Централизованного государства
Вопросы для обсуждения:
1. Народная педагогика дохристианской Руси.
2. Общие тенденции развития педагогических представлений в Киевской Руси – «Повесть временных лет», «Поучение детям» Вл.Мономаха, Изборники, «Пчела» и др.
3. Организация и содержание образования в братски школах Украины и Белоруссии. Киевская академия.
4. Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и её роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная и педагогическая литература.
5. Становление русской педагогики в Московском централизованном государстве как науки о христианском жительстве в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».
Источники:
1. В. Мономах. Поучение детям // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской революции). – М., 1985.
2. Домострой // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. / Сост. С.Д. Бабишин и др. – М., 1985.
3. Гражданство обычаев детских // Там же, или Очерки истории школы и педагогической мысли народов ССССР. С древнейших времен до к.17 в. – М., 1989.
4. Каптерев П.Ф. Общий ход разаития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. 1992. №№ 3-4.
5. Устав Слуцкой школы //Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. Э.К. Дорошевич и др. – М., 1986. – С. 165-166.
6. «Слуцкий компедиум» по риторике // Там же. – С. 167.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
- Иванов А. «Домострой» - всегда и сегодня. – М., 1993.
- Колосов В.В. Домострой без домостроевщины. – М., 1990.
- Мысли о православной педагогике: реферативно-хрестоматийный сборник. – М., 1994.
- Пилипов В. Так ли был плох Домострой? – М., 1992.
- Соколов В., Хитров В. Древняя Русь. – М., 1993.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Семинарское занятие № 4. Педагогическая концепция Я.А.Коменского (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Обострение борьбы против феодализма и массовый характер религиозно-демократического движения.
2. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А.Коменского. Мировоззрение, общественная позиция Я.А.Коменского.
3. Принцип природосообразности – центральная идея педагогической концепции Я.А.Коменского.
4. Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования и общественное назначение школ).
5. Проблемы нравственного и религиозного воспитания, формирования личности, роль семьи в воспитании ребёнка в произведениях Я.А.Коменского.
6. Требования к учителю.
7. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для развития педагогической практики.
Источники:
1. Я.А. Коменский Великая дидактика // Избр. пед. соч. В 2-х т. – М., 1982., - Т.1. – Гл. 6, 7, 16 -21, 31.
2. Я.А. Коменский. Материнская школа // Там же.
3. Я.А. Коменский. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Джибладзе Н.Г. Философия Я.А. Коменского. – М., 1982.
2. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1983.
3. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1989.
Семинарское занятие № 5. Теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения и педагогическая практика 18 – н.19 вв. (4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-психологический облик человека эпохи Просвещения.
2. Конкретизация идеального типа представителя новой эпохи – буржуа – в педагогических теориях виднейших представителей эпохи.
3. Теория свободного и естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо.
3.1. Мировоззрение и деятельность Ж.Ж. Руссо.
3.2. Цель и источники воспитания человека по Руссо.
3.3. Принципы естественного и свободного воспитания в теории Ж.-Ж. Руссо.
3.4. Возрастная периодизация и система воспитания ребенка у Ж.-Ж. Руссо (содержание и особенности воспитания ребенка от рождения до 2-х лет, от 2-х до 12-ти и т.п.).
3.5. Содержание и методы воспитания женщины.
4. Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г.Песталоцци.
4.1. Педагогическая и литературная деятельность И.-Г. Песталоцци.
4.2. И.-Г. Песталоцци о воспитании ребенка в семье.
4.3. Система элементарного образования детей и ее педагогическая обоснованность, задача, первоэлементы, основные методы и содержание.
4.4. Влияние педагогических взглядов И.-Г. Песталоцци на развитие педагогической теории и практики.
Источники:
1. Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании / Избр.пед.соч. В 2-х т. – М., 1987. - Т. 1.
2. Песталоцци И.-Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986.
3. Песталоцци И.-Г. Как Гертруда учит своих детей // Там же.
4. Песталоцци И.-Г. Книга матери, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить // Там же.
5. Песталоцци И.-Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода // там же.
