Модель обучения как «развертывающейся истории»

1.Выявление значения темы:

— Что самое важное в теме?

— Чем она значима для детей?

— Что в ней обладает эмоциональной привлекательностью?

2.Поиск бинарных оппозиций:

— Какие бинарные оппозиции лучше всего выражают значение темы?

3.Перевод содержания в форму рассказа развертывающейся перед детьми истории:

— Какое содержание наиболее ярко, драматично воплощает бинарные оппозиции, дает подход к материалу темы ?

— Какое содержание лучше всего развертывает материал темы в цепь событий, сюжет?

4. Заключение:

— Каким путем разрешить конфликт, заложенный в бинарных оппозициях?

— К какой степени опосредствованного выражения этих оппозиций стоит стремиться?

5. Оценка:

— Как судить о том, что тема понята, ее значимость прочувствована детьми, содержание усвоено?

Формирование научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения

Процессуально -ориентированное обучение

Как отмечалось выше, название «процессуально ориентирован­ного» получил подход к обучению, сосредоточенный на самом способе получения новых знаний, процессе учебного исследования Мы остановимся на дидактических поисках, основанных на такой деятельности учащихся, которая моделирует научное исследование и тем самым ведет учащихся не только и не столько к усвоению свода фактических сведений, сколько к развитию нового проблем­ного видения, освоению исследовательских процедур. Особенно сильный импульс эти поиски получили в 60-70-е гг. в ходе пере­смотра школьных программ в индустриально развитых странах, когда заметная часть дидактических разработок была направлена на повышение научности в обучении, введение в обучение как содержательных, так и процессуальных сторон академических дисциплин. Именно тогда была проведена переориентация новых учебных программ на преподавание в духе соответствия научному мышлению, с общей установкой на обучение, в ходе которого «наука представлена как исследование».

Наиболее последовательные поиски в этом направлении на протяжении последних десятилетий выходили за пределы учебного исследования как частного приема, способа активизации обучения. Еще в конце 50-х гг. эту позицию выразительно сформулировал физик и педагог Ф.Резерфорд:

«Если все задачи исследовательского метода сводятся к тому, чтобы поощрять учащегося проявлять пытливость, любознатель­ность, задавать вопросы и стараться находить ответы самосто­ятельно, — то мы отстаиваем не более того, что давно исповедовали и осуществляли на практике хорошие учителя.»53

Иначе говоря, речь идет о том, что из приема обучения исследо­вание может стать его содержанием. Приведем синтезированное нами обзорное описание ряда моделей обучения как исследования, которые применяются в преподавании естественнонаучных и гуманитарных предметов на разных ступенях обучения.

Варианты модели систематического исследования

Исследовательская модель по Бейеру

1 Определение проблемы.

1.1. Осознание наличия проблемы.

1.2. Осознание ее значения.

1.3. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.

2 Выработка возможных ответов.

2.1. Изучение и классификация доступных данных.

2.2. Поиск взаимосвязей и построение логических умозаклю­чений.

2.3. Выдвижение гипотез.

3. Проверка предположительного ответа.

3.1. Сбор данных.

3.2. Организация данных.

3.3. Анализ данных.

4. Выработка заключительного вывода.

5. Применение вывода.

Исследовательская модель по Джойсу и др.

Фаза 1.

1. Столкновение с проблемой и отклик.

2. Организация исследования.

3. Операции.

4. Рефлексия и оценка.

5. Заключение. Фаза 2. Повторный цикл. Повторение шагов 1-5.

Исследовательская модель по Нельсону

1. Определение и формулирование существа проблемы.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Сбор и оценка данных.

4. Проверка гипотезы.

5. Предположительный вывод и принятие решения.

Исследовательская модель по Фентону

1. Видение проблемы на основе имеющихся данных.

2. Формулировка гипотез.

3. Понимание логических следствий гипотез.

4. Сбор данных с целью проверки гипотез.

5. Анализ, оценка и интерпретация данных.

6. Оценка гипотез в свете имеющихся данных.

7. Формулировка обобщения или вывода.

Наши рекомендации