Л.Н. Толстым и К.Н. Вентцелем

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в странах Западной Европы и США в эпоху нового времени (XVII - 90-е гг.XIXв.)

Цель: показать в развитии ведущие идеи педагогических теорий прошлого с учетом эпохи, мировоззрения их авторов; выстроить систему взглядов и дать оценку прогрессивных тенденций становления педагогики, вскрыть противоречия в трактовке воспитания как общественного явления в период зарождения и развития буржуазного общества в Европе.

Задачи: студенты должны знать ведущие идеи и основные положения педагогических систем, концепций, теорий выдающихся педагогов и мыслителей XVII в. - 90-х гг.XIXв.; уметь синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных историко-педагогических источников, характеризовать задачи, принципы, формы обучения и воспитания, основные направления воспитания в различных странах Западной Европы и США в эпоху нового времени, находить в них общее и специфическое; выявлять противоречия в трактовке воспитания как общественного явления; оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи эпохи нового времени, применять знания на основе интегративного подхода из истории образования и педагогической мысли для осмысления современных педагогических проблем и инноваций в педагогической практике.

Основные понятия:педагогические теории, факторы развития личности, цели и задачи воспитания, принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности; задачи, содержание, принципы обучения; формы организации обучения; основные направления воспитания; требования к личности учителя; «золотое правило» дидактики, «система воспитания джентльмена», «теория свободного воспитания»; «теория элементарного образования»

План

1. Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Я. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов (Гельвеция и Дидро), И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега и Р. Оуэна.

2. Факторы развития личности в педагогических теориях Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов (Гельвеция и Дидро), И. Песталоцци, А. Дистервега и Р. Оуэна.

3. Принцип природосообразности в воспитании (Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервег).

4. Проблема соединения обучения с производительным трудом (Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервег, Р. Оуэн).

5. Возникновение и развитие научной дидактики (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег).

Рекомендуемая литература:

1. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. А.И. Пискунова – М., Сфера, 2006. – Т. 2 , - С.285-301.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

3. Джуринский, А. Н. Зарубежная педагогика: Учеб. пособ.для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М, 2008

4. Дистервег Ф. А. В. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. А.И. Пискунова – М., Сфера, 2006. – Т. 2 , - С.302-320.

5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. А.И. Пискунова – М., Сфера, 2006. – Т. 2 , - С.7-46.

8. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

9. Локк Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. А.И. Пискунова – М., Сфера, 2006. – Т. 2 , – С.47-67.

10. Оуэн Р. Новый взгляд на общество или Опыты об образовании человеческого характера // Там же. - С.268-271

11. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. А.И. Пискунова – М., Сфера, 2006. – Т. 2 , - С.238-250.

12. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании // Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. А.И. Пискунова – М., Сфера, 2006. – Т. 2 , - С.151-166.

13. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. вузов / В.Г. Торосян. – М.: Владос, 2006. – 352 с.

14. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

Методические рекомендации

Занятие проводится в форме коллоквиума. Специфика данного занятия состоит в длительной подготовке к нему по ходу чтения курса истории образования и педагогической мысли, изучения первоисточников и составления таблицы по проблемным вопросам.

Задача состоит в том, чтобы найти общее и специфическое в развитии ведущих идей у разных педагогов, сосредоточить внимание на изучении эпохи, мировоззрения автора теории, выяснить историческую преемственность и своеобразие трактовки отдельных вопросов. Заполняя таблицу, важно оценить монографическую сторону теории, а при обсуждении – проанализировать развитие той или иной идеи от одного автора к другому. Проследите, как развивается категория «цели воспитания» в педагогических теориях Западной Европы. В дальнейшем надо доказать, аргументировать связи последующих вопросов с трактовкой цели воспитания, показать, как цель воспитания определяет его содержание, методику, организацию и т.д.

При заполнении и доработке таблицы отметьте вопросы, которые вызывают затруднение, обсудите их во время коллоквиума.

Обращаясь к первоисточникам, выпишите название основных педагогических теорий, время их написания. Сделайте аннотацию и в подтверждение кратких записей, сделанных в таблице, выпишите из текста цитаты, иллюстрирующие то или иное положение.

