Организация семинарских занятий по психологии
Семинар – это форма организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Семинарские занятия в школе и вузе играют важную роль, как в теоретической подготовке школьника, так и в практической.
Цель семинарского занятия – способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и процессов, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литрературы, формировать навыки самообразования.
Классификация: I. По целевому назначению: просеминар (Цель – ознакомить студентов со спецификоой самостоятельной работы, формирование навыков работы с научной литературой) собственно семинар (Цель – углубленное изучение отдельных, наиболее важных тем), Специализированный семинар (Цель – углубленное изучение проблемы, имеющей практическую направленность. например, проводятся на базе практики). II. По форме проведения: развертываетя беседа на основании плана; устный опрос по плану семинара; прослушивание и обсуждение докладов студентов; семинар-дискуссия; семинар-тематическая конференция.
Структура семинара: 1) Вступительное слово преподавателя (тема, цели, задачи 5-10 мин) 2) Основная часть (60-70 мин выступления студентов и обсуждение) 3) Заключительное слово преподавателя (10-15 мин подведение итогов, оценка достижений, оценка деятельности студентов, установка на следующий семинар)
Критерии оценки:
1гр Критерии оценки содерж занятия (соответствие темы и содержания) 2гр Критерии (организации) методики проведения (приемы, формы выполнения задания) 3гр Критерии результативности (оценка степени сформированности у студентов необходимых умений и навыков.
Семинарским занятиям должна предшествовать специальная консультация, на которой сообщается тема, план, список литературы, даются методические указания о целесообразной последовательности в подготовке, технике учебного труда. Эффективности семинарского занятия споствуют подготовка рефератов и практических заданий. Важен грамотно поставленный вопрос, целесообразна проблемная постановка вопроса, возбуждающая у школьников интерес и потребность найти научное объяснение рассматриваемым явлениям.
Методика семинарского занятия должна соответствовать уровню развития учящихся, характеру изучаемого материала. Важно регулировать активность аудитории, дать возможность проявить себя каждому, целесообразноо использовать дифференцированный подход, стимулирующий участие в работе учащихся разных уровней развития мышления.
Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чбобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Для студентов пед вузов - это главным образом педагогические ситуациии: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и мн др. Студенты других гуманитарных вузов, изучающих психологию, будут работать вне образовательной системы - в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями
К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие: Семинары-практикумы, на которых студент обсуждает различные варианты решения практических ситуативных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя. Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.