Модель обучения как «развертывающейся истории»
1.Выявление значения темы:
— Что самое важное в теме?
— Чем она значима для детей?
— Что в ней обладает эмоциональной привлекательностью?
2.Поиск бинарных оппозиций:
— Какие бинарные оппозиции лучше всего выражают значение темы?
3.Перевод содержания в форму рассказа развертывающейся перед детьми истории:
— Какое содержание наиболее ярко, драматично воплощает бинарные оппозиции, дает подход к материалу темы ?
— Какое содержание лучше всего развертывает материал темы в цепь событий, сюжет?
4. Заключение:
— Каким путем разрешить конфликт, заложенный в бинарных оппозициях?
— К какой степени опосредствованного выражения этих оппозиций стоит стремиться?
5. Оценка:
— Как судить о том, что тема понята, ее значимость прочувствована детьми, содержание усвоено?
Формирование научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения
Процессуально -ориентированное обучение
Как отмечалось выше, название «процессуально ориентированного» получил подход к обучению, сосредоточенный на самом способе получения новых знаний, процессе учебного исследования Мы остановимся на дидактических поисках, основанных на такой деятельности учащихся, которая моделирует научное исследование и тем самым ведет учащихся не только и не столько к усвоению свода фактических сведений, сколько к развитию нового проблемного видения, освоению исследовательских процедур. Особенно сильный импульс эти поиски получили в 60-70-е гг. в ходе пересмотра школьных программ в индустриально развитых странах, когда заметная часть дидактических разработок была направлена на повышение научности в обучении, введение в обучение как содержательных, так и процессуальных сторон академических дисциплин. Именно тогда была проведена переориентация новых учебных программ на преподавание в духе соответствия научному мышлению, с общей установкой на обучение, в ходе которого «наука представлена как исследование».
Наиболее последовательные поиски в этом направлении на протяжении последних десятилетий выходили за пределы учебного исследования как частного приема, способа активизации обучения. Еще в конце 50-х гг. эту позицию выразительно сформулировал физик и педагог Ф.Резерфорд:
«Если все задачи исследовательского метода сводятся к тому, чтобы поощрять учащегося проявлять пытливость, любознательность, задавать вопросы и стараться находить ответы самостоятельно, — то мы отстаиваем не более того, что давно исповедовали и осуществляли на практике хорошие учителя.»53
Иначе говоря, речь идет о том, что из приема обучения исследование может стать его содержанием. Приведем синтезированное нами обзорное описание ряда моделей обучения как исследования, которые применяются в преподавании естественнонаучных и гуманитарных предметов на разных ступенях обучения.
Варианты модели систематического исследования
Исследовательская модель по Бейеру
1 Определение проблемы.
1.1. Осознание наличия проблемы.
1.2. Осознание ее значения.
1.3. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.
2 Выработка возможных ответов.
2.1. Изучение и классификация доступных данных.
2.2. Поиск взаимосвязей и построение логических умозаключений.
2.3. Выдвижение гипотез.
3. Проверка предположительного ответа.
3.1. Сбор данных.
3.2. Организация данных.
3.3. Анализ данных.
4. Выработка заключительного вывода.
5. Применение вывода.
Исследовательская модель по Джойсу и др.
Фаза 1.
1. Столкновение с проблемой и отклик.
2. Организация исследования.
3. Операции.
4. Рефлексия и оценка.
5. Заключение. Фаза 2. Повторный цикл. Повторение шагов 1-5.
Исследовательская модель по Нельсону
1. Определение и формулирование существа проблемы.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Сбор и оценка данных.
4. Проверка гипотезы.
5. Предположительный вывод и принятие решения.
Исследовательская модель по Фентону
1. Видение проблемы на основе имеющихся данных.
2. Формулировка гипотез.
3. Понимание логических следствий гипотез.
4. Сбор данных с целью проверки гипотез.
5. Анализ, оценка и интерпретация данных.
6. Оценка гипотез в свете имеющихся данных.
7. Формулировка обобщения или вывода.