Формы духовно-просветительской и педагогической деятельности в условиях прихода.
Воскресная школа.
Воскресная школа сегодня – острый вопрос для многих. Потому что школа, с одной стороны, - плоды наших усилий, а с другой, в ней можно увидеть и наше ближайшее земное будущее. Она призвана сегодня стать Христианским народным домом – школой для всех. Нельзя более ограничиваться преподаванием Закона Божия и еще нескольких вероучительных предметов детям. Речь должна сейчас идти не только о правильном научении вере, но, в первую очередь, о научении жизни через веру.
Как открыть школу[182].
Прежде чем будет создана воскресная школа при вашем приходе, вам придется решить целый ряд важных проблем.
1 проблема. Кто собственно должен организовать школу? Если вы задумались над этим, то готов и ответ: Вы. Поэтому на первое место выходит вопрос о времени проведения занятий. Вопрос этот – принципиальный. Решение проблемы выбора дня и часа занятий определяет характер школы. Если время занятий совпадает с воскресным Богослужением и Евхаристия становится неотъемлемым элементом учебных занятий, то это – церковно-литургическая школа. Если этого нет, если занятия проходят в другое время и не связаны с богослужением, то такую школу, чтобы отличить от литургической, назовем, например, церковно-просветительской.
Литургическая воскресная школа ставит своей основной задачей церковное воспитание детей. Духовное образование в ней является не целью, а средством их воцерковления. Поэтому главное для ребенка, посещающего Воскресную школу, - участие в Богослужении и в таинстве Евхаристии, причащение за Литургией.
Литургическая воскресная школа призвана дать детям основные знания и навыки, необходимые православному христианину для исполнения молитвенного правила дома, активного участия в церковном богослужении, осознанного исповедания веры и исполнения нравственных заповедей. В соответствии с этим учебный процесс должен включать также изучение молитв из ежедневного правила; Церковное пение (литургийный обиход); Священную библейскую историю; элементы церковного устава; катехизические элементы богословского учения Церкви; основы христианского нравоучения; Церковную историю. Однако преподавание этих предметов не должно быть точно таким же, как в обычной школе с опросом и отметками. Скорее всего занятия будут напоминать внебогослужебную пастырскую беседу после чая. «Чай» - сильное средство объединять детей в единую семью, сделать для них занятия привлекательными возможностью пообщаться со сверстниками-единомышленниками.
Итак, условия работы церковной воскресной литургической школы:
- помещение, способное принять учащихся сразу после литургии, чтобы не дожидаться окончания всех молебнов, панихид и треб;
- преподаватель-священник, который был бы свободен от всех треб и мог бы сразу после литургии приступить к занятиям (если исполнение этого условия никак невозможно, в качестве преподавателя может выступать мирянин);
- также желательно, хотя, разумеется, не обязательно, «чай» между литургией и занятиями.
Условия работы церковно-просветительской школы менее жесткий:
- помещением для занятий может служить сам храм после окончания в нем всех треб, достаточно лишь обзавестись (на первое время возможно даже импровизированными) скамьями;
- преподавателем может быть священник, освободившийся после всех треб.
2 проблема. Кто должен организовать Воскресную школу? Возможны три решения этой задачи:
- настоятель и приходской совет, т.е. приходская администрация;
- инициативная группа родителей;
- совместно родители и приходская администрация.
В зависимости от того, кто организует школу, в дальнейшем осуществляется управление ею и ее финансовое и материально обеспечение. Если школа организована настоятелем и приходским советом, то целесообразно школьную администрацию и преподавательский состав включить в штатное расписание храма и платить им зарплату (либо оклад, либо следуя почасовому принципу).
Если школа организована инициативной группой родителей, то она, естественно, будет полностью самостоятельной самоуправляемой, самофинансируемой организацией при приходе. Ее независимое положение не мешает быть церковно-литургической, где после богослужения детям устраивают «чай». Разумеется, есть и другие примеры организации родителями воскресных школ без участия прихода. Но в этом случае школа перестает быть церковной; она, если зарегистрирована надлежащим порядком, приобретает статус общественного или религиозного объединения. То есть, наряду с церковно-литургическим и церковно-просветительским типом, это еще один, третий тип воскресной школы. Назовем такую школу, например, общественно-религиозной, или духовно-просветительской. К третьему типу примыкает еще и четвертый, когда занятия по изучению христианского вероучения организованы факультативно в государственных учебных учреждениях. Развивая эту логику дальше, можно сказать, что общественно-государственные православные гимназии и лицеи, в которых вероучительные дисциплины включены в учебную программу, являются пятым типом учебных заведений религиозной организации.
