ГЛАВА 1. Дидактика с позиций современной социокультурной ситуации

ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ

Учебное пособие

Издательство

Тюменского государственного университета

О.С. Задорина ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 180 с.

Предлагаемое пособие направлено на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы дидактики» и содержит конспекты лекций по дисциплине, материалы для практикума, задания для самоконтроля.

Пособие разработано для студентов всех форм обучения направления «Педагогическое образование».

Рабочие программы для всех специальностей и направлений размещены на сайте Университета http://utmn.ru/ и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: https://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии и педагогики.

Рецензенты:

И.Н. Емельянова,доктор педагогических наук,зав. кафедрой общей и социальнойпедагогики ТюмГУ;

О.В. Огороднова,кандидат педагогических наук, зав. сектором взаимодействия с вузами и научными организациями Департамента образования и науки Тюменской области

Ответственный за выпуск:

А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

© Тюменский государственный университет, 2012

© О.С. Задорина, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. Дидактика с позиции современной социокультурной ситуации
§1. Современная социокультурная ситуация и требования к образованию и обучению
1.1.Модели образования разных эпох
1.2.Развитие современного образования в информационном обществе
1.3.Требования к личности информационного общества. Компетентностный подход
1.4.Противоречия и трудности современного образования. Инновационные процессы в образовании
§2 История становления, предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории
2.1.Понятие дидактики
2.2.Дидактические концепции и подходы
Резюме
Вопросы и задания для самопроверки
ГЛАВА 2. Процесс обучения
§1. Процесс обучения и дидактические принципы
1.1.Сущность и структура обучения
1.2.Виды обучения
1.3.Методы обучения
1.4.Принципы дидактики
§2. Урок. Его роль и особенности в информационном обществе
2.1.Классно-урочная система и попытки ее совершенствования
2.2.Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Типология уроков
2.3.Целенаправленность урока
2.4.Роль учителя в подготовке и проведении урока
Резюме
Вопросы и задания для самопроверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Ключи к тестам для самоконтроля
Темы курсовых работ
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для подготовки к экзамену
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью курса «Основы дидактики» выступает формирование представлений о целях, содержании, структуре, движущих силах, видах и организационных формах обучения. Особое внимание уделяется специфике процесса обучения, организуемого в условиях постиндустриального информационного общества.

Дидактические проблемы рассматриваются в общепедагогическом плане, когда процесс обучения выступает как важная часть воспитания и развития личности. Все задания для самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области дидактики.

Задачи курса:

-формирование представлений о современной ситуации в образовании, предмете и задачах дидактики, сущности процесса обучения, современных образовательных технологиях, методах и формах обучения;

-знакомство с критериями выбора системы и методики обучения в зависимости от конкретных задач и особенностей педагогической ситуации;

-развитие рефлексивно-оценочного сознания будущего педагога.

Курс «основы дидактики», рассчитанный на 8 аудиторных часов, конечно же, слишком краток, чтобы вместить огромный объем сведений по дидактике. Для более полного усвоения данного курса рекомендуется обратить особое внимание на классические и современные работы по дидактике как отечественных, так и зарубежных авторов, выполнить контрольные и практические работы, ответственно отнестись к выполнению заданий для самостоятельной работы.

В лекциях использованы материалы книг Ивановой Е.О, Осмоловской И.М. «Теория обучения в информационном обществе», Загвязинского В.И. «Теория обучения: современная интерпретация», Видт И.Е. «Культурологические основы образования».

В информационном обществе

Сущностные черты информационного общества

Среди определяющих черт информационного обществаможно выделить следующие.

Происходит ускоренное накопление информации, объем которой даже по узкой профессиональной сфере деятельности превышает возможности человека ее воспринимать и анализировать в полном объеме. Информационные и телекоммуникационные технологии перекрывают расстояния и позволяют локальным процессам интегрироваться в единый процесс в реальном времени (Аветисян П.С.), что приводит к возможности становиться участниками и даже управляющими единых глобальных процессов людям, находящимся на отдаленном расстоянии друг от друга. Так единое информационное пространство ведет к созданию единого социокультурного пространства как ареала распространения и влияния культурных достижений информационного социума. Это пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы.

