Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы.

АПОЛЛОН И МУЗЫ

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следует Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный, Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей - великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Фрунзе: Мектеп, 1984. – 448с.

1.4 Прочтите следующий отрывок из работы И. Ильина и ответьте на вопросы:

«...Философия как познавательное творчество есть в особом и углубленном смысле внутреннее делание и притом такое внутреннее делание, предмет которого, — и по сложности, и по значительности своей, и по неуловимости своей для какой бы то ни было внешней и механической проверки, — требует особой напряженной душевно-духовной культуры, особой остроты и чуткости теоретической совести, особой чистоты ока и воли. Философия, как никакая другая наука, стоит перед последними, самыми углубленными и утонченными и притом самыми духовно-значительными проблемами; утверждать что-либо в этой сфере — есть дерзание, и философ, больше, чем кто-нибудь, должен помнить о размерах своей ответственности».

Ильин И. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923 // Ильин И. Собр. соч. в 10 томах. М., 1994. Т. 3. С. 22-23.

Вопросы:

 

а) Как связана приводимая характеристика философии с «самосознанием» личности? Что такое, на ваш взгляд, «внутреннее делание»? Как вы полагаете, что нужно для того, чтобы оно состоялось: деньги, комфорт, благополучие и счастье, неудовлетворенность собой, внутренняя тревога? Сознание личной ответственности за использование «дара жизни», за счастье жить?..

б) Почему, на ваш взгляд, работа человека над собой требует известного уровня духовной культуры?

в) Как связаны между собой духовная культура, знание основ философии и навыки философствования?

г) Что, по-вашему, имеет ввиду автор под «особой остротой и чуткостью теоретической совести»? Можете ли вы сказать, как проявлялись эти качества в творчестве известных вам мыслителей?

д) Что означает в вашем понимании «особая чистота ока и воли»?

е) Как связаны эти качества с проницательностью мыслителя? С его критическим отношением к внешним красотам речи и эффектов?

ж) Известны ли вам примеры из истории прошлого или современной общественной жизни, характеризующие несоответствие между словами и делами людей, претендующих на роль властителей дум? Какие уроки можно извлечь из этих примеров?

1.5 Предлагаем вам познакомиться с суждениями другого русского мыслителя XX в. Н.А. Бердяева и выполнить следующие задания:

«Во всяком случае, одно несомненно: философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо. Предрассудок думать, что познание всегда рационально и что нерациональное не есть познание.

Через чувства мы познаем гораздо больше, чем через интеллект. Замечательно, что познанию помогает не только любовь и симпатия, но иногда также ненависть и вражда. Вся оценочная сторона познания - эмоционально-сердечная. Оценке же принадлежит огромная роль в философском познании. Без оценки не познается Смысл. Познание Смысла прежде всего сердечное. В познании философском познается целостное существо человека. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь не есть отрицание разума.

Дело идет о восстановлении целостности самого разума, который в средние века, несмотря на интеллектуализм схоластики, был более целостен, так что интеллект часто обозначал дух. Философия должна не отрицать разум, а раскрыть противоречия разума и имманентно обнаружить границы его. Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей, философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования. Но это предполагает, что сам познающий философ несет в себе опыт о противоречиях человеческого существования.

Опыт человеческого существования в его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой».

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 230-240.

Задания:

а) Выделите в тексте ключевые слова. Сформулируйте коротко основную мысль содержания фрагмента.

б) Согласны ли вы с мнением Н.А. Бердяева, что «вся оценочная сторона познания - эмоционально-сердечная»? Объясните свое видение проблемы.

в) Поясните мысль философа о том, что «критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе»?

г) Разделяете ли вы точку зрения Н.А. Бердяева на то, что «осознание духом смысла человеческого существования» предполагает наличие у познающего философа «опыта о противоречиях человеческого существования»? Распространяется ли эта способность на «нефилософов»?

д) Сравните размышления Н.А. Бердяева и И.А. Ильина. Определите их общность и различия.

1.6 Проанализировав таблицу «Мировоззрение», выполните задания:

а) Приведите конкретные примеры взаимосвязи основных элементов мировоззрения.

б) Опишите динамику его формирования.

в) Назовите особенности каждого из исторических типов мировоззрения.

г) Сопоставьте философское мировоззрение с мифологическим, религиозным, научным и обыденным, найдите черты сходства и различия.

Мировоззрение

Мировоззрение: -система взглядов человека на окружающий мир и место человека в нем; -предельно общее понимание мира и человека; -основа общественного и индивидуального сознания; -часть содержания любой науки;

Типы
____________________________________

 
  Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru

Обыденное Мировоззрение

       
  Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru   Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru
 

Философское мировоззрение

       
   
Религиозное мировоззрение
 
Компоненты  
 

Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru

Содержание: мироощущение мировосприятие миросозерцание миропонимание  
       
 
Познавательный: знания
    Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru
 
 
Ценностно- нормативный: идеалы, убеждения, принципы
 

Виды  

           
    Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru
 
    Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru
 
Эмоционально- волевой: взгляды, установки, настрой
 
 
Практический: умения,навыки, поступки
 

Выявите и опишите специфику мифологического мировоззрения, опираясь на приведенные ниже мифы. - student2.ru 1.7 Составьте схему или таблицу, показывающую, что философия есть теоретическое ядро мировоззрения, и внесите элементы отличия философского мировоззрения от идеологии, искусства и религии.

Наши рекомендации