6. Песталоцци И.-Г. Лебединая песня // Там же.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. – М., 1992.
2. Герье В.И. Руссо как личность // Педагогика. 1992. №№ 11-12.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
4. Малинин В.И. Штрихи к портрету // Педагогика. 1992. №№ 11-12
5. Роттенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие Песталоцци // Избр. пед. соч. В 2-х т. – М., 1998.
Семинарское занятие № 6. Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения в 60-е гг. 19 в. (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.
2. Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой).
3. Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства.
4. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н. Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы.
5. Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым.
Источники:
1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Антология педагогической мысли в России 1-й пол.19 в. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987.
2. Толстой Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли в России 2-й пол.19-нач.20 вв. – М., 1990. – С. 87-97.
3. Толстой Л.Н. Общий очерк характера Яснополянской школы 1862 // Там же. – С.97-115.
4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Пед.соч.: В 6-ти т. – М., 1988. – Т.1. – С.160-176.
5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Там же. – С. 154-160.
6. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же.- Т.2_ С.8-26.
7. Ушинский К.Д. Предисловие к 1 тому «Человек как предмет воспитания» // Там же. – Т. 5. – С. 7-38.
Основная литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
3. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
5. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
6. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
7. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
8. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Литвин Л. Идея «свободного воспитания» в истории русской и советской дошкольной педагогики // Дошк. восп. 1991. № 6.
2. Михайлова М.В. Дом свободного ребенка //Педагогика. 1993. № 4.
3. Орлов Ю. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика 1993. № 4.
4. Розанов В.В. Сумерки прсвещения. М., 1990.
5. Толстой Л.Н. Азбука. Новая Азбука. – М., 1988.
Семинарское занятие № 7. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе
И США в к.19 – н.20 вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные направления реформаторской педагогики: экспериментальная педагогика (В.А.Лай, Э.Мейман), теория умственной одарённости и зарождение педологии (А.Бине), прагматическая педагогика (Д.Дьюи), трудовая школа и гражданское воспитание (Г.Кершенштейнер), теория и практика «нового воспитания» (О.Декроли).
2. Развитие теории свободного воспитания в позитивистско-антропологической концепции М.Мотессори, антропософском подходе Р.Штейнера.
2.1. История и основные идеи педагогики М.Монтессори (организация воспитания и обучения в домах ребенка, воспитание сенсорной культуры ребенка, дидактические материалы и др.).
2.2. Основные идеи и принципы вальдорфской педагогики.
2.3. Возможности использования идей М. Монтессори и Р. Штейнера в современной педагогической практике.
3. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и пр.).
Источники:
1. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986. – С. 378-412.
2. Монтессори М. Дом ребенка, Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.
3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. – М., 1992.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Вальдоф-дайджест. Подборка материалов о вальдорфской педагогике. – М., Красноярск, 1992.
2. Монтессори-материал. Школа для малышей. – М., 1992.
3. Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом. – М., 1999.
Семинарское занятие № 8. Развитие школы и педагогической мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
4. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания молодёжи.
Источники:
1. Блонский П.П. О наиболее типичных педагогических ошибках организации трудовой школы // Избр.пед.соч. В 2-х т. – М., 1979. – С.165.
2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Там же.
3. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы // Пед.соч. В 6-и т. – М., 1978. – Т.2. – С.172
4. Крупская Н.К. Школьное самоуправление // Там же. – С.384.
5. Крупская Н.К. О политехнизме // Там же. – Т.4. - С. 40.
6. Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972. – с. 71.
7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. в 7-и т. – М., 1987.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Там же.
9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Там же.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. Для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М., 1987, С.17-32.
2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.Малинин В.И. , Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993.
3. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987 гг. – М., 1987. – Гл. 1,2.
4. Очерки истории советской школы и педагогической мысли народов ССССР (1917-1941 гг.). – М., 1980. – Ч.1, гл. 2-4, 8.
5. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной октябрем. – М., 1990.
