Обучение через развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций

Один из способов активно включить детей в изучение материала темы — представить его в виде связного рассказа, своего рода истории. Такой подход применим в обществоведческих курсах и разрабатывается для преподавания обществоведческих разделов в начальной школе Канады и США (первые шесть лет обучения). Рассмотрим основные черты данного подхода к отбору и перера­ботке учебного материала.

Основное направление проработки учебного материала — выя­вление его эмоционально-личностной значимости для учащихся. Учитель продумывает содержание раздела, темы, задаваясь такими вопросами, как, например: «Что основное в содержании раздела?», «Что здесь наиболее значимо для детей?», «Что здесь обладает наибольшей эмоциональной привлекательностью?» Таким образом, здесь проявляется общая направленность поисковой ориентации в Дидактике на сочетание проблемности с значимостью обучения для Учащихся.

В качестве примера остановимся на содержании обществовед­ческого учебного материала, посвященного изучению муниципаль­ной общины как важнейшей социальной единицы. Основные представления о коммунальной общине определяются идеей взаимо­связи общих для ее членов потребностей и устремлений (безопас­ность, защита общих интересов, выживание, обеспечение базовых жизненных потребностей). По сути дела, коммунальная община представляет собой результат негласного и неписаного социального контракта, благодаря которому создается социальный организм, защищающий его членов от многих угрожающих факторов. Соци­альной жизни угрожает, например, свойственная большинству людей склонность ставить свои потребности и желания выше потребностей и желаний окружающих. Еще один источник угрозы человеческому обществу — стихийные бедствия.

Разумеется, учитель может сообщить детям, что каждый из них является членом коммунальной общины и что община — важнейшее звено всего общественного устройства. Но критерий значимости, хотя он и не всегда формулируется в явном виде, препятствует выбору информационно-рецептивного способа введения нового материала. Но насколько увлечет детей такого рода информация? Ведь ребенок воспринимает повседневную жизнь общины как нечто обычное, само собой разумеющееся.

Работая по данной модели, учитель стремится сочетать эмоцио­нальность, а значит, новизну, необычность в освещении темы, с той глубиной осмысления, которой тема заслуживает. Основным инструментом является вычленение в материале обучения так называемых бинарных оппозиций, т.е. противостоящих сторон жизненных явлений, противоположных сущностей, идей, понятий.

Для названной темы одной из возможных бинарных оппозиций является оппозиция «выживание — разрушение (уничтожение)». Если немного заземлить эту пару, снизить масштаб, можно говорить об оппозиции «безопасность — угроза». Динамика взаимосвязей в общине прослеживается, исходя из оппозиции «конкуренция — сотрудничество». Еще одну, быть может, менее глубокую характе­ристику общины можно рассмотреть сквозь призму понятий «зави­симость — независимость». Можно остановиться и на историческом аспекте развития жизни общин, исходя из понятий «изменения — стабильность».

Описывая опыт применения такого подхода К.Иган52 отмечает, что выбор в качестве основы «выживание — уничтожение», с одной стороны, соответствует возможностям восприятия и понимания детей, а с другой — подкрепляется содержательно, так как эти понятия действительно относятся к числу важнейших, фундамен­тальных для понимания основ социальной жизни. Иначе говоря, выбор доступного отнюдь не означает примитивизации содержания. Детскому пониманию посильны самые глубокие идеи. Разработки К Игана заставляют вспомнить мысль Дж.Брунера о возможности найти путь для знакомства ребенка практически с любым содержа­нием в любом возрасте.

В поисках канадских педагогов вырисовывается обобщенная модель подхода к обучению как к «развертывающейся истории», целостному рассказу об изучаемых явлениях. Схематически она выглядит следующим образом. (Каждый из элементов-этапов сопровождается вопросами, которые предстоит решить учителю при планировании и в организации учебной работы по теме.)

Наши рекомендации