Учебно-методические материалы обеспечения педагогической практики
Задание
Часть
Задание по методике преподавания безопасности жизнедеятельности для студентов ФТП специальности безопасность жизнедеятельности 5 курса
На 2012-2013 учебный год
Цели дисциплины:является изучение закономерностей между тремя сторонами обучения и на основе познанных закономерностей, закрепление теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, по предметам профильной подготовки.
формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;
ознакомление с состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, ознакомление и обобщение педагогического опыта;
выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности;
формирование диагностических умений выявления способностей учащихся;
воспитание профессионально значимых качеств личности учителя;
выявление связей науки с практикой.
Объектом практики является процесс обучения в образовательных учреждениях различного типа.
Педагогическая деятельность практиканта может рассматриваться как решение последовательно усложняющегося ряда задач, направленных на познание будущей профессиональной деятельности и формирование личности учащихся. Решение этих задач является вариативным, а сами задачи в готовом виде никогда не даются.
Эффективность педагогической практики студентов существенно зависит от реализации ее в целях, содержании и организации основополагающих исходных положений процесса обучения – педагогических принципов.
Основными принципами организации практики являются следующие:
1.систематичность и последовательность, непрерывность практики, усложнение ее содержания и методов организации;
2.связь ее с жизнью, соответствие ее содержания и организации нормативным принципам;
3.связь практики с изучением теоретических курсов, единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
4.комплексный характер практики;
5.интеграция вуза и образовательных учреждений (школы, ПТУ и т.п.);
6.сочетание педагогического управления;
7.дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом специфики факультета, индивидуальных особенностей студента.
Педагогическая практика, как форма профессионального обучения в высшей педагогической школе направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию их в ходе практической деятельности в образовательном учреждении, на теоретическое осмысление педагогических явлений и фактов. Если, в процессе теоретического обучения специальные, психолого-педагогические дисциплины изучаются раздельно, то в практической работе по обучению и воспитанию учащихся, знания по этим дисциплинам направлены на целенаправленное решение конкретных практических задач.
Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, администрацией и т.д.) и функций, что и деятельность учителя.
Качество профессиональных умений и навыков определяется степенью успешности деятельности учителя. Профессиональные умения – выполнение способов и приемов работы, совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с учащимися (единство интеллектуальных и практических действий), то есть профессиональные умения – это знания в действии, результат их применения в практической деятельности.
Во время педагогической практики надо овладеть следующими умениями:
2.1. определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
2.2. изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
2.3. осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (учебной и внеклассной работы по предмету, работа с учащимися);
2.4. использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной, игровой, трудовой деятельности учащихся;
2.5. взаимодействие с учащимися, учителями, классными руководителями, администрацией школы, родителями и другими лицами, принимающими участие в воспитании детей;
2.6. наблюдать, анализировать, проводить учебно-воспитательную работу и корректировать ее.
Задачи дисциплины:
При изучении курсов педагогики и психологии решается одна из главных задач – вооружение студентов знанием базовых психологических и педагогических понятий, усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, что является необходимым условием полноценного развития личности, формирования умений и навыков работы с учащимися. Эта задача может быть решена только при условии рациональной самостоятельной работы студентов, которая оказывает определенное влияние на результаты непрерывной педагогической практики и может удачно сочетаться с ней. Особое внимание следует обратить на самостоятельную работу студентов в период педагогической практики по вопросам педагогики и психологии, а также знание предмета. Самостоятельная работа студентов рассматривается и как форма организации обучения, и как средство и компонент творческой деятельности студента.
Внеаудиторная самостоятельная работа нацеливается не только на изучение определенного теоретического материала, но и на обогащение теоретических знаний, дополнение их за счет деловых, ситуационных и ролевых игр, выполнения научно-исследовательских заданий, написания обзоров, рефератов, докладов.
