Применение правил и принципов

Эта «стратегия обучения» основана на побуждении детей к объяснению новых явлений (предсказание последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.) путем применения общих правил и принципов. Иначе говоря, речь идет о применении учащимися имеющихся знаний.

Вводный, побуждающий вопрос учителя может носить отвлечен­ный, абстрактно-теоретический характер (например: «Что измени­лось бы, если бы основой денежной стоимости было не золото, а железная руда?» или «Что произошло бы, если бы электромагниты исчезли?»)- Вопрос учителя может быть и вполне конкретно практи­ческим (например: «Что произойдет, если изменить форму или состав сердечника электромагнита?»). В любом случае вводный вопрос носит открытый характер. Положительно воспринимая все ответы учащихся, учитель просит их давать разъяснения, обобщения, в тех случаях, когда ответы отходят от существа дела, меняет направленность обсуждения, возвращаясь к первоначальному вопросу.

В ходе следующей, второй, фазы учитель побуждает детей предсказать последствия, объяснить новые, незнакомые данные или явления, выдвигать гипотезы, предположения. Так, например, если кто-нибудь выдвинул предположение, что для стабилизации между­народной валютной системы необходимо на продолжительное время закрепить соотношение курса различных валют, учитель просит объяснить, как будет работать такая система и как эти меры могут повлиять на уровень производительности стран. В примере с изучением электромагнитов учитель может спросить, каковы могли бы быть последствия отсутствия электричества, как это могло бы повлиять на рынок рабочей силы, какова связь между магнитами и работой компьютеров и т.д. Иначе говоря, учитель ставит вопросы, побуждающие задуматься о причинно-следственных связях и соотношениях.

На заключительной фазе учащиеся проверяют выдвинутые ими предположения, гипотезы, выводы, либо указывают условия, при которых можно произвести их проверку. На уроках естествознания по мере возможности проводятся опыты.

В сжатом виде стратегию можно представить в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Применение правил и принципов

№ шага   Внешне выраженные мыслительные действия   Внутренние мыслительные операции   Побуждающие вопросы  
  Предсказание по­следствий, объя­снение незнако­мых явлений   Анализ сущности проблемы (ситуа­ции). Привлечение соответствующих сведений   «Что могло бы про­изойти, если бы...»  
  Объяснение и (или) подтверждение предсказаний и гипотез   Определение причинных соотношений, подводящих к предсказанию или гипотезе   «Почему, по-ваше­му, это могло бы произойти?»  
  Проверка предсказаний   Использование логи­ческих суждений, фактических сведе­ний для определения необходимых и до­статочных условий   «Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было полностью (или по большей части) справедливым?»  


В целом представленная модель индуктивного формирования понятий и представлений не только формирует понятия, но и учит Детей методам познания. Такой подход к обучению формирует логическое мышление, способствует его творческой направлен­ности, формирует представления о природе и характере челове­ческого познания, одновременно развивая конкретные знания, творческое мышление и речь детей.

Совокупность разработок, проведенных в русле идей Х.Табы, получида название «Модель индуктивного мышления». Обобщение этих разработок позволяет нам свести их в следующую модель Учебного процесса (таблица 2.5.).

Таблица 2.5. Модель формирования индуктивного мышления

  Фазы  
1. формирование понятий   1. Перечисление и составление перечня 2. Группировка 3. Обозначение, категоризация  
2. Интерпретация данных   4. Выявление основных черт 5. Объяснение выявленных данных 6. Построение гипотез  
3. Применение правил и принципов   7. Выдвижение гипотез, предсказание последствий 8. Объяснение и (или) подтверждение предсказаний и гипотез 9. Проверка предположений  

Таким образом, в модели формирования индуктивного мышле­ния обучение не сводится к школярскому приобретению знаний, оно выступает не только как обучение для жизни, но и более того, как своеобразная часть жизни ребенка, создаваемая учителем в классе. Модель представляет уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, стремление к балансу между такими элементами содержания образования, как знания и способы деятель­ности по образцу и формируемому у учащихся опыту творческой, исследовательской деятельности, между целенаправленным обуче­нием и развитием учащихся, между организующей деятельностью учителя и инициативой детей.



Наши рекомендации