Знания и информация выступают не только средством, но и целью, и главное - ценностью социума. Особое ценностное отношение к информации и знанию, умение их создавать, хранить и передавать, а также доступность этих ценностей – основная отличительная черта информационного общества. Для него характерно наличие такой социальной структуры и стратификационной модели, в которой высок удельный вес социальных групп (страт, слоев), так или иначе занятых процессом производства, потребления и распространения информации. Кроме того, переход к информационному обществу связан с резким возрастанием роли, значения и распространения высшего образования, поскольку именно оно обеспечивает, прежде всего, производство нового знания. Главным источником производительности становится воздействие знания на само знание (Г.Е. Сборовский).

Субъекты образования информационного общества

Черты современного образовательного процесса информационного общества радикально меняют положение и учащегося (студента), и педагога (учителя, преподавателя). Последний перестает быть монопольным обладателем знания, а первый - смиренным подражателем и потребителем дозированной информации. Если ранее учащийся был «замкнут» в конечных системах общего и профессионального образования, то сейчас он становится субъектом нетрадиционного непрерывного образования: социокультурный статус «учащегося» заменяется положением «обучающегося», что фиксирует его самостоятельность и активность в познавательном процессе (Литвиненко Л.Л.).

Изменение отношений в системе «учитель-ученик» исследователи связывают со снятием противостояния в этой оппозиции, со смещением роли учителя в сторону «консультанта». В эпоху развития информационных образовательных систем эта роль вполне оправдана. Информация, которая обрушивается на ученика ежедневно, зачастую разбросана, не систематизирована, избыточна. Ученик не всегда в силу возраста и недостаточного опыта может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы, оценить качество информации с точки зрения ее полезности и достоверности. Кроме того, школьнику сложно сохранять "внутреннюю дистанцию" в увлекательном и захватывающем существовании в "виртуальной реальности", противостоять давлению массовой культуры. Задача образования и конкретного педагога – помочь школьнику преодолеть поверхностность и фрагментарность восприятия и выйти на уровень целостного видения и осмысления мира, сформировать способность творческого усвоения и индивидуальной переработки любых текстов (электронных и печатных). Как консультант педагог помогает учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор, разрабатывать маршрут для самостоятельного поиска нужной информации, советует определенные сайты, web-страницы, организует обмен данными между учениками-пользователями Сети, помогает целесообразно использовать время, проводимое в Сети, оценивает информацию, найденную учащимся в Сети.

Еще одна новая для педагога роль, появившаяся в связи с развитием информационных технологий и их внедрением в систему образования, – это роль создателя информационно-образовательной среды как пространства различных форм и методов размещения и отображения знания, в том числе гипертекстовых и гипермедийных форм представления знаний. Также к современным ролям педагога можно отнести роли модератора (педагог, осуществляющий поддержку и организацию активной работы участников образовательного проекта), сетевого предметного методиста (учитель-методист, оказывающий методические услуги посредством Интернет-коммуникаций по своему предмету другим педагогам), дистанционного тьютора (педагог, оказывающий образовательные услуги для школьников или взрослых через Интернет, как правило, пользующийся учебными материалами, разработанными другими авторами), куратора дистанционного обучения (педагог, организующий процесс дистанционного обучения – набор на курс, отслеживание посещаемости, вопросы аттестации и прочее).

Эволюция отношений в системе «педагог-ученик» представляет собой цепочку: устная форма общения - письменная форма общения через тексты книг - виртуальная форма общения, опосредованная гипертекстом на экране компьютера. При этом нельзя сказать, что каждая последующая форма отношений полностью замещала предыдущую. Все три формы отношений сосуществуют в образовательном пространстве информационного общества. Безусловно, устного живого общения стало меньше, но оно всегда останется в сфере образования, особо актуализируясь в ситуациях передачи культурной и духовной традиции.

Время изменило сущность ролей педагога и ученика, формы и содержание их общения, возрастные и временные рамки традиционного образования, обострив противоречия между информационными потребностями и информационными возможностями поколений школьников и учителей, проявляющиеся в разной готовности субъектов процесса обучения к восприятию изменений, характерных для информационного общества.