Перестройка учебного процесса показывает, что при организации самостоятельной работы студентов необходимо:
5. расчленить весь учебный материал на отдельные учебные единицы;
6. определить дидактические цели учебных единиц, виды, формы и методы самостоятельной работы студентов;
7. наладить управление самостоятельной работой студентов посредством консультаций, индивидуальных или групповых заданий, методических указаний и т.п.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
1.педагогику и психологию профессионального обучения, физиологию учащихся и соответствующие им специализации видов труда, психологию труда;
2.проектирование и конструирование форм теоретического и практического обучения;
3.проектирование внеучебной деятельности учащихся;
4.основы теории управления различными типами учебных заведений, принципы научной организации труда, правовые основы организации основ безопасности жизнедеятельности;
5.современные технические средства обучения, учебную технику и учебное оборудование, уметь квалифицированно и свободно ими пользоваться;
6.вопросы электро- и пожаро- безопасности;
7.обучение поведению в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;
8.освоение навыков оказания первой медицинской помощи.
Кроме того, студенты в период практики должны освоить ряд профессионально-педагогических умений, таких как: гностические (изучение собственной деятельности и деятельности учащихся), идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативные, прогностические, диагностические, конструктивно-педагогические, оперативные и др. Только на базе этих умений возможно применение знаний и успешное выполнение различных видов деятельности. Все знания между собой очень тесно связаны и взаимозависимы.
По всем видам деятельности, которые выполняет студент в период практики, разработаны основные требования, по которым проводиться экспертная оценка.
Задания по методической подготовке студентов БЖД 5 курса
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий (Тематический план)
1.Знакомство с учебно-материальной базой образовательного учреждения.
2.Изучение и методика проведения занятий в условиях ЧС.
3.Изучение приемов, методов и средств проведения уроков, формирование умений и навыков их проведения.
4.Изучение и разработка содержания инвариантных программ по курсу «ОБЖ».
5.Подготовка и проведение пробных уроков по программе «ОБЖ».
6.Анализ уроков общеобразовательного цикла учебного заведения.
7.Подготовка, проведение и анализ внеклассных мероприятий.
8.Выполнение заданий по циклу психолого-педагогических дисциплин.
9.Задания по методике обучения ГО и ОМЗ.
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Знакомство с учебно-материальной базой образовательного учреждения.Встреча студентов с администрацией школы, учителями, знакомство с базой педагогической практики, знакомство с мастерскими, особенностями педагогического процесса в данной конкретной школе.
4.2.2. Изучение и методика проведения занятий в условиях ЧС.Изучение различных видов ЧС. ЧС техногенного характера, поведение населения, действия работающих на предприятиях в условиях ЧС. Правила поведения в условиях ЧС природного характера. Автономное существование человека в условиях природной среды. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Изучение структуры РСЧС.
4.2.3. Изучение приемов, методов и средств проведения уроков, формирование умений и навыков их проведения.Изучение учебно-программной документации, устанавливающей цели ОБЖ и воспитания, изучение системы методов, форм и средств ОБЖ и воспитания, исследование возможности их применения в конкретном учебно-воспитательном процессе, исследование информации о развитии технологий промышленности, сельского хозяйства и использование собранных данных в учебно-воспитательном процессе, определение успешности трудового обучения и воспитания (динамика уровней обучаемости и воспитанности учащихся по сравнению с начальными). Определение этапов и способов реализации целей и задач, отбор и компоновка учебного материала, определение педагогических условий: материальных, организационных, психологических, планирование действий. Определение этапов и способов реализации целей и задач, отбор и компоновка учебного материала, определение педагогических условий: материальных, организационных, психологических; проведения занятий.
4.2.4.Изучение и разработка содержания инвариантных программ по курсу «ОБЖ».Изучение различных видов программ, анализ соответствия программы учебного заведения ее материально-техническому обеспечению курса ОБЖ. Разработка содержания системы уроков, в соответствии с программой.
4.2.5. Подготовка и проведение пробных уроков по программе «ОБЖ».Разработка плана-конспекта урока по определенной теме, подготовка учебно-методических материалов для проведения уроков.
4.2.6. Анализ уроков общеобразовательного цикла учебного заведения.Изучение алгоритма проведения анализа уроков, его выполнение. Методика проведения психолого-педагогического анализа урока, проведение тематического анализа.
4.2.7. Подготовка, проведение и анализ внеклассных мероприятий. Изучение и анализ плана воспитательной работы образовательного учреждения. Разработка внеклассного мероприятия по профилю специальности. Организация выставок, проведение экскурсий, подготовка тематических вечеров, конкурсов. Подбор материала и проведение олимпиад.
