Организация работы с группой воспитанников, работа с детским коллективом

Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой, в которой отечественные педагоги различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).

Началом организации коллектива младших школьников, по мнению Н.П. Аникеевой, является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого[7].

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности. Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу. Л.И. Новикова[8] выделяет в качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе частные цели - близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску. Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, "огонек" и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной "разведки" интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.

Следующий шаг на первом этапе - коллективное планирование. Выделение актива - важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться на таких учащихся, которые в ходе "разведки", коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше. Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные комитеты намеченных дел.

Отсутствие у воспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство. Первый этап можно считать завершенным, когда:

- приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

- развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

- действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;

- складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;

- в качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);

- у младших школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.

На втором этапе коллектив младших школьников развивается, совершает поступательное движение при условиях решения все более сложных задач. Прежде всего, усложняются способы организации коллективной жизни - коллектив переходит к полному самоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление - это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.

Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности школьников. И теперь имеют место близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение непосредственного удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе. Но не они являются характерной особенностью второго этапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложную познавательную, политическую и трудовую деятельность.

Деловые отношения в коллективе на этом этапе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительные и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива.

В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа - представительное, содержательное, динамическое и действенное общественное мнение - на первом этапе оно еще складывалось и не обладало совокупностью всех необходимых признаков. Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные в делах коллектива школьники, то на втором этапе им на смену приходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.

Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

- цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;

- коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;

- у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.

На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:

- в коллективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;

- в таком коллективе нейтрализуются случаи «изолированности» и чрезмерной полумерности, «лидерство» отдельных детей;

- возникает интерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление «группового эгоизма», групповой замкнутости.

Расцвет таких отношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.

Изменение мотивов деятельности на этом этапе - увлеченность ее идейной стороной - как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная позиция и т.д. Теперь «ради идеи» выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важное новообразование - признак устойчивости личности, ее саморегуляции.

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

- цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

- поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;

- этому способствует процесс самовоспитания - предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

- самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни. Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время.

Методика организации ученического коллектива основывается на двух аспектах: необходимо вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, следует так организовать и стимулировать эту деятельность, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеурочная работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.

В процессе организации деятельности классному руководителю следует обратить внимание на подбор содержания, форм и методов, направленных на создание и воспитание сплоченного коллектива. Успешность воспитательной работы в коллективе младших школьников во многом зависит от четкости поставленной цели, планирования, последовательности, контроля результатов и рефлексии на каждом этапе деятельности.

Наши рекомендации