Раскройте специфику различных типов мировоззрения.

Мировоззрение Специфика
Житейское    
Философское    
Религиозное    

8. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211).

Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?
Ответ:   Ответ:  

9. «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его...» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209).

Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

Разделяю Не разделяю
Аргументы:   Аргументы:  

ЛАБОРАТОРНая РАБОТа № 10.

Тема: методы, средства и формы воспитания.

Цели:анализ классификаций методов, средств, форм воспитания; формирование умения работать с различными источниками педагогической информации.

Найдите в литературных источниках не менее трех классификаций методов воспитания. Заполните таблицу.

Основание классификации Методы (группы методов) Источник информации
1.    
2.    
3.    

Найдите 2–3 классификации средств воспитания и укажите основание классификации.

Основание классификации Типы, виды, группы, отдельные названия средств воспитания Источник информации
1.    
2.    
3.    

Найдите 2–3 классификации форм воспитания и укажите основание классификации.

Основание классификации Типы, виды, группы, отдельные названия форм воспитания Источник информации
1.    
2.    
3.    

4. Что такое метод воспитания? Отметьте правильный ответ:

1) пути достижения заданной цели воспитания;

2) способ воздействия на чувства и поведение воспитанника, создание условий для раскрытия его возможностей;

3) взаимосвязанный способ деятельности учителя и учащихся, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы;

4) способ управления развитием личности воспитанника;

5) совокупность приемов воспитания;

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

Установите иерархию следующих понятий: «метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания». Какая схема (из трех представленных) правильно отражает эту иерархию?

Метод воспитания
Приемы воспитания
Средства воспитания

1)

Метод воспитания
Приемы воспитания
Средства воспитания

2)

Метод воспитания

3)

Приемы воспитания
Средства воспитания

Ответ ___________

6. Какие из перечисленных понятий относятся к понятию «метод воспитания»?

1) пути достижения цели;

2) внешнее выражение процесса воспитания;

3) общие положения, которыми пользуются педагоги при решении воспитательных задач;

4) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника;

5) способы управления поведением;

6) формирование чувств и эмоций.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

В чем заключается различие между понятиями «метод воспитания» и «метод обучения»? Заполните таблицу.

Понятие Общие черты Различия
Метод воспитания    
Метод обучения  

Что влияет на выбор методов воспитания?

1) возраст воспитанника;

2) цели и задачи воспитания;

3) особенности творческого стиля учителя;

4) психологическое состояние учителя;

5) воспитательная система, в которой работает учитель;

6) индивидуальные особенности воспитанника;

7) пожелания родителей;

8) мнение учителя о воспитаннике и коллективе;

9) время воспитания;

10) уровень сформированности воспитательного коллектива.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

9. В Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения (поили рабов вином допьяна), чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству: дети видели, как безобразен пьяный человек, и учились воздержанности. Считаете ли Вы оправданным использование отрицательных примеров как метода воспитания? Почему? Сформулируйте развернутый и аргументированный ответ.

Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «метод воспитания».

Заполните таблицу.

Определение понятия «метод воспитания» На чем сделан акцент Что общего В чем различие
«...Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий» (Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993).      
«...Способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств» (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000).    
«...Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение задач воспитания» (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988).    
«...Общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации деятельности, отношений, общения <...>» (Щукина Г.И. Педагогика. – М., 1986).    

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.

Наши рекомендации