагогическое взаимодействие»?

1) случайность;

2) публичность,

3) целенаправленность;

4) вербальность;

5) систематичность;

6) длительность.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

Рассмотрите особенности такой традиционной формы работы классного руководителя с семьей, как приглашение родителей в школу для беседы в рамках разных воспитательных систем (ВС).

особенности
Авторитарная ВС Анархическая ВС (попустительская, игнорирующая) Демократическая ВС (школа сотрудничества)
     

Сравните различные формы взаимодействия семьи и школы с точки зрения их педагогических возможностей.

Формы взаимодействия Цели Общее Особенности
Родительский комитет      
Родительное собрание      
Родители в школе      
Учитель дома у учащегося      
Родительские лектории      
Психологические тренинги для родителей и детей      
Тематические семинары для родителей      

При каких условиях современный классный руководитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание?

Ответ _________________________________________________________________________________

6. Предложите свой вариант продолжения мысли Н.И.Пирогова: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а ……………….».

(Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 95).

Ответ:«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а ………………….».

7. В чем ярче всего проявляется кризис современной семьи? Кто в этом виноват: семья, школа, телевидение, общественное мнение, «страны развитого капитализма»? Заполните таблицу.

Признаки, показатели кризиса современной семьи В чем вина
семьи школы общественного мнения телевидения «стран развитого капитализма»
             


Можно ли утверждать, что в современной семье влияние СМИ и компьютера на ребенка больше, чем влияние родителей?

В чем проявляется Общий вывод
Влияние родителей на ребенка Влияние СМИ на ребенка Влияние компьютера на ребенка
         

Лабораторная работа № 14.

тема: целостный педагогический процесс

цель: сформировать понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре.

1. Ответьте на вопрос. Педагогический процесс – это:

1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;

2) единство социализации, воспитания и саморазвития;

3) специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;

4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

2.В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таблицу.

Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс
Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях
   

Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком?

Понятие, стоящее особняком ___________________________

Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.

Педагогическая теория  
Педагогическая система  




1) 2)

Педагогическая система  
Педагогическая теория  

Пояснения _____________________________________________________________________________

Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.

Педагогическая система Педагогическая теория Педагогические взгляды
Общее в этих понятиях
 
Различия в этих понятиях
     

Наши рекомендации