Оценка результатов освоения программы
Формы аттестации
Промежуточная аттестация знаний слушателей проводится в виде тестирования и путем индивидуального опроса по результатам выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях. Цель теста – дифференцировать уровень подготовки слушателей по отдельным разделам изучаемого материала.
Для допуска к экзамену необходимо: 1.Посещение занятий.
2. Выполнение практических заданий.
3. Активное участие в работе на занятиях.
4. Текущее тестирование.
На сдачу экзамена отводится два часа. Экзаменационный билет состоит из двух тео- ретических вопросов.
Экзамен принимает один преподаватель в форме индивидуальной беседы с каждым слушателем в присутствии остальных экзаменующихся. Общая оценка устного экзамена складывается из оценок по каждому из вопросов экзаменационного билета и ответов на дополнительные вопросы.
На экзамене проставляется:
«Отлично» ставится слушателю, проявившему высокий уровень сформированности всех качеств знаний в изучении педагогики и психологии, владеющему всеми видами зна- ний – фактами, понятиями, закономерностями, теориями, методологическими и оценоч- ными знаниями. В ответе слушателя проявляется: во-первых, знание основных теоретиче- ских положений; во-вторых, самостоятельность суждений и личных оценок; в-третьих, умение аргументировать свои суждения.
При анализе ситуаций проявляется умение подходить с позиций «общего», видеть в конкретных ситуациях ведущие характеристики; слушатель владеет логикой – прежде всего анализирует (излагает) сущностные характеристики процессов развития, воспитания и обучения, а затем - вариативность и особенности их проявления, зависящие от конкрет- ных ситуаций и особенностей личности.
«Хорошо» - знания слушателей характеризуется такими качествами, как «полнота»,
«глубина», «системность», но они испытывают затруднения проявлять знание в обобщён- ной и конкретной форме, в свёрнутой и развёрнутой формах, не в полной мере владеют и
«систематичностью» знаний, т.е. при изменении проблемы или формулировки вопроса они не могут выстроить известные им знания под новым углом зрения.
При ответах характерно: отсутствие самостоятельности суждений; на высоком уровне проявляется умение воспроизводить известные им по литературе знания и опыт; неумение обосновывать высказываемые им суждения.
«Удовлетворительно» - знания характеризуются сформированностью только одно- го качества «полнота». В ответе преобладают знания, в основном, фактического (эмпири- ческого) уровня, отдельных терминов и понятий. Несформированность «глубины» и «си- стемности» не позволяет им осмыслить закономерности процессов развития, воспитания и обучения личности, педагогические теории излагаются вне связи её составляющих зна- ний.
При ответе характерен «ситуативный» характер мышления. Слушатели испытывают затруднения при изложении проблемы «общего» и «конкретного». Ими не усвоены веду- щие характеристики процессов развития, воспитания и обучения, ответ построен на осно- ве описания конкретных ситуаций, они не видят возможностей проявления общих харак- теристик при анализе конкретных ситуаций. При ответе может проявляться самостоя- тельность суждений, но она всегда носит эмоциональный характер. Их не характеризует ни научная эрудиция, ни широта кругозора в познании проблем развития личности.
«Неудовлетворительно» - при ответе подходят к анализу процессов развития, вос- питания и обучения с бытовых позиций. Можно считать, что изучение «Педагогики и психологии высшего и дополнительного образования» не привнесло ничего нового в про- фессиональное развитие личности слушателя как преподавателя высшей школы.
Оценочные средства
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Владение методологией и методами педагогического исследования | Пороговый уровень освоения компетенции:знает базовый по- нятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшего и дополнительного обрзования. Продвинутый уровень освоения компетенции:владеет мето- дами педагогических исследований. Высокий уровень освоения компетенции:способен использо- вать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, ме- тодики, технологии обучения и воспитания обучающихся. |
Способностью обоснован- но выбирать и эффективно использовать образова- тельные технологии, мето- ды и средства обучения и воспитания с целью обес- печения планируемого уровня личностного и про- фессионального развития обучающегося. | Пороговый уровень освоения компетенции:знает индивиду- альные особенности обучающихся, психолого-педагогические осо- бенности взаимодействия преподавателей и обучающихся; основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе ме- тоды организации самостоятельной работы обучающихся. Продвинутый уровень освоения компетенции:владеет мето- дами обучения и воспитания; методами диагностики обученности и воспитанности обучающихся. Высокий уровень освоения компетенции:способен организо- вывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных осо- бенностей обучающихся; разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение об- разовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у обучающихся умениями. |
Способность моделиро- вать, осуществлять и оце- нивать образовательный процесс и проектировать программы дополнитель- ного профессионального образования в соответ- ствии с потребностями ра- ботодателя | Пороговый уровень освоения компетенции:знает основы пе- дагогического руководства деятельностью студенческих коллекти- вов.Принципы отбора и конструирования содержания высшего и дополнительного образования. Продвинутый уровень освоения компетенции:владеет навы- ками анализа учебно-воспитательных ситуаций; применением ос- новных принципов оценивания. Высокий уровень освоения компетенции:способен конструи- ровать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать ин- теграционный подход в обучении; проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности обучающихся. |
Готовность к преподава- тельской | Пороговый уровень освоения компетенции:знает основы пе- дагогического руководства деятельностью коллективов слушателей курса. Принципы отбора и конструирования содержания высшего и дополнительного образования. Продвинутый уровень освоения компетенции:владеет мето- дами проведения учебных занятий по программам дополнительного профессионального образования, высшего образования; организацией самостоятельной работы обучающихся по програм- мам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП; |
консультирование обучающихся и их родителей (законных пред- ставителей) по вопросам профессионального развития, профессио- нальной адаптации на основе наблюдения за освоением (совершен- ствованием) профессиональной компетенции;
методами контроля и оценки освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалите- та, магистратуры и (или) ДПП, в том числе в процессе промежуточ- ной аттестации (самостоятельно и(или) в составе комиссии); методами оценки освоения образовательной программы (ДПП) при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестация в со- ставе экзаменационной комиссии.
Высокий уровень освоения компетенции:способен выполнять деятельность и(или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и(или) выполнять задания, преду- смотренные программой учебного курса, дисциплины (модуля); использовать педагогически обоснованные формы, методы и прие- мы организации деятельности обучающихся, применять современ- ные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обуче- ние, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные об- разовательные и информационные ресурсы;
соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки;
готовить обучающихся к участию в конференциях, выставках, кон- курсах профессионального мастерства, иных конкурсах и анало- гичных мероприятиях (в области преподаваемого учебного курса, дисциплины (модуля));
оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного курса дисциплины (модуля);
вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, соб- ственную профессиональную деятельность на основании анализа образовательного процесса и его результатов.