Методы и средства воспитания в педагогике. Условия выбора и факторы, детерминирующие эффективность методов и средств воспитания.
Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г. И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (см. таблицу 12).
Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И.Ф. Харламов). В ней выделены: — Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения). — Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
I группа | II группа | III группа |
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения |
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие | Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие | Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и другие |
Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Это методы воздействия прежде всего на интеллектуальную сферу личности.
Убеждение — процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное отношение к ней воспитанников. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, при этом они утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их, формируя свою систему взглядов на окружающий мир и человека. Самоубеждение — метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником.
В процессе воспитания убеждение обычно дополняется внушением. Внушение — метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них — на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.
Метод положительного примера используется для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. Опираясь на идеал, примеры, достойные подражания, он создает условия, при которых у воспитанника формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение и поведение других людей. В результате он может сам изменить свое поведение, регулировать свои поступки.
Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как самостоятельные методы, но чаще всего они реализуются как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.
Рассказ — монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и пр.) или отрицательные (негодование и пр.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; вызвать желание подражать положительному примеру и т.п.
Беседа — диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. Беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.
Дискуссия и диспут в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую для учащихся.
К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся относятся: приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и другие. Приучение как метод наиболее эффективно на ранних возрастных этапах: для дошкольников и младших школьников. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. Важно показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Для выработки привычки требуется время. Данный метод предполагает контроль и самоконтроль за выполнением действий; благожелательное заинтересованное отношение учителя к детям; анализ возникающих трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы в выбранном направлении. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Этот режим должен быть целесообразным (разумным), последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.
Метод приучения является разновидностью метода упражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение в этом контексте есть упражнение. В ходе упражнения в правильном, жизненно значимом поступке повторяются не только действия и поступки, но и мотивы, их вызывающие.
Достаточно продуктивным методом организации деятельности и поведения учащихся является такой метод, как поручение. Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы (детского объединения) могут применяться самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др. Основными требованиями к реализации данного метода являются: объяснение общественной и личностной значимости поручаемого задания; показ образцов и сообщение критериев оценки результатов поручаемого дела (обучение выполнению задания); учет склонностей, интересов и возможностей воспитанников; соблюдение принципа добровольности и поощрения инициативы, творческого подхода к выполнению задания; оказание помощи в выполнении поручения; гласность в оценке результатов порученного дела, контроль за его выполнением.
Метод воспитывающих ситуаций — это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Он предполагает специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора, в процессе которой ребенок ставится перед необходимостью решить какую-нибудь проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.).
Педагогическое требование — один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.
К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом. — Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко). Характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого. — Ситуация свободного выбора: школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр. — Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию. — Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т.п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия. — Ситуация творчества (В.А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др. — Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, соответствующее ему волевое усилие и, как результат, достижение лучших показателей. Соревнование — это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, соперничеству и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности.
Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение — способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике.
Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» учеников и учеников, обойденных вниманием.
Наказание — такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; порицание, осуждение. Эти методы могут реализовываться по логике естественных последствий, как наказания-экспромты или как традиционные наказания. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является всё, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, образования, формы воспитания учащихся, воспитательного процесса, взаимодействия с воспитанниками, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н.Е. Щурковой).
Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает: цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.
26. Умственное воспитание личности. Его цель и задачи. Понятие о мировоззрении; его виды и функции. Педагогические условия и средства осуществления умственного воспитания учащихся.
Умственное воспитание — целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.). Как следует из данного определения, целями умственного воспитания являются формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения.
Интеллектуальная культура (культура мышления) — совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических знаний, умений и навыков, проявляющихся в интеллектуальной деятельности человека. От этой культуры зависят процессы социализации личности, ее творческие и профессиональные достижения. Интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п. В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума.
Задачи умственного воспитания:
- развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;
- формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;
- формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
- расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.
Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ. При этом наиболее значимыми видами деятельности являются: учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.); организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении); аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.); рефлексия своей деятельности.
Умственное воспитание включает воспитание информационной культуры учающихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими. Информационная культура позволяет эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Для воспитания информационной культуры в учебно-воспитательном процессе используются средства массовой информации, в том числе Интернет, информационные и компьютерные технологии; проводятся информационные часы, организуется работа информационно-пропагандистских групп.
Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.
Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И.Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся — важная педагогическая задача. В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см. таблицу):
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Объективные компоненты: Знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений.
Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл.
Субъективные компоненты: 1. Взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним.
2. Убеждения человека — знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил.
3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать.
В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И.Ф. Харламову).
ü Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.
ü Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.
ü Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см. схему).
Можно говорить также о мифологическом мировоззрении (опирается на фантастическое представление о мире), о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.
Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.
Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Младший школьный возраст: Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие).
Подростковый возраст: Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений.
Юношеский возраст: Важнейшее новообразование — самосознание личности — определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников.
Помимо учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования научного мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
Критериями сформированности мировоззрения личности являются:
— знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения; — устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;
- развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;
- проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.
27. Цель, задачи, содержание и методы нравственного воспитания. Сущность и критерии сформированности нравственной культуры личности.
Нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
· отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
· отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.);
· отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
· отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).
Методологической основой нравственного воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мораль. Мораль — форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность — освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д. Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т.п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность — общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.
Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения — синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т.п.).
Осуществляя нравственное воспитание педагогу следует: — Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета. — Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся. — Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т.д.).
Задачи и содержание данного направления воспитательной работы, как и всех других направлений, определяются возрастными особенностями учащихся (см. таблицу 15).
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Младший школьный возраст: Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду.
Подростковый возраст: Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т.п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Юношеский возраст: Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников.
Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.
В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.
Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:
- развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);
- развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;
- сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.
28. Воспитание гражданской культуры личности: содержание работы, методы и формы. Критерии сформированности гражданской культуры.
Введение школьников в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом. Целью (результатом) гражданского воспитания является гражданская культура личности. Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформи-рованности готовности личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность — качество, характеризующее личность как сознательного и активного гражданина. Гражданственность выражается в знании гражданских прав и обязанностей, в выполнении гражданского долга, готовности трудиться на общую пользу, в непримиримости к антигосударственным проявлениям, в ориентации на гуманистическую идеологию. Составными частями гражданской культуры являются национальная культура (патриотизм), культура межнационального общения, политическая и правовая культура.
Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания, гражданских чувств, опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Вышесказанное позволяет определить условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:
· осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и других народов, живущих в Беларуси;
· воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти;
· формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
· пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
· формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
· включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;
· повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Правовая культура личности — составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по ее воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь, доведение до сознания учащихся требований правовых норм, стремление к тому, чтобы эти требования (нормы) приобрели для них личностный смысл и стали руководством в повседневном поведении. Важной педагогической задачей также является обогащение опыта эмоционально-ценностных отношений школьников к правовым нормам, опыта решения жизненных проблемных ситуаций, формирование умений и навыков законопослушного поведения, готовности действовать юридически грамотно в различных жизненных ситуациях, профилактика противоправных действий.