Однако несмотря ни на что пара «педагог-ученик» остается центральной парой образовательного процесса. Роль педагога в современной образовательной парадигме, переставая быть доминирующей, не перестаёт быть определяющей для процесса и результатов образования. Эта роль не укладывается в рамки понимания педагога как равнодушного координатора учебного процесса и настройщика компьютерных программ (В.И. Загвязинский). Она накладывает на педагога обязанность быть активным творческим образованным человеком, обладающим талантом общения, умеющим найти свой подход к каждому ученику и вдохновить его своей позитивной энергией на ту или иную деятельность, ставящим развитие ученика и его здоровье в центр педагогического взаимодействия.

Информационное общество определяет и новый облик учеников. Если для большинства школьных учителей, профессиональное становление которых происходило в иных условиях, вхождение в новую социокультурную среду зачастую сопровождается состоянием «культурного шока», то для современных школьников, родившихся в век медиатехнологий, это оказывается естественным процессом. Необходимость установить игру, записать диск, открыть нужный файл заставляет детей с раннего детства изучать компьютер и овладевать простейшими навыками работы с ним. Уже на этапе обучения в школе компьютерная грамотность нужна для более серьезной подготовки к урокам, для написания докладов, рефератов и других работ научного характера.

Изменились не только роли педагога и ученика, но и возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса. Учатся сегодня не только дети и молодежь. Темп жизни и скорость социально-технического прогресса ведут к необходимости непрерывного обучения (переобучения, повышения квалификации) всех активных членов общества, включая и самих педагогов. В современных социокультурных условиях обучение позволяет педагогам овладеть современными технологическими средствами передачи знания, умениями разработки методической стороны образовательных технологий. Роль навигатора в информационном океане требует от педагога соответствующей подготовки в области адаптирования, применения, совершенствования, создания новых информационных технологий в образовательном процессе. Использование в образовании новых форм организации педагогической коммуникации актуализирует для педагогов овладение методами разработки содержания дистанционного общения и методик реализации дистанционных курсов, знание критериев выбора в соответствии с особенностями ученика и педагогической целью наиболее целесообразного способа ввода информационного сообщения и актуализации тех свойств ученика, которые позволяют его принять.

Кроме того, круг обязанностей и умений педагога расширился в связи с необходимостью знакомства обучающихся с новыми языками общения, которыми можно пользоваться при виртуальном взаимодействии, элементами сетевого этикета, разработки текстов, используемых в Сети.

Современная информационная среда изменяет также содержание и формы общения педагога и ученика. Получив доступ к учебным курсам через Интернет, школьники и студенты (прежде всего студенты, которые часто сами оплачивают каждый курс) имеют возможность в учебной аудитории общаться с преподавателем через систему вопросов к нему по содержанию учебной дисциплины. В виртуальном пространстве это и общение в «чатах», тоже предполагающее обмен вопросами, репликами, мнениями в режиме реального времени с использованием специальных программ, и переписка по электронной почте, которую сегодня называют видом эпистолярного жанра в новой цифровой форме, и коммуникация с использованием мультимедийных технологий.

«Добавление» в процесс естественного педагогического общения такого посредника, как компьютер, усложнило выстраивание эмоционально насыщенных отношений в системе «педагог-ученик». Задача педагога в этих условиях – научиться выстраивать отношения с учеником так, чтобы сформировался эмоциональный контакт. Как отмечает И.А. Колесникова, на просторах Интернета многие невербальные средства (жесты, мимика, взгляд, движения поза участников коммуникации) становятся недоступными, «невидимыми», что затрудняет осуществление контактов, снимает встречные эмоциональные реакции. В исследованиях Г. Астляйтнера также содержатся указания на то, что во время занятий в «он-лайновом» классе у учащихся фиксируются повышенная неуверенность в себе, отчужденность и изолированность, ощущение дефицита общения и отсутствия психологической поддержки. Хотя отмечается также и то, что целенаправленная работа по компенсации эмоционального дефицита может способствовать установлению высокой степени внутреннего контакта между участниками процесса педагогической коммуникации.

Функции образования информационного общества

В современных условиях образование продолжает выполнять характерные для него функции, в том числе - важнейшую для общества культуротворческую функцию. Одна из важнейших задач образования сегодня – определение того, что дают человеку как личности новые информационные технологии, каково их влияние на современное общество, культуру, динамику образовательных систем в частности. Однако в условиях информационного общества у образования появляются и новые специфические функции, а прежние наполняются новым содержанием.