Таблица сравнительной характеристики основных педагогических категорий в педагогических теориях истории зарубежной педагогики XVII-XIX в.в.

Автор, дата, страна Характерис тика мировозрения эпохи Факторы развития личности Цели, задачи воспитания Принцип природосообраз ности Место воспитания и обучения (семья, школа) Задачи, содержание, принципы обучения Формы организации обучения Трудовое воспитание Нравствен. воспитание Другие аспекты воспитания Требования к учителю (воспитателю) Оценка пед. теории

Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. Какая связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания?
  2. Почему Д.Локк отрицательно относился к «теории врожденных идей»? Каким образом педагогические взгляды Д. Локка связаны с историческими условиями Англии 17 в.?
  3. Каковы основные положения концепции воспитания Д. Локка?
  4. Что побудило Ж.-Ж. Руссо к обоснованию теории естественного свободного воспитания?
  5. В теории Песталоцци просматриваются элементы диалектики – докажите, подтвердите фактами.
  6. Проследите развитие принципа природосообразности воспитания в педагогических учениях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
  7. Где должно проходить воспитание и обучение и чему необходимо учить детей, по убеждению Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Русо и других?
  8. Проследите развитие трудового воспитания в педагогических учениях Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Р. Оуэна.
  9. Дайте характеристику взглядов французских материалистов XVIII века на роль воспитания в формировании личности.
  10. Раскройте содержание теории элементарного обучения И. Песталоцци.
  11. В чем заключается прогрессивность взглядов и педагогической деятельности Р.Оуэна?

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Реформаторская педагогика и инновационные процессы в зарубежной школе (к. XIX - н. XX вв.).

Цель: сформировать представления о том, что реформаторская педагогика явилась закономерным этапом в развитии теории и практики образования, который обусловлен потребностями научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов, необходимостью формирования активности и самостоятельности мышления в деятельности человека.

Задачи: студенты должны знать сущность реформаторской педагогики, ее основные течения, сильные и слабые стороны; основные пути реформирования систем образования в зарубежной школе кон. XIX - нач. XX вв.; уметь характеризовать опыт основных разновидностей экспериментальных (инновационных) учебных заведений в странах Западной Европы и США, осуществлять сравнительный анализ основных положений реформаторских направлений; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных источников; оценивать значимость концептуальных подходов различных авторов к педагогическим проблемам образования для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Основные понятия:Реформаторская педагогика (“новое воспитание”), “свободное воспитание”, “школа действия”, “трудовая школа”, "социальная педагогика”, “функциональная педагогика”, “прогрессивное воспитание”, педоцентризм в воспитании, “педагогика личности”.

Главные представители реформаторской педагогики:Э.Кей, Ф.Гансберг, М.Монтессори; Э.Мейман, В.А.Лай, Э.Торндайк, Д.Дьюи, У. Кершенштейнер, Э. Клапаред, А.Ферьер, О. Декроли, Э.Вебер, Г.Шаррельман, Г.Гаудиг, Э.Линде, У.Килпатрик, А.Бине, П.Лапи, Дж.Адамс, С.Френе.

Новые (“экспериментальные”) школы; метод проектов, обучение на основе “ центров интересов”, “Воспитание посредством искусства”, система индивидуального обучения “Виннетка-план”, “Дальтон-план”, “Говард-план”, метод свободной групповой работы Р.Кузинэ и др.

План

1. Сущность “реформаторской педагогики” и ее отличие от традиционной.

2. Основные течения реформаторской педагогики.

3. Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и США.

4. Поиск путей реформации зарубежной системы образования (втор. пол XX в).

Рекомендуемая литература:

1. Горшкова В.В. Интерпретации педагогической концепции Дж. Дьюи в российской педагогике 20-30-х гг. ХХ в. / В.В. Горшкова // Педагогика.– 2009.– № 1.– С. 60–72.

