Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания.

Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В ЯШ занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой, сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

Определенного учебного плана, .программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали..

Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.




Педагогические течения начала XX века (С. Френе, Р. Штейнер, М. Монтессори, Я. Корчак.

Педагогические установки С. Френе

— «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

— «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».

— Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.

— «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы».

— «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина.

— Народная школа не может существовать без демократического общества.

Общие задачи воспитания:

— нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;

— развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;

— развитие практического мышления;

— обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;

Основные этапы воспитания

Принципы воспитания

На этих этапах С. Френе

До 2 лет — воспитание в семье.

«От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».

Условия, необходимые для воспитания в семье:

1) здоровье родителей и борьба

против тяжелых условий труда;

2) особая забота о беременных

женщинах;

3) создание необходимых условий для новорожденного.

От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».

«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».

«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.

С 4 до 7 лет — детский сад.

«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».

С 7 до 14 лет — начальная школа.

Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».

Наши рекомендации