Если воскресная школа организована совместно приходским советом и родителями, то возможностей для выбора характера административного управления школой больше.
3 проблема. Кто проводит занятия? Без всякого сомнения в церковной школе священник должен не только возглавить работу с детьми, но и непосредственно проводить с ними занятия. Все, кто имел отношение к церковному воспитанию детей, соглашаются в том, что уже только священный сан оказывает сильное воспитательное воздействие на детей. Однако понятно, что при нынешнем дефиците делателей без помощи педагогов мирян не обойтись.
4 проблема. Где проводить занятия? Идеально, когда храм располагает просторными помещениями, в которых можно заниматься, не мешая церковной службе. В некоторых школах занятия проводятся в самом храме после того как в нем закончено все богослужение. Но при этом такая школа автоматически не может быть литургической, но только церковно-приходской, поскольку дети физически не могут выдержать литургию, несколько часов ожидания и занятия.
5 проблема. Как набирать учеников? Когда выяснены возможности храма обеспечить работы воскресной школы, объявляется набор учеников. Заранее всегда бывает трудно прогнозировать число желающих, но, как правило, их число превосходит все предположения в два – три, а иногда в десять раз. Лучше всего принимать всех желающих без ограничений. Но такое решение требует мужественной готовности преодолевать непреодолимые трудности.
Если необходимо все же ограничить прием учащихся, то не следует разумеется проводить конкурсный отбор, поскольку бессмысленно предпочесть более подготовленных менее подготовленным (последние нуждаются в воскресной школе даже больше). Более разумно, по-видимому, просто вовремя остановиться.
Среди желающих заниматься в воскресной школе, без всякого сомнения, будут дети разного возраста от 4-5 до 17-18 лет. Поэтому, особенно если общее число детей превышает 30, необходимо разделение по возрастным группам.
6 проблема. Что преподавать и как преподавать? Сюда входит большой комплекс вопросов:
- подбор дисциплин;
- учебные программы для различных возрастных групп и типов учебных заведений;
- методика преподавания, которая также является величиной переменной в зависимости от возраста учащихся, типа учебного заведения, оснащенности учебного процесса учебниками и пособиями.
7 проблема. Участие родителей. Всем понятно, что воспитать ребенка в христианском духе церковным человеком в отрыве от семьи невозможно. Только при условии, что вместе с ребенком будет воцерковляться вся его семья, или хотя бы кто-то из старших, это возможною С церковно-литургическими школами все понятно, там родители безусловно должны вместе с ребенком регулярно посещать богослужение. Могут устраиваться лекции для родителей или совместные занятия детей и родителей.
Протоиерей Василий Зеньковский был глубоко убежден, что настоящую церковную школу может создать только самодеятельность церковного общества без вмешательства государства. Церковная школа, отмечал он, должна быть «внутренне нужной и дорогой всему народу»[183]. Поскольку такая школа должна вести человека к Церкви, то, прежде всего, в ней должна присутствовать православная духовная атмосфера.
Принято считать, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. В то же время протоиерей Глеб Каледа считал, что церковная школа должна быть, прежде всего, школой воспитания благоговения и христианской нравственности, школой радости, выполняющей задачу «культивирования» интереса к богословскому просвещению, поскольку «жить одной верой, без христианского просвещения, очень трудно»[184]. Поэтому на самом деле основной задачей воскресных школ является не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям, «связывание» души ребенка с Церковью.
С этой точки зрения важной проблемой является выставление отметок в воскресной школе. Протоиерей Глеб Каледа, например, считает, что отметки в таких школах выставляться не должны. Также нецелесообразным он считал существование в воскресных школах законченных циклов обучения, после которых детям выставляются отметки и дается справка об окончании. Работа по религиозному и нравственному воспитанию, отмечал он, должна проводиться постоянно. С этой целью для старших классов можно было бы углубить изучение Евангелия, организовать кружки, беседы на разнообразные темы, обучать чтению на церковнославянском языке, пению и т.п. Важно, чтобы человек всю свою жизнь оставался при Церкви и в Церкви. Поэтому учащиеся воскресных школ не только приходят на занятия по вероучительным дисциплинам, но и посещают богослужения своего храма, в меру своих возможностей деятельно участвуют в них, занимаются уборкой храма и его территории, участвуют в работе различного рода кружков и т.п. Общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви сближают детей. Также для учащихся воскресных школ следует организовывать совместные чаепития и завтраки, совместный отдых в летних лагерях, паломнические поездки. Все это способствует общению, в котором так нуждаются современные дети и