2. Данилова Е.С., Супрунова Л.Л. Методология сравнительной педагогики в трудах Брайана Холмса/ Е.С. Данилова, Л.Л. Супрунова // Педагогика.– 2009.– № 1.– С. 89–100.

3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 226-363, 307-348.

4. Джуринский, А. Н. Зарубежная педагогика: Учеб. пособ.для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М, 2008

5. Захарова О.Л. Университеты Германии в Болонском процессе/ О.Л. Захарова // Педагогика.– 2009.– № 2.– С. 101–106.

6. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

7. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

8. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Уч. пособ. для пед. уч. заведений / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ, «Сфера», 2001

9. Реформы образования в современном мире. - М., 1995.

10. Торопов Д.А. Образовательные новшества и особенности их реализации в Германии/ Д.А. Торопов // Педагогика.– 2009.– № 1.– С. 101–107.

11. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. вузов / В.Г. Торосян. – М..: Владос, 2006. – 352 с.

12. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

13. Хрестоматия по истории педагогики / Под. ред. А.И.Пискунова. – М., «Сфера», 2006. – Т. 3, С.37-45, 80-97, 113-146, 201-296, 320-332, 343-365, 373-379, 392-402, 501-507 .

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса используйте учебные пособия по истории педагогики. Наиболее подробно этот вопрос раскрыт в учебных пособиях А.Н. Джуринского (см. список литературы к данному семинару).

Выпишите определения «педагогический традиционализм» и «реформаторская педагогика»

Ответьте на вопросы:

1. В чем суть педагогического традиционализма?

2. Какие направления выделяют в парадигме «педагогический традиционализм»?

3. Чем отличается педагогический традиционализм от реформаторской педагогики?

4. Почему реформаторскую педагогику называют «новым воспитанием»?

При подготовке второго вопроса желательно составить в тетради таблицу, в которой будут изложены основные течения реформаторской педагогики.

Педагогическое течение Представители Основные идеи
     

Кратко охарактеризуйте представителей этих зарубежных педагогических течений конца XIX- начала XX вв.:

а) свободное воспитание,

б) экспериментальная педагогика,

в) педагогика прагматизма, или прогрессивизма,

г) педагогика личности,

д) функциональная педагогика,

е) воспитание посредством искусства,

ж) трудовое обучение и воспитание.

Из работ Г. Кершенштейнера, В. Августа Лая, Джона Дьюи следует сделать выписки, обратив внимание на те положения педагогических теорий, которые продолжали развиваться в первой половине и середине ХХ века. Например, дидактическая система прогрессивистов (Дж. Дьюи) имеет определенные положительные стороны, благодаря которым до сегодняшнего дня у нее не мало сторонников. Важнейшее ее достоинство состоит в указании на необходимость пробуждения и развития самостоятельности учеников, а также в разработке некоторых способов решения этой важной дидактической задачи. Среди них особого внимания заслуживает концепция так называемого учения через совершение открытий, разработанная известным американским психологом Джеромом Брунером.

Необходимо рассмотреть вопрос возникновения и развития педологии на базе экспериментальной педагогики в конце XIX в. в США. По третьему вопросу изучите статьи в журнале «Педагогика», в которых рассматривается опыт зарубежных экспериментальных учебных заведений (см. список литературы по теме семинара). Обратите внимание на экспериментальные учебно-воспитательные учреждения (школы):

· Новые школы (С. Редди, Дж. Бэдли, Э. Демолен)

· Сельские воспитательные дома (Герман Литц, Густав Винекен)

· Новая школа в Саммерхилле (А.Нейл), школа в Дарингтон-Холле

· Школа свободной умственной работы (Гуго Гаудинг, г. Лейпциг), школа имени Лихтварка (г. Гамбург), Вальфдорская школа (Р. Штайнер, г. Штутгарт)

· Школа Дальтон-план (Е. Пархест, г. Дальтон, США)

· Школа в Бикон-Хилле (Бертран Рассел)

· Экспериментальные школы по типу «трудовой» (Г. Кершенштейнер)

· Начальные школа в Западной Европе (при Иенском университете, в Бремене и Дрездене)

· Школа Г. Шаррельмана

· Школа для жизни (О. Декроли)

