Предмет и задачи ОМЗ с позиций современной демографической, экологической ситуации в России и состояния здоровья молодого поколения

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практиче­ской ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных ис­следований и выработку методических и организационных подходов к сохране­нию здоровья, его формированию и развитию.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, око­ло 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожире­ние, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токси­команией, психическими расстройствами. Увеличилось число убийств и само­убийств, совершенных школьниками.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспи­тания детей и подростков не только в организованных коллективах, но и в семье.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, форми­рование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Понятие здоровья как состояния организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека (генетические, экологические, медицинское обеспечение, условия и образ жизни).

Составляющие здорового образа жизни (положительные эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков), упорядоченные половые отношения и др.).

Патология. Норма. Болезнь, стадии развития. Важным фактором в возникновении болезней является психика.

Учитель и семья – основные проводники воспитания высокой медицинской культуры среди школьников.

ОМЗ как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний об анатомии, физиологии и здоровье и здоровом образе жизни.

Центральной проблемой предмета ОМЗ является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом ОМЗ является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом ОМЗ является практически здоровый, а также находящий в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности.

Основной целью является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.

Основными задачами предмета являются:

1) исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

2) формирование установки на здоровый образ жизни;

3) сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение человека к здоровому образу жизни.

Наши рекомендации