4.2.8. Выполнение заданий по циклу психолого-педагогических дисциплин. Задание выполняется под руководством кафедры педагогики и психологии, в соответствии с требованиями к специальности.
4.2.9. Задания по методике обучения ГО и ОМЗ.Составление плана по одному из видов гражданской обороны, применяемой в школе (организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений в мирное и военное время); описание структуры и органов управления ГО. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. Сохранение и укрепление здоровья – важное условие достижение высокого уровня жизни.
Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Производственная (педагогическая) практика проводиться в течение 18 недель, в соответствии с учебным планом. В период прохождения производственной (педагогической) практики студенты должны освоить все виды деятельности необходимые учителю безопасности жизнедеятельности. Студенты по время практики ведут «Дневник студента-практиканта», в котором отражают данные о виде практики, о типах учреждений, в которых проводится практика, перспективный творческий план своей работы на период практики, результаты выполнения учебных заданий по программе практики. Дневник является отчетным документом о выполненной работе.
По окончании каждого вида практики студентами предоставляется следующая документация:
1. отчет и учетная карточка с заключением и оценкой работы практиканта
2. подробная характеристика, выданная студенту и заверенная руководителем практики;
3. в содержание отчета по педагогической практике включаются планы-конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий и другие материалы. Отчетная документация представляется групповому руководителю практики. По окончании практики проводится итоговая аттестация.
Отчет должен содержать:
1.Характеристику учебного заведения (основные направления работы, тип учебного заведения и др.).
2.Характеристику методических объединений (подробно об ОБЖ).
3.Характеристику учебно-материальной базы по ОБЖ.
4.Планы-конспекты уроков по ОБЖ в соответствии с учебным планом школы и количеством недель на практике.
5.Анализы уроков.
6.Сценарий внеклассного мероприятия.
7.Характеристику учащегося.
8.Характеристику класса.
9.Анализ внеклассного мероприятия.
10.Общие направления профильного обучения в школе.
Приложения
Приложение 1
Педагогический дневник
студент группы ____________________________________ ТГПУ
фамилия, имя, отчество
Начало практики ____________ Конец практики __________
Практика проводиться в школе № _______________(ПТУ, лицее, колледже, Доме творчества и т.д.)
города (села) ______________________ района ______________________
области _______________________________________________________
Практикант прикреплен к _____________________ классу (группа)
Классный руководитель _________________________________________
Учитель по предмету ___________________________________________
Руководитель практики от ТГПУ _________________________________
Адрес школы, телефон __________________________________________
Администрация школы __________________________________________
Далее отводятся страницы, на которых ведутся следующие записи:
-Список учащихся по форме:
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Общественная работа | Отметки за четверть (год) | Примечание |
1. Расписание звонков
2. Записи текущей работы в соответствии с индивидуальным планом педагогической практики по форме:
Дата, время | Вид и содержание работы практиканта | Отметки о проверке | Личные впечатления и замечания |
Приложение 2
Содержание отчета о результатах педагогической практики
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ:
1.1. контингент учащихся;
1.2. материальная база;
2. УЧЕБНАЯ РАБОТА:
2.1. работа, проведенная практикантами по изучению педагогического опыта учителей и системы учебной работы в школе ОБЖ;
2.2. количество и тематика уроков, проводимых практикантами, их оценки;
2.3. количество посещенных уроков учителей ОБЖ и других предметов;
2.4. трудности, встречающиеся при проведении и подготовке к урокам.
3. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ОБЖ:
3.1. какие формы и методы внеклассной работы по ОБЖ применяются в школе;
3.2. какая внеклассная работа проведена практикантом.
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
4.1. взаимодействие методики преподавания БЖД с педагогическими технологиями, применяемыми в учебном процессе;
4.2. какие направления исследований проводятся в вашем учебном заведении;
4.3.опишите ваши исследования в области методики преподавания БЖД.