· Начальная школа Селестена Френе

· Экспериментальные начальные школы в США:

а 1) Лабораторная школа в Чикаго (Дж. Дьюи); 2) Органическая школа (М. Джонсон); 3) Игровая школа (К.Пратт);

4) Детская школа (М.Наумберг)

б 1) Начальная школа Е. Коллингса; 2) Начальная школа К. Уошборна; 3) Начальная школа А. Флекснера

При ответе на четвертый вопрос постарайтесь показать современные принципы организации образования в развитых странах Запада, акцентируя внимание на таких, как всеобщность и общественный характер среднего образования, глубокая дифференциация обучения и др. Необходимо обратить внимание на наиболее эффективные формы воспитания и обучения, на наиболее яркие традиции.

Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в первой половине 1990-х гг. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира в этот период. Подготовьте рефераты или сообщения по отдельным странам (по выбору студента).

Занятие организуется в форме беседы, в ходе которой обсуждаются предложенные вопросы. Предварительно необходима подготовка «экспертов» (студентов), более глубоко ознакомившихся с проблемой.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Особенности развития образования и педагогической мысли в России в CIC в. Разработка общих проблем педагогики как науки (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.И.Гессен).

Цель: сформировать представления о процессе оформления педагогики в самостоятельную отрасль научного знания.

Задачи:студенты должны знать основные положения педагогических теорий выдающихся отечественных педагогов и мыслителей XIX в. - нач. ХХ в.; уметь характеризовать вклад К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева и С.И.Гессена в разработку научных основ педагогики; анализировать и сравнивать основные черты педагогических теорий К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, С.И.Гессена.

Основные понятия:

Педагогика как наука; методология, дидактика, теория воспитания.

К.Д.Ушинский: идея народности, христианская духовность в воспитании, взаимосвязь педагогической теории и практики, педагогика как наука и искусство, педагогическая антропология№ семья и личность учителя - факторы воспитательного воздействия; воспитательное значение труда.

П.Ф.Каптерев: педагогическая теория; идея единства семейного, школьного и общественного воспитания; гуманистическая теория обучения.

С.И.Гессен: философия - основа педагогического знания; цели образования - цели культуры; ступени нравственного обучения: аномия, гетерономия, автономия.

План

1. Основоположник русской школы научной педагогики К.Д.Ушинский:

а) личность педагога, основные этапы его деятельности;

б) методологические основы педагогической системы К.Д. Ушинского;

в) дидактическое учение;

г) проблема воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.

2. Проблемы школьного воспитания и обучения в наследии П.Ф. Каптерева.

3. Педагогика как прикладная философия С.И. Гессена.

Рекомендуемая литература:

1. Антология педагогической мысли России втор. пол. XIX – н.XX в. – М.: Педагогика, 1990. – С.38-68 (работы Ушинского).

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Дридгер К.А. Проблема народности воспитания в России первой половины ХIХ в.: официальная и славянофильская позиции // Педагогика.- 2008.- №2. – С.70-74.

5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009

6. .История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособ. для пед. учебн. завед. / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

7. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Антология педагогической мысли России во 2 пол. XIX-н.XX в. – М.: Педагогика, 1990. – С.232-243.

8. Латышина Д.И. История педагогики. – М.: «Форум», 1998 – (Ч.III, р.II, п.I).

9. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

10. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. вузов / В.Г. Торосян. – М..: Владос, 2006. – 352 с.

11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – Собр.соч.: В 7 т. – М., 1952. Т.2. – С.157-166.

12. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр.соч.: В 7 т. – М., 1952. Т.2. – С.15-42.

13. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр.соч.: В 7 т. – М., 1952. Т.2. – С.336-361.

14. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

Методические рекомендации

Готовясь к занятию, необходимо особое внимание обратить на первоисточники. Здесь важно раскрыть и показать, что К.Д. Ушинский создал стройную, целостную педагогическую систему. Следует сделать выписки из статей К.Д. Ушинского, указанных в списке рекомендованной литературы, которые вам помогут «выстроить» ведущие идеи в схему и найти связи между такими явлениями, как народность, общественное воспитание, образованность и труд.