Образование нацелено на выработку информационной культуры как части общей культуры личности, включающей в себя не просто набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств, но прежде всего умение оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность, различать тексты содержательные и пустые, хотя и облеченные в правильную грамматическую форму.

Можно сказать, чтомиссия современного образования в социокультурном пространстве информационного общества – это нахождение способов донесения до сознания современного человека того факта, что процесс информатизации современного социума в первую очередь предполагает развитие человека и общества, развитие культуры. Миссия современного образования – создать благоприятные условия для возможной трансформации личности как потребителя информации в личность – потребителя культурных ценностей и затем – в их творца. В сфере образования вырабатывается методология и методика оптимального для развития человека и общества использования современных информационных технологий, которые соответствуют задачам опережающего обучения и являются приоритетом образования в глобализирующемся мире.

Функция актуализации феномена человеческой индивидуальности связанас противостоянием унификации массового сознания, происходящей в силу «потребления» людьми одной и той же информации, новостей глобального характера. Образование оказывает непосредственное влияние на самореализцию личности, стабилизацию сознания человека, придание личности внутреннего стержня. Исследователи отмечают, что для современного человека характерны «лоскутное мировоззрение» (Ю.А. Ляшенко), «мозаичное мышление» (О.В. Павловская), «клиповое сознание» (Н.В. Гоноцкая), что связано с разбросанностью, несистематизированностью, избыточностью информации, которая обрушивается на человека ежедневно. Человек не всегда может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы. Образование направлено на преодоление фрагментарности восприятия и выход на уровень целостного видения и осмысления мира личностью, сохранение самоидентификационной целостности и дееспособности.

Такая функция образования, как интегративная, обусловлена тем, что образование помогает людям разных культур познавать друг друга, общие и различные смыслы, символы, создает общее пространство понимания. Связывает индивида и общество в единую систему. Можно сказать, что образование выступает в роли метадоктрины (Н.Р. Вакулич), задающей направленность на объединение различных мировоззренческих моделей мира с целью сплочения социума вокруг определенных ценностей, что особенно актуально в сложившихся социокультурных условиях нестабильности, переменчивости.

Гуманистическая функция образования связана с обеспечением гуманизации процесса глобализации, противостояния бездуховности и дегуманизации культуры. Наряду с обогащением мышления людей, связанным с компьютеризацией общества, актуализацией необходимости для личности быть креативной и мобильной в процессе адаптации к существованию в потоках информации, сетевые средства массовой коммуникации породили и многие отрицательные стороны современной жизни. Это распространение нелегальных материалов, в том числе безнравственных, информационный терроризм, образование в Сети неформальных молодежных объединений, цели и задачи которых далеки от гуманистических, уход детей и подростков в виртуальный мир компьютерных игр, создающих иллюзию реальности, феномен «компьютерного одиночества», когда, общаясь со всем миром, человек в результате не общается ни с кем. Н.Р. Вакулич отмечает, что «замыкание» человека в виртуальном пространстве способно деструктурировать его внутренний мир, привести к убежденности в относительности реального и нереального, духовного и бездуховного, мертвого и живого, зачастую размывая ту призрачную грань между ними, которая существует в сознании отдельного человека.

Общество нуждается в позитивных ценностях и целях, даже если оно находится в состоянии кризиса. Система образования, участвуя в формировании мировоззрения, через воздействие на человека путем изменения картины мира, внедрения научного метода познания и мышления, путем создания нового языка понимания, помогает сохранению прочных отношений, традиционных основ, незыблемых ценностей. Останавливает процесс потери человеком самого себя, процесс отчуждения человека от собственно «человеческого».

Реализация социально-адаптационной функции связана с обеспечением адаптации индивида к быстро меняющимся условиям социального и трудового бытия посредством создания систем обучения, ориентированных на развитие творческих способностей и личностного интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений качественного освоения информационной среды и адаптации к ней. Эта функция образования реализуется через выработку способности индивида к сознательному восприятию инновационных процессов социума, умению ориентироваться в экономической, социально-политической, культурной сферах жизни общества, сохраняя свою мировоззренческую позицию и гуманистические идеалы. Периоды адаптации индивида к новым условиям жизни в информационном обществе возникают с высокой скоростью, что актуализирует проблемы самосохранения и самообновления личности. Знание и опыт прошлого трансформируется системой образования в способность человека и человечества к поиску необходимой информации, новых знаний, в способность оптимизировать и увеличивать возможности человека.