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
№ | Тема | Вид деятельности | Результат | Количество часов |
3. | История образования и педагогических учений в странах Древнего Востока и античном мире. | Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. Заполнение сравнительной таблицы | Выступление на семинаре | |
4. | Религиозно-философские основы феодального образования в Западной Европе. 4.1. Педагогические идеалы Средневековья в системе религиозных ценностей и целей. 4.2. Аксиологические основания образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения. | Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. Подготовка к собеседованию по изученной теме | Выступление на семинаре Собеседование | |
5. | История образования и педагогической мысли в Киевской Руси и Русском государстве (до 18 в.). | Чтение статей, составление конспектов. Подготовка сочинений-размышлений, составление кроссвордов, определённых содержанием курса. | Выступление на семинаре, решение кроссвордов | |
6. | Образование и педагогическая мысль Западной Европы в период становления и развития индустриального общества (17 – 19 вв.). 6.1. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая концепция Я.А.Коменского. 6.2. Теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци) и педагогическая практика к.18 – н.19 вв. 6.3. Развитие ведущих педагогических идей в западноевропейской педагогической теории и практике до 80-х гг. 19 в. | Чтение статей, составление конспектов. Оформление таблиц и схем, определённых содержанием темы. Разработка проблемных и программированных вопросов по изученным разделам темам курса. | Выступление на семинаре. Выступление на семинаре. Проверка практических материалов | |
7. | Образование и пед. мысль России в период становления индустриального общества (до 90-х гг. 19 в.). | Подготовка к проведению имитационной деловой игры. Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. | Выступление на семинаре. Проведение имитационной деловой игры. | |
8. | Образование и педагогическая мысль в Западной Европе и США (к.19– н.20 вв.). | Реферирование предложенных источников, составление конспектов, подготовка практических образцов дидактических материалов и игр | Индивидуальный отчет | |
9. | Школа и педагогика в России к.19 – н. 20 в. | Разработка проблемных и программированных вопросов по изученным разделам темам курса. | Решение вопросов на занятиях | |
Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. | Реферирование предложенных источников, составление конспектов, подготовка к коллоквиуму | Выступление на коллоквиуме | ||
Основные этапы становления и развития советской школы и педагогики. 11.1. Развитие школы и педагогической науки в России после Октябрьской революции 1917 г. 11.2. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны (40–80-е гг.). | Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. Заполнение сравнительной таблицы. Подготовка к проведению ролевой деловой игры. | Выступление на семинаре. Проведение ролевой деловой игры. | ||
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса | Реферирование статей и составление конспектов, подготовка к экспресс-опросу. | Экспресс-опрос | ||
Всего: |
ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. История образования как наука и учебный предмет.
- Трансформация целей и содержания образования на ранних этапах развития человеческой цивилизации (первобытное общество).
- Религиозно-философские основы образования в странах Древнего Востока.
- Особенности афинской системы образования: цели, структура, содержание.
- Государственный характер школьного образования в Спарте.
- Философское обоснование целей и содержания образования в работах выдающихся представителей Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).
- Особенности теории и практики образования в Древнем Риме. М.Ф. Квинтилиан о воспитании оратора.
- Религиозно-философские основы педагогической теории Средневековой Европы.
- Влияние христианства на определение целей и содержания образовательной практики Средневековья.
- Аксиологические основания образования в Западной Европе эпохи Возрождения.
- Развитие гуманистических и демократических идей в педагогической теории Я.А. Коменского.
- Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования, общественное назначение школ).
- Социокультурные предпосылки и теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения.
- Социокультурная обусловленность и философское обоснование целей и содержания «воспитания джентльмена» в концепции Дж. Локка.
- Обоснование идеалов и ценностей свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
- Педагогические идеалы теории элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци в системе ценностей и приоритетов эпохи Просвещения.
- Философские и педагогические основы педагогической системы воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
- Развитие Ф.В.А. Дистервегом ведущих педагогических идей общечеловеческого воспитания и развивающего обучения.
- Социальная обусловленность выделения в 19 в. дошкольной педагогики в самостоятельную область педагогического знания. Состояние теории и практики общественного дошкольного воспитания (филантрописты, Ф. Фребель).
- Поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению в реформаторской педагогике к.19 – н.20 вв. (экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, теория «нового воспитания» и т.д.).