Читая статью «О народности в общественном воспитании», обратите внимание на то, что в интерпретации К.Д. Ушинского эта идея отражает просветительские, образовательные устремления самого народа. Педагог-демократ справедливо утверждал, что русское воспитание должно быть самобытным, народным. Почвой, в которой коренится народность, по мнению К.Д. Ушинского, является характер человека. Воспитание и обращается прежде всего к этому характеру. У каждого народа кроется «своё особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что составляет основу народности?

2. Как можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?

3. Что можно заимствовать, а что нельзя?

4. Какую роль играет родной язык в обеспечении народности?

5. Что К.Д. Ушинский считал основными чертами русского народа?

Анализируя статью «О пользе педагогической литературы», ответьте на следующие вопросы:

1. Когда и в связи с чем была написана эта статья?

2. Какие вопросы освещены в статье? Составьте подробный план статьи.

3. Как К.Д. Ушинский «разводит и соединяет педагогику как науку и педагогику как искусство»? При этом обратите внимание и приведите соответствующие выписки из статьи по поводу того, как К.Д.Ушинский отстаивал педагогическую науку, её права гражданства среди других наук.

4. С чем сравнивает К.Д. Ушинский «одну педагогическую науку без теории»?

При чтении статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» сделайте выписки-ответы на следующие вопросы:

1. В чём состоит воспитательное значение труда?

2. Что значит «труд – не забава, ученье – труд»? Как аргументирует эти вопросы К.Д. Ушинский?

3. В чём заключается нравственная сила труда? Обратите внимание на слова К.Д. Ушинского «Труд – есть единственное доступное человеку на земле и единственное его счастье…». «Если человек не трудится, то перед ним только две дороги гибельные: 1) апатия, скука; 2) дорога самоуничтожения от детских прихотей или скотских наслаждений».

4. Что значит «свободный творческий труд», по мнению К.Д. Ушинского?

В дидактической системе К. Д. Ушинского важно вычленить главное – зависимость психологических, дидактических и методических основ обучения в каждом звене учебного процесса от выдвижения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, отбора содержания, методов, форм, условий успеваемости.

К.Д. Ушинский внёс большой вклад в развитие дидактики, и потому важно раскрыть системность дидактической теории К.Д. Ушинского, её целостность, связи между воспитанием, образованием и развитием. Объясните её значение для современной школы.

При подготовке второго вопроса данного семинара обратите внимание на основные периоды педагогической деятельности П.Ф. Каптерева, черты его педагогической теории. Ознакомившись с работами П.Ф. Каптерева, докажите, что он продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Проанализируйте его утверждение о том, что педагогический процесс - это «один поток развития личности», состоящий из саморазвития и самоусовершенствования.

Готовясь к третьему вопросу, выделите особенности педагогической концепции С.И. Гессена. Обратите внимание на утверждение С.И. Гессена: философия – основа педагогического знания. Выскажите своё отношение к этому. Рассмотрев идеал свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, С.И. Гессен сделал более глубокий анализ понятий принуждения и свободы, стремясь обнаружить их внутреннее единство. Он выдвинул такие важные идеи как: 1) развитие у детей целеполагания («чтобы цели урока, хотя они и предписываются ученику учителем, были всегда таковыми, как будто ученик их сам себе поставил»); 2) вариативность содержания образования, отсутствие необходимости его жёсткой регламентации. Проанализируйте эти идеи. Обратитесь к работе С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» и проследите генезис его взглядов на сущность личностной свободы.

По второму и третьему вопросам данного семинарского занятия отдельные студенты готовят сообщения и доклады. Примерные темы доклада (реферата): «Идея свободного воспитания в истории педагогической мысли: Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен»; «Педагогическая теория С.И. Гессена».

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Особенности развития образования и педагогической мысли в России в CICв.. Гуманистические основы воспитания и образования (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).

Цель: продолжить формирование представлений об идеях свободного воспитания и педагогики ненасилия как основе гуманистической школы кон.ХIХ-нач.ХХ вв.