Образование как феномен культуротворчества обеспечивает коммуникацию ценностей, организует взаимодействие ценностных потоков отдельных людей, расширяет индивидуальное «Я» до пределов общества (Литвиненко Л.Л.). Именно поэтому можно говорить и о коммуникативной функции образования в информационном обществе.

Образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию, принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность. Глобальное по своей значимости влияние образования на развитие государства, общества, цивилизации в целом и на становление и развитие личности в условиях информационного общества не позволяет оценивать его исключительно с точки зрения рыночной востребованности на данный момент, что характерно для общества потребления. Также как и науку нельзя оценивать только по параметру прибыльности.

Требования к личности информационного общества. Компетентностный подход.

Компетентностный подход

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале ХХI века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования[3]. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

• Смысл организации образовательного процесса заключается в том, чтобы создать условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование некоего набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни человека.

В компетентностном подходе меняется цель обучения: от формирования научных знаний к формированию компетентной личности, то есть формированию умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить и преобразовывать нужную информацию. Эта цель неизменно приводит к вопросу «как?». Какими средствами, методами, технологиями, изменением какого содержания она может быть достигнута? От того, насколько полно учителя получат ответ на этот вопрос, будет зависеть реализация самого подхода в образовательной практике. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Совет Культурной Кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) определил ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники образовательных учреждений:

– социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную жизненную позицию в жизни в многокультурном обществе;

– коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и так далее, то есть обеспечивающие эффективную устную и письменную коммуникацию;

– информационные, включающие в себя умения поиска, отбора, представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ и обусловленные возникновением и развитием информационного общества;

– личностные, связанные с самоуправлением – умение ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения;

– отдельно выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь».

Можно сказать, что выделенные компетенции – это требования информационного общества к тем результатам, которые оно ожидает от системы образования в виде характеристик успешных членов общества.

1.4.Противоречия и трудности современного образования. Инновационные процессы в образовании

Реализация компетентностного подхода в России совпадает с ее попытками вписаться в мировое образовательное пространство: развивается материально-техническая база образовательных учреждений, заимствуются западные образовательные новации: ЕГЭ, изменение образовательных программ, приведение отечественных стандартов в соответствие с международными нормами. Институты преобразовываются в университеты, академии; техникумы – в колледжи; средние школы – в гимназии и лицеи. Подписано Болонское соглашение, введены бакалавриат и магистратура, налажен обмен учащимися и студентами, преподавателями с зарубежными вузами, введена рейтинговая система оценок.

Все эти шаги воспринимаются общественностью неоднозначно, но вовлечения в процесс глобализации (постепенное, неуклонное вовлечение всех стран во всеобщий социально-экономический круговорот) нам не избежать. Важно выработать национальную образовательную политику, максимально учитывающую интересы нашего общества и государства в рамках мирового сообщества.

В последнее десятилетие не удалось избежать ошибок и потерь.

Ошибки и потери в образовании последнего времени

В официальных документах, выступлениях руководителей, статьях человек трактуется как «человеческий капитал», «человеческий ресурс», «человеческий фактор», образование – как сфера услуг и особый сегмент рыночной экономики. В отчетных документах появилось выражение «человеко-час».

Происходит безудержная коммерциализация образования; его реформирование, исходя из задач экономии финансов; подмена гуманистической стратегии рыночно-финансовыми ориентирами.

Слабое внимание уделяется совершенствованию воспитательной системы, а образование сводится к обучению. Административно вводится ЕГЭ как тотальный способ контроля за качеством образования.

В ряде регионов активно идет свертывание бесплатного дополнительного образования под девизом оптимизации.

Все указанные меры были выработаны без соответствующей научной экспертизы, без обсуждения с практиками, без учета передового опыта. Обнаружился глубокий разрыв между правильными стратегическими посылами и принимаемыми на уровне федеральной и региональной политики решениями.

Что же нужно делать в связи с названными проблемами, каковы пути улучшения ситуации?