Приложение 3
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока ОБЖ
«____» _______________ 20__ года
1.Класс ______
1Тема урока._______________________________________________
2.Цель урока:_____________________________________________
3.Задачи урока____________________________________________
обучающая –_____________________________________
развивающая –___________________________________
воспитывающая –_________________________________
4.Объект труда____________________________________________
5.Материально-техническое оснащение_______________________
6.Ход урока:
7.1. Организационная часть.
7.2. Изложение нового материала (полностью весь текст материала).
7.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке (виды самостоятельной работы, ее организация)
7.4. Повторение пройденного материала и закрепление нового материала (в чем заключается?)
7.5. Разбор практического применения содержания урока.
7.6. Подведение итогов занятия.
План конспект утвержден групповым руководителем для проведения урока ОБЖ «____»___________________20___ г.
Замечания к уроку
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Групповой руководитель ______________________________(___________________________)
(подпись) (ФИО)
Приложение 4
СХЕМА
«Психолого-педагогический анализ урока»
1. Школа, класс, предмет, фамилия, имя, отчество учителя.
2. Тема, цель, тип урока.
3. Организационные вопросы урока (своевременность начала и окончания, готовность класса к уроку, целесообразность замечаний учителя).
4. Выполнение учителем общепедагогических требований к проведению урока:
а) научность изложения учебного материала, доступность, соотношение теории и практики;
б) характер воспитательного воздействия на учащихся в ходе урока;
в) выполнение основополагающих и дидактических принципов;
г) взаимосвязь изучаемого с ранее изученным материалом;
д) использование межпредметных связей при рассмотрении учебных вопросов;
е) умение учителем владеть классом, распределять свое внимание;
ж) сотрудничество учителя и учеников;
з) качество речи, литературная грамотность, (эмоциональность, выразительность, лаконичность, точность, темп речи, артистичность).
5. Структура урока. Соотношение времени, отводимого на контроль знаний, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание. Соотношение самостоятельной работы учащихся и активности восприятия теоретического материала.
6. Умение и навыки учителя в использовании технических средств обучения в постановке опытов, демонстрации наглядных пособий. Рациональность использования классной доски и ее площади. Качество записей и зарисовок на доске и в тетрадях.
7. Какие способности, склонности обнаруживают учащиеся и в каких видах деятельности? Уровень развития памяти. Имеется ли продуктивная система в выполнении учебных упражнений?
8. Насколько четки выводы и выделение главного на отдельных этапах урока. Как подводятся итоги всего урока?
9. Уровень трудности и посильности выполнения задания. Соблюдение критерия оценок. Объективность и аргументированность оценки знаний, умений и навыков.
10. Фактическое состояние знаний, умений и навыков учащихся:
а) уровень знаний и степень понимания учебного материала;
б) убежденность и умение доказывать правильность своих суждений;
в) уметь применять знания на практике для выполняемых технологических операций;
г) культура и грамотность речи.
11. Заключительные выводы по уроку:
а) место данного урока в системе уроков по изучаемой теме;
б) выполнение намеченного плана урока;
в) воспитательный и образовательный уровень урока;
г) сравнение качества данного урока с предшествующими.
Данный анализ применяется при условии полного общепедагогического анализа урока. В зависимости от цели посещения урока могут быть проанализированы отдельные этапы урока.
Приложение 5
СХЕМА
психолого-педагогической характеристики учащегося
1.1. Фамилия, имя, отчество, класс в котором учится школьник.
1.Семейные условия: состав семьи, занятия родителей, взаимоотношения в семье и их влияние на учащегося; наличие постоянных обязанностей в семье; характер связи семьи со школой.
2.Индивидуально-психологические особенности: направленность личности, круг интересов, их глубина и устойчивость; проявление интереса к различным профессиям; идеалы, волевые качества; эмоциональные черты характера, преобладающее настроение, сила переживаний, характер привычек.
3.Общее умственное развитие учащегося: кругозор, начитанность, сообразительность, умение рассуждать и доказывать, выражать свои мысли в устной и письменной форме. Особенности внимания, памяти, воображения, мышления. Особенности внимания (преобладающий вид внимания, какие виды внимания больше развиты). Память (типы памяти, точность и полнота восприятия запоминаемого материала, характерные особенности запоминания учебного материала); воображение; мышление (умение практически пользоваться знаниями и т.д.) склонность к естественным и гуманитарным наукам.