Задачи: студенты должны знать сущность концепции свободного образования Л.Н. Толстого; усвоить влияние философии свободы и идей славянофильства на формирование «педагогики ненасилия»; уметь характеризовать и сравнивать особенности свободной школы Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных историко-педагогических источников; показывать эволюцию идей свободного воспитания в современной педагогической теории и практике (на примере толстовских школ).

Основные понятия:

Свобода личности; свободное воспитание; педагогика ненасилия; социальное воспитание.

Л.Н. Толстой – «основной критериум педагогики – свобода»; свобода выбора со стороны учащихся; единственный метод воспитания – опыт; Яснополянская школа – творческая лаборатория.

К.Н. Вентцель – семейная школа; космическая педагогика; связь свободы и нравственности; «Великая Хартия Свободы».

План

1. Педагогика ненасилия и концепция свободного образования Л.Н.Толстого.

2. Проблема создания свободных школ в педагогических трудах К.Н. Вентцеля.

3. Реализация идеи свободного воспитания в школьной практике. Яснополянская школа Толстого и ее современные традиции.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев А.Л. Отечественное образование во второй четверти XIX в. // Педагогика. – 2006.-№4.-С.76-86.

2. Вейкшан В.А. Лев Толстой как педагог // Л.Н. Толстой. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан – М., 1989. Вступительная статья. – С. 6- 32.

3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание / Сост. Л.Д. Филоненко. – М., 1993.

4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления / Хрестоматия по истории школы и педагогики в России – М.: Просвещение, 1974.- С. 428-439.

5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Дридгер К.А. Проблема народности воспитания в России первой половины 19 в.: официальная и славянофильская позиции //Педагогика. – 2008. - №2. - С.70-74

7. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009

8. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века.: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ, «Сфера», 2006.

9. Латышина Д.И. История педагогики. – М.: «Форум», 1998.

10. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

11. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения – М.: Педагогика, 1989.- С.205 – 232.

12. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Там же С.271 – 289.

13. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Там же С.448 – 451.

14. Толстой Л.Н. О воспитании // Там же С.451 – 457.

15. Толстой Л.Н. О наказаниях и насилии в воспитании // Там же С.476.

16. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Там же С.134 – 200.

17. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

18. Чмелева Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец ХIX- нач. ХХ в.) // Педагогика.- 2009.- №2.- С.61-69.

19. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой и русская школа // Педагогика.- 2007.- №1.- С.86-93.

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу дайте краткую характеристику взглядам педагогов, творчество которых было неразрывно связано с идеей свободы личности: Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова и др. Покажите влияние философии свободы и идей славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев и др.) на формирование «педагогики ненасилия». Законспектируйте статьи Л.Н. Толстого (см. список литературы к данному занятию).

Обратите внимание на понимание Л.Н. Толстым природы ребенка, его развития и формирования личности. Раскройте сущность воспитания, цель и задачи воспитания, принцип свободы в воспитании, связь свободного воспитания с религией. В этом вам поможет заключительная часть статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Выделите те характеристики, которыми Л.Н. Толстой дополнил и развил теорию свободного воспитания Ж.- Ж. Руссо – народность и учет национальных особенностей; любовь к ребенку; профессиональная направленность; связь школы с жизнью; трудовое воспитание.

Готовясь ко второму заданию, обратитесь к работам К.Н. Вентцеля, указанным в списке литературы к семинару. Проанализируйте основные положения и выпишите цитаты, характеризующие особенности свободной школы К.Н. Вентцеля, сущность его «космической педагогики». Покажите связь «космической педагогики» с традиционными проблемами нравственного воспитания.

В педагогических воззрениях Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля можно выделить не только приверженность к идее свободного воспитания, но и любовь к ребенку, веру в его добрые силы, стремление понять его и создать условия для их саморазвития и самообразования, исходя из его интересов и природных особенностей, что и составляло основу гуманистической парадигмы в их педагогических концепциях.

Задание:заполните в таблице графу «Л.Н. Толстой» по аналогии с графой «К.Н. Вентцель».