- Развитие теории свободного воспитания в позитивистско-антропологической теории М. Монтессори, антропософском подходе Р. Штейнера.
- Гуманистическая направленность педагогической системы Я.Корчака. Развитие гуманистических идей Я.Корчака современным образованием.
- Развитие ведущих идей в истории зарубежной педагогической мысли
- Развитие гуманистических идей в истории зарубежной педагогической мысли.
- Факторы формирования личности в истории ведущих зарубежных педагогических идей.
- Принцип природосообразности в истории развития зарубежной педагогической мысли.
- Историческая динамика становления идеи свободного воспитания в зарубежной педагогической мысли.
- История образования и педагогической мысли в русском государстве (6 – 17 вв.).
- Просветительские реформы в России к.18 в. Роль выдающихся идеологов и теоретиков в развитии русского образования.
- Политика «просветительского абсолютизма» 18 века в области образования в России. Школьная реформа 1786г.
- Становление и развитие системы образования в России 1-ой пол.19 в. Политический характер учебных реформ.
- Взаимосвязь развития философских и педагогических идей в общественно-педагогическом движении во 2-ой пол. 19 в. Проблемы и содержание школьных реформ в России.
- Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства.
- Развитие идеи народности в воспитании К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым. Учебные книги К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.
- Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы.
- Осмысление идеи свободного воспитания в России к.19 – н. 20 вв. (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).
- Основные этапы становления и развития советского образования.
- Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения. Пионерское движение.
- Методологические основы педагогической системы А.С. Макаренко, ее социальная обусловленность и значение для теории и практики советского образования.
- Развитие советской школы и педагогической науки в 30-е – 40-е гг. Проблемы обучения и воспитания.
- Политическая система, духовная сфера и образование в 50-е гг. Проблема укрепления связи школы с жизнью и практикой коммунистического строительства, политехнизация советской школы. Государственная политика в области образования в 60-е гг.
- Гуманистическая направленность педагогической системы В.А. Сухомлинского. Развитие основных идей В.А. Сухомлинского в деятельности педагогов-новаторов и в современной педагогике.
- Развитие и реформирование советского образования в 80-е гг. 20 в. Проблемы и перспективы.
- Основные тенденции в теории и практике российского образования 90-х гг. 20-го столетия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Раздел 1. Антологии и хрестоматии.
4. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства 14-17 вв./ Сост. С.Д. Бабишини др. – М., 1985.
5. Антология педагогической мысли России 2-й пол.19 – н.20в./ Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990.
6. Антология педагогической мысли: В 3-х т. – М., 1988.
7. Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. – М., 1994.
8. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. / Сост. Э.К. Дорошевич и др. – М., 1986.
9. Антология педагогической мысли России 18 в. / Сост. В.Г. Безрогов, О.М. Варьяш. – М., 1994.
10. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
11. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия. – М., 1987.
12. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия. / Сост. С.В. Лыков и др. – М., 2000.
13. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.В. Лыков и др. – М., 1999.
14. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.
15. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие. – М., 1981.
16. Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г.Б. Корнетов. – М., 1995.
17. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972.
18. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (с древнейших времен до 1917 г.). – М., 1972.
Раздел 2. Учебная историко-педагогическая литература.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
3. История дошкольной педагогики. / Под ред. Л.Н. Литвинова. – М., 1989.
4. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пединститутов. / Ред. М.Ф. Шабаева. – М., 1981.
5. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
6. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
7. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург., 1994.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 - 1980). / Под ред. Н.П. Кузина и др. – М., 1986.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до к.17 в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1989.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 гг. / Ред. Н.П. Кузин и др. – М., 1980.
11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 гг. / Под ред. Ф.Г. Паначина и др. – М., 1988.
12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1987 гг. / Отв. ред. Ф.Г. Паначин и др. – М., 1987.
13. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 18 –1-я пол. 19 вв. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. – М., 1973.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 2-1 пол. 19 в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1976.
15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. К.19 –нач.20 вв. / Отв. ред Э.Д. Днепров. – М., 1991.
16. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
17. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.