4.Отношение к учебной работе: успеваемость по разным предметам и отношение к ним; уровень самостоятельности в работе; сосредоточенность и устойчивость внимания, отношение к домашним заданиям, систематичность, добросовестность их выполнения; способы воздействия на ученика, применяемые учителем; каковы его результаты.
5.Отношение к другим видам труда: добросовестность в выполнении трудовых заданий, любимые и не любимые виды труда.
6.Дисциплинированность: уровень дисциплинированности в различных социальных ситуациях; мотивы дисциплинированности; избранные меры педагогического воздействия, их мотивы и получаемые результаты, наличие дисциплинарных взысканий.
7.Положение ученика в коллективе: традиции коллектива, взаимоотношение в коллективе, степень сплоченности и взаимопомощи; участие учащегося в коллективных делах; его авторитет в коллективе; влияние коллектива на данного учащегося.
8.взаимоотношение с окружающими и отношение к самому себе: отношение с родителями, учителями, со сверстниками, мотивы отношений; наличие или отсутствие желания приказывать, умение подчиняться; отношение к критическим замечаниям; оценка своих умственных и физических возможностей; уровень этических отношений к себе и окружающим (отзывчивость, вежливость, правдивость, добросовестность, скромность, выполнение взятых обязательств).
9.Физическое развитие: состояние здоровья, его влияние на психологическое состояние; занятия физкультурой и спортом.
ВЫВОДЫ: общее заключение об особенностях личности учащегося; перспективы его развития; пути и средства дальнейшей индивидуальной работы с ним.
Приложение 6
СХЕМА
психолого-педагогической характеристики класса
(учебного коллектива)
1. Общие сведения о коллективе учащихся (количество учащихся, возрастной состав, когда сформировался коллектив, взаимодействие с другими коллективами и т.д.).
2. Взаимоотношения внутри классного коллектива. Степень сплоченности коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения; особенности взаимоотношений между девочками и мальчиками; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива. Наличие в коллективе неофициальных вожаков, характер их влияния на класс; наличие «отверженных», причины их появления и возможные пути изменения отношения к ним других членов коллектива.
3. Особенности взаимоотношений учителя и коллектива учащихся. Особенности личности классного руководителя (мастера п/о) – образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.; его влияние на коллектив; отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учеников.
4. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: Уровень (стадия) развития коллектива; характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, возможность коррекции этих недостатков.
Приложение 7
СХЕМА
составления внеклассного мероприятия и его анализ
1. Наименование мероприятия.
2. Школа, класс.
3. Цель мероприятия.
4. Оформление, оборудование.
5. Примерный сценарий мероприятия.
6. Анализ подготовки к проведению мероприятия.
7. Инициаторы и организаторы мероприятия.
8. Учет интересов учащихся при выборе мероприятия.
9. Особенности планирования мероприятия и подготовки к нему.
10. Формирование новых понятий и представлений учащихся в процессе подготовки к мероприятию.
11. Оформление помещения, оборудования в соответствии с целями и задачами проводимого мероприятия.
12. Увлеченность учащихся ходом мероприятия.
13. Психолого-педагогические выводы:
14. Значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся; методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия, методы и средства их устранения.
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА
по производственной педагогической практике студента
Томского государственного педагогического университета
________________________________________________________________________________
факультета ________________ курса ___________ группы ______________________________
специальности _Безопасность жизнедеятельности.
Проходил практику с ____________ по ________________ в школе ______________________
_______________________________________________________________________________.
Групповой руководитель (ФИО, должность): _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
и выполнил следующую работу:
1. Посетил уроков ____________ у учителей ____________ у студентов.
Дата | Темы уроков | Класс | Оценка/ Подпись |
Заключение группового руководителя _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ___________ Подпись _________________ (_____________________).
2. Воспитательная и внеклассная работа.
Классный руководитель (ФИО, класс) _______________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата | Мероприятие | Оценка/ Подпись |
Заключение классного руководителя ________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оценка классного руководителя _______ Подпись _________ (__________________).
Подпись директора школы _______________________________ (_______________________).
М.П.
