Методы обучения. Классификация методов
Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познаватеной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащегося, школьников между собой, с природной и общественной средой.
Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей. Прием, конкретный способ, деталь представляют собой часть, элемент метода. В педагогической практике методический прием применяется в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
Методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю. К. Бабанский).
Функции методов обучения: – обеспечивают обучающе-воспитательное взаимодействие учителя и учащегося; – передача и организация усвоения детьми знаний, формирование их мировоззрения; – обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков; – выработка у учащихся задатков и основ культуры умственного и физического труда; – развитие в детях познавательно-творческой активности.
М.А. Данилов и Б.П. Есипов Методы обучения–(источники знаний-) Группы: словесные (объяснение, рассказ), наглядные, практические (лабораторные).
Классификация методов обучения (Скаткин и Лернер): 1 объяснительно-иллюстративные методы обучения, 2 репродуктивные методы обучения, 3 частично-поисковые или эвристические методы обучения, 4 исследовательские методы обучения, 5 проблемные методы обучения. Объяснительно-иллюстративные методы Основная цель – организация усвоения информации учащимися. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию. Метод беседы - вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями: а) индуктивный - от частного к общему; б) дедуктивный - от общего к частному; в) эвристический - путем открытия. Метод школьной лекции Для учащихся 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. Позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут. Метод объяснения - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д. Метод объяснения присутствует всегда при изложениии нового материала, но его одного явно недостаточно. Метод рассказа - это монологичное изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции.
Репродуктивные методы – учитель должен системой заданий организовать деятельность учащегося по воспроизведению сообщаемых им знаний и показать способ деятельности учащегося, алгоритмизация. Учителем предъявляется алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий, в результате выполнени-я которых ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.
Частично - поисковые или эвристические методы (эврестическа беседа) учитель организут участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Применяют разные средства: устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т.д. Ученик воспринимат задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, мотивирует свои действия, но не планирует этапов исследования, это делает учитель (отличие от ислледовательского метода).
Исследовательский метод - способ организации поисковой, творческой деятельности учащегося по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для них в этом обучающаяя сила.
Проблемный метод обучения использование проблемного вопроса, использование проблемной ситуации, использование проблемного урока. Проблемное чтение - форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач. Виды приемов введения проблемной ситуации: научный и методический. Научный - вводит учащихся в мир действительно существующих или существовавших научных проблем, показывающий разработку научных проблем
Методы семинарских и лабораторных работ. Они имеют свои специфические задачи и соответвующую методику. Цель семинарского занятия - способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и проблем, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методическоой литературы, формировать навыки самообразования
Классификацияия методов обучения по способам передачи и получения информации: - вербальные, словесные; - машинные, позволяющие добывать сведения с помощью специальных программ; - наглядные, визуальные, передающие информацию в образной форме; - ситуативно-игровые, позволяющие извлекать знания из игрового моделирования жизненных процессов; - самостоятельные, дающие возможность получать факты, сведения, обобщения из книг и справочной литературы; - исследования, обеспечивающие получение новой информации из опыта.
Одной из самых распространенных является классификация методов обучения по источнику получения знаний Голанта. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащимся даются знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).