Пути улучшения ситуации в образовании. Инновационные процессы

В числе первоочередных мер ученые называют следующие.

Необходимо скорректировать образовательную политику в соответствии с гуманистической парадигмой развивающего личностно – и социально ориентированного образования.

Используя рыночные механизмы для поддержки и развития образования, рассматривать его как важнейший компонент культуры, обеспечивающий её сохранение и развитие.

Перевести из разряда декларируемых в разряд реализуемых подходов приоритетную миссию воспитания в системе образования.

Эти и другие проблемы приходится решать в процессе инновационного развития российской образовательной системы, модернизации системы образования, совершенствования технологий, оптимизации условий обучения. Решают их не только руководители образования, теоретики, но и практики, непосредственно работающие в школах и других образовательных учреждениях.

В развитии образования всегда сочетаются консерватизм и стремление к новому. Для образования важны оба этих качества. Образование должно быть одновременно и основательным, глубоким, и динамичным, идущим в ногу со временем. Консерватизм закрывает дорогу рискованным экспериментам, позволяет сохранять для новых поколений достижения предшествующих эпох, исторического опыта. Стремление к новому позволяет учитывать новые потребности, условия, иногда - опережать и стимулировать эти потребности.

Говоря об инновационных процессах в образовании, нам необходимо пояснить ряд терминов.

Новшество – элемент педагогической действительности, кот. в представленном виде не встречался.

Нововведение– носитель новшества, средство его распространения (новые программы, средства обучения, пособия, типы ОУ и др.).

Инновация– распространение новшеств в пед. практике.

Инновационный процесс – процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.

Развитие педагогики всегда было связано с инновационностью.

Какие примеры этого мы можем привести? Их много.

Классно-урочная система Я.А. Коменского, сформировавшего ведущие принципы массового обучения. Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед. В конце XIX - начале XX века, когда быстро развиваются наука и техника, происходят социальные катаклизмы, усиливается интерес к социальному воспитанию, к проблеме формирования личности, появляются теория педоцентризма и активной школы Д. Дьюи, метод проектов Д. Килпатрика, система свободного развивающего обучения и воспитания М. Монтессори, школа свободного развития Р. Штайнера – основателя вальдорфской педагогики.

В нашей стране инновационными для своего времени были идеи К.Д, Ушинского – основателя научной педагогики в России, система свободного нравственного воспитания Л.Н. Толстого, основанная на народной мудрости, опыт трудового воспитания С.Т. Шацкого, новаторская теория и практика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, гуманная школа радости В.А. Сухомлинского, идеи которого во многом легли в основу того, что мы сегодня понимаем под гуманной педагогикой.

В 80-90 гг. XX века появилась блестящая плеяда педагогов-новаторов, которые получили мировую известность: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов. С.Н. Лысенкова и другие – все они стремились помочь ребенку, сотрудничать с ним, раскрыть его способности, помочь раскрыться.

В последние годы XX века, когда в России произошел переход к рыночной экономике и демократии, инновационное движение вновь стало набирать силу. Стали появляться новые типы учебных заведений, стал меняться характер образования, его содержание, стало возможным выбирать профиль обучения.

Конечно, не все те процессы, которые назывались инновационными, являлись такими на самом деле. Было и псевдоноваторство, и имитация научных исследований, поиск ради имиджа, моды, материальной поддержки. Но в целом инновационное движение было плодотворным, появилось много интересных образовательных учреждений и авторских школ.

Авторская школа – учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей и технологий. Автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи.

Идея – это мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое. Замысел – мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств.

Среди авторских школ: "Школа самоопределения" Александра Тубельского, "Школа вероятностного образования" Александра Лобка, "Школа-парк" Милослава Балабана, "Адаптивная модель" школы Евгения Ямбурга.

Понятие дидактики

Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, didasko - изучающий) – это часть педагогики, изучающая содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, общая теория и методика обучения.

Понятия «дидактика» и «теория обучения» очень близки, хотя и не идентичны. Исторически дидактика несет определенный смысловой «шлейф» авторитарности, поучительности, ограничения свободы учащихся («дидактизм», «дидактическая болезнь»). Термин «теория обучения» воспринимается как нечто более творческое, свободное и современное.

Предмет дидактики – все основ

Наши рекомендации