Заключение руководителя практики от факультета ____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оценка ________________ Подпись _____________ (____________________).
Заключение руководителя практики от кафедры общей педагогики и психологии_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка ________________ Подпись ____________ (___________________).
Приложение 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
ОТЧЕТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
С «___» _____________ ПО «___» ____________ 20___г.
СТУДЕНТА ______ ГРУППЫ ______ КУРСА _________ ФАКУЛЬТЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ ________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО)
РУКОВОДИТЕЛИ ПРАКТИКИ:
1. ________________________________________________________________
(должность, степень, ФИО)
2. ________________________________________________________________
(должность, степень, ФИО)
3. ________________________________________________________________
(должность, степень, ФИО)
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ: _________________________________
_________________________________________________________________
(Название учебного учреждения)
Томск 20 __г.
Задания по психолого-педагогической практике для специалистов педагогических специальностей
2.7. Знакомство и анализ документации и основных направлений деятельности образовательного учреждения (ОУ): план учебно-воспитательной работы ОУ (учебный план, план воспитательной работы).
2.8. Знакомство с должностной инструкцией классного руководителя ( определение направление работы в разных возрастных группах).
2.9. Характеристика класса: социальный паспорт (количество, соотношение ,успеваемость, проблемные группы детей и т. д.) Приложение 4.
2.10. Проведение образовательного мероприятия, направленного на коммуникативное общение и взаимодействие в классе.
2.11. Анализы фотографий урока (3 урока). Приложение 5.
2.12. Сделать анализ дидактической структуры 1 урока (с обязательным анализом соответствия структуры урока типу урока) (Приложение 6). Определение активности учащихся на уроке на основе наблюдений в один из учебных дней на 3 уроках (Приложение 7).
7. Проанализировать и оценить коммуникативный стиль взаимодействия в системе “учитель-ученик”.
1 задание
1. Изучение документации ОУ (по возможности самостоятельно, либо из беседы, лекции завуча) (Приложение 1):
-историческая справка МОУ
-анализ учебного плана МОУ (с обязательным указанием особенности национально-регионального и школьного компонентов данного МОУ)должностных инструкций учителя-предметника.
2. Описание основных направлений работы и специфики МОУ (цели работы ОУ, -цели воспитательной работы, цели и назначение методических объединений и вспомогательных служб и их соответствие общей цели ОУ) (Приложение 2, 3) по следующим источникам:
-программа развития ОУ (или план работы ОУ на учебный год)
-план работы методических объединений ОУ
Приложение 1
Характеристика основных школьных документов ОУ
№ п/п | Наименование документа | Содержание и назначение школьного документ |
1. | Паспорт ОУ | (описать структуру документа) История школы Характеристика педагогического коллектива |
2. | Учебный план школы | Особенности национально-регионального и школьного компонентов ОУ (описать структуру документа) |
3. | Должностная инструкция учителя-предметника | Права и обязанности учителя-предметника (проанализировать, написать собственный вывод о необходимости и актуальности документа) |
4. | Классный журнал | Перечень и характеристика основных разделов (описать структуру документа) |
!! Примечание: содержание школьных документов должно быть представлено в краткой форме (общие положения), но особо следует обратить внимание на пункты, указанные в таблице.
Приложение 2
Характеристика основных направлений работы и специфики ОУ
№п/п | Наименование документа, источника информации | Содержание |
1. | Программа развития ОУ (или план работы ОУ на учебный год) | Компоненты документа (содержание), структура |
2. | План воспитательной работы учителя | Структура, содержание |
!!! Примечание: содержание школьных документов должно быть представлено в краткой форме (общие положения)
Приложение 3
Вспомогательные службы ОУ
№ п/п | Наименование вспомогательной службы ОУ | Назначение и содержание деятельности |
1. | Психологическая служба | |
2. | Валеологическая служба | |
3. | Медицинская служба | |
4. | Детские общественные организации и т.д. |
!!! Примечание: заполняется при наличии вспомогательных служб в ОУ. При отсутствии вспомогательных служб ответьте на следующий вопрос – какие вспомогательные службы необходимы в ОУ? Ответ обоснуйте.
Приложение 4
Социальный паспо