Тематика семинарских занятий по возрастной психологии

Тематика семинарских занятий по возрастной психологии

Семинарское занятие № 1

Тема: Введение в возрастную психологию

1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии. Связь с другими науками.

2. Стратегии исследования психического развития.

3. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.

4. Детство как предмет психологического исследования.

5. Классификация и характеристика методов исследования в возрастной психологии: наблюдение, экспери­мент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психиче­ского развития.

Задания для обсуждения и размышления:

1. Проанализируйте связь возрастной психологии с педагогикой и педагогической психологией.

2. Проанализируйте основные достоинства и недостатки исследования методов эмпирической группы.

3. Задачи возрастной психологии и перспективы её развития.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004 .-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах - М., 1982 - 1984. Т.1 С.192-209, 246-247, 265-271, 82-290; Т.2 С.23-89, 118-294; Т.6 С.32-37, 53-59.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

11. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Семинарское занятие №2

Семинарское занятие № 4

Тема: Проблема периодизации психического развития.

1.Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития в культурно-исторической концепции. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

2. Критерии периодизации возрастного развития: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологические новообразования. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Характеристика ведущих видов деятельности.

3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Кризисы развития.

4. Периоды и стадии развития по В.И.Слободчикову (оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация).

5. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Отклонения в психическом развитии.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004 .-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах - М., 1982 - 1984. Т.1 С.192-209, 246-247, 265-271, 82-290; Т.2 С.23-89, 118-294; Т.6 С.32-37, 53-59.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

11. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

14. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Вставьте пропущенные слова:

А) «Детская психология – наука, изучающая... и... психического развития ребенка: развития его ..., развития психических ... и качеств и формирования его...». В.С. Мухина.

Б) «Сензитивные периоды – возрастные периоды особой ... к пределенного рода влияниям ... действительности». Л.А. Венгер.

3. Сравните основные взгляды на развитие психики ребенка представителей биологизаторского и социологизаторского направлений и проанализируйте их. Дайте критический анализ этих направлений.

4. Раскройте основные подходы к проблеме соотношения обучения и развития. В чем сущность положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития?

5. Как вы кратко сформулировали бы, применительно к возрастной психологии, суть культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развиваемой ныне московской школой психологов – учеников и последователей Выготского?

Семинарское занятие № 5

Тема: Периодизации психического и личностного развития в зарубежных психологических теориях

1. Периодизация психического развития в психоанализе. Психоаналитические стадии как стадии психического генеза в течение жизни ребенка (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии).

2. Стадии развития личности по Э. Эриксону (младенчество, раннее детство, детство, школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость). Идентичность личности как психосоциальная тождественность и условие психического здоровья. Кризисы – «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.

3. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта как смена трех больших периодов (сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, формальные операции). Эгоцентризм детского мышления.

4. Развитие морального сознания как последовательный процесс (по Л.Колбергу). Стадии и уровни развития (доморальный уровень, конвенциональная мораль, автономная мораль).

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004 .-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

10. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

12. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

13. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Семинарское занятие № 6

Семинарское занятие № 7

Семинарское занятие № 8

Семинарское занятие № 9

Семинарское занятие № 10

Тема: Психологические особенности развития в подростковом возрасте

1. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.).

2.Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития и формирования личности подростков.

3. Биологические факторы как условия, влияющие на особенности психического развития подростка. Физиологическая основа пубертатного кризиса.

4. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство “взрослости”. Способность к сопереживанию и эмпатии.

5. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам.

6. Особенности развития познавательных процессов и их учет в учебной деятельности. Сравнение характеристики памяти, внимания, мышления с младшим школьным возрастом.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2.Заполните пробелы. Кризис личности подростка связан с_________ изменениями __________ созреванием, поиском_______ среди других, потерей __________.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Школьный тест умственного развития

- Тест «Личностный опросник Айзенка»;

- Тест «Определение доминирующего типа темперамента» ( А.В.Белов)

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

Основные понятия: чувство взрослости, агрессивность, пубертат, акселерация, акцентуации характера, аффективное поведение, гипер­сексуальность, девиантное поведение, дисморфофобия, дружба, иден­тичность, референтная группа, эмансипация, теоретическое мышление, Я- концепция.

Семинарское занятие № 11

Семинарское занятие № 12

Семинарское занятие № 13

Тема: Юность как стадия жизненного пути

1.Психофизиологическая характеристика юношеского возраста.

2. Социальная ситуация развития старшеклассника. Кризис юности.

3. Развитие личности в юношеском возрасте. Типы личностного развития. Развитие самосознания, ценностных ориентаций.

4. Основные новообразования в юношеском возрасте.

5. Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этических убеждений. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства. Юношеские дневники и их значение, формирование мировоззрения.

6.Особенности эмоциональной сферы. Различия с эмоциональной сферой подростка.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1.Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

2. Изучите работы И.С. Кона по проблеме психологии ранней юности. Основные характеристики в юношеском возрасте отразите схематично.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Измерение мотивации достижения,

- Диагностика инте5ресов и склонностей. Анкета интересов.

- Профессионально-диагностический опросник (ПДО).

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989. - 255 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

9. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

Семинарское занятие № 14

Семинарское занятие № 15

Семинарское занятие № 16

Практическая часть

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич),

- Определение направленности личности (ориентационная анкета),

- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

- Тест супружеских отношений.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.,1996.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

7. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

Семинарское занятие № 17

Семинарское занятие № 18

Практическая часть.

Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики:

- Шкала одиночества

- Шкала депрессии

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал. – 1996.- № 6.

3. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 280 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

6. Ливерхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

9. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб.пособие. – М., 2001.

Основные понятия: акмеология, молодость, взрослость, генеративность, жизненный кризис, кризис середины жизни, социальная зрелость, инволюция, одиночество, образ жизни, личностное самоопределение, самоактуализация, кризис идентичности, половая идентификация, опыт, персонализация, предстарческий психоз, старение, суицид, смерть, эвтаназия

Тематика семинарских занятий по возрастной психологии

Семинарское занятие № 1

Наши рекомендации