Таблица. Сравнительная характеристика понимания сущности свободной школы

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Развитие образования и педагогической мысли в СССР в 1917 - 1940 гг. Социально-реформаторское течение в педагогике России 20-30-х гг. XX в.

Цель: сформировать представления об активном процессе поисков путей создания демократической школы и переосмысление педагогических проблем в новых условиях социально-экономической, политической и культурной жизни России после Октябрьского переворота 1917 г.

Задачи: студенты должны знатьведущие идеи и основные положения педагогических систем, концепций, теорий выдающихся отечественных педагогов 1917-1940 гг.; уметь раскрывать политико-идеологическую направленность в разработке проблем образования и воспитания в советское время; характеризовать сущность социально-реформаторского течения в педагогике 20-40-х гг., оценивать роль и значение в педагогической теории и практике деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных историко-педагогических источников, сопоставлять и интерпретировать различные подходы представителей советской педагогической мысли к определениям основных педагогических положений и категорий; оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи советской эпохи.

Основные понятия:Педология. Воспитательная система. Единая трудовая школа.

С.Т. Шацкий – концепция воспитания в социальной среде, школа как комплекс, цель воспитания – учет макро- и микроокружения ребенка; воспитание как организация жизнедеятельности, идея «воспитания ума», детский труд, творчество.

П.П. Блонский – педагогика – наука, ребенок – центр педагогического процесса; типология учащихся; генетический метод.

А.С. Макаренко – цель воспитания и принципы воспитательной работы; теория коллектива, коллектив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов; идея связи социального обучения и воспитания с производственным и творческим трудом; теория семейного воспитания (состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье), нравственное воспитание – воспитание долга, воли, характера, дисциплины.

План

1. Поиски путей реформирования образования в России после 1917 г.

2. С.Т. Шацкий и концепция школы – центра воспитания в социальной среде.

3. Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского.

4. Учение Макаренко о воспитании как педагогической системе.

Рекомендуемая литература:

1. Блонский П.П. Из статьи «Задачи и методы новой народной школы» // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972. – С. 233-251; «Основы педагогики» // Там же. – С. 251-253.

2. Гликман И. «Национальный проект», воспитание и наследие А.С. Макаренко // Народное образование.- 2006.- №6.- С. 117-124.

3. Гриценко Л.И. Концепция воспитания А.С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика.- 2006.- №2.- С. 89-96.

4. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.

6. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышына. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

7. Макаренко А.С. Цель воспитания // Соч. – М.: 1988, Т. 5 – С. 345-357; Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Там же. – С. 231-233; Трудовое воспитание, отношения, стиль, тон в коллективе // Там же. С. 190-203; Лекции о воспитании детей // Там же.

8. Слободчиков В. Педагогика А.С. Макаренко – социально-педагогическое открытие XX века // Народное образование.- 2006.- №6.- С. 149-155.

9. Соколов Р. «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С.Т. Шацкого» – центр социализации подростков // Народное образование.- 2007.- №6.- С. 195-201.

10. Степанова Л.А. С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий ХХ века //Педагогика.- 2009.- №1.- С. 115-121.

11. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. вузов / В.Г. Торосян. – М..: Владос, 2006. – 352 с. – (Учебник для вузов)

12. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

13. Чапала Ю. Антон Макаренко – магеллан педагогики // Народное образование.- 2006.- №6.- С. 184-186.

14. Шацкий С.Т. Предисловие к книге «Годы исканий» // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972. – С. 211-218; из статьи «Изучение жизни и участие в ней» // Там же. – С. 223-232.

Методические рекомендации

На данном семинаре изучаются наиболее важные вопросы, связанные с историей возникновения и становления отечественной педагогики.

При подготовке к первому вопросу необходимо познакомиться с двумя документами о единой трудовой школе РСФСР: Декларацией и Положением (см.: Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М., 1972, С. 71-81), сделать выписки, акцентируя свое внимание на следующих аспектах:

а) демократизация и гуманизация школы;

б) политехнизация школы;

в) вос

Наши рекомендации