II. Работа с коллективом родителей.
К коллективным формам работы с семьей относятся: собрания родителей — групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей.
1. Родительские собрания. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей, ознакомление с жизнью и работой детского сада. Внимание родителей обычно сосредоточивается на определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся. Общие собрания родителей проводятся 2—3 раза в год, групповые — 1 раз в квартал. С целью лучшего педагогического просвещения матерей и отцов тематика родительских собраний планируется перспективно, на несколько лет вперед; за годы посещения ребенком дошкольного учреждения родители получают достаточно полные знания по основным вопросам его воспитания.
Тематика общих родительских собраний отличается от групповых. На последних обсуждаются вопросы более актуальные для родителей детей данного возраста; например, темой общего собрания является «Нравственное воспитание детей, роль семьи в его успешном осуществлении», а в средней группе она может конкретизироваться: «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у детей трудолюбия», «Воспитание у детей уважения к старшим» и т. д. Подготовка воспитателя включает работу над докладом, подбор и оформление наглядно-иллюстративного материала, оповещение родителей и др. Объем доклада воспитателя рассчитывается на 20—25 мин неторопливого изложения. Содержание его должно быть логичным, сопровождаться наглядным показом пособий, работ детей, литературы, просмотром кинофильма, диапозитивов, слайдов на соответствующую тему. Используя примеры, важно учитывать психологию родителей: преобладать должны положительные факты; что касается отрицательных, то здесь нужна осторожность и такт. Лучше в этом случае не называть имен, а в индивидуальной беседе после собрания продолжить разговор о том, как преодолеть недостатки у ребенка или неверное отношение к нему в семье.
После собрания воспитатель обязательно интересуется, как родители реализуют полученные советы и предложения.
2. Групповые консультации диктуются результатами изучения семейного воспитания. Например, на консультацию по теме «Руководство изобразительной деятельностью детей дома» приглашаются те родители, которые не уделяют этому достаточного внимания. Заведующий, врач, логопед, музыкальный руководитель также консультируют родителей по вопросам, относящимся к их компетенции.
3. Вечера и кружки для родителей и других членов семьи, например: «Музыка и дети», «Книга в жизни ребенка», «Ребенок и природа». Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих родителей. Например, после выступления музыкального руководителя дети исполняют разученные ими песни, пляски.
Интересен опыт проведения вечеров и на такие темы: «Как надо любить своих детей», «Роль отца в воспитании детей», «Знаем ли мы своих детей»; вечеров вопросов и ответов; полезны также встречи родителей с детскими писателями, поэтами, композиторами. Оправдывают себя и такие формы работы с семьей, как устный журнал, встреча за круглым столом, в которой участвуют педагоги, врач, юрист.
С целью помочь родителям в овладении практическими умениями, необходимыми в воспитании детей, для них организуются кратковременные кружки, на занятиях которых они обучаются кройке и шитью детской одежды, вязанию, приготовлению разнообразных блюд, с ними разучивают детские песни, учат искусству изготовления самодельных игрушек и т. д.
4. Открытые дни для родителей (родительские дни), которые планируются на год. Родители заранее оповещаются о них. В эти дни они наблюдают занятия, игровую и трудовую деятельность, прогулки детей: какими приемами пользуется воспитатель в их обучении и воспитании, как они занимаются, трудятся, ведут себя в коллективе. Кроме специально планируемых открытых дней, практикуется показ родителям отдельных фрагментов из жизни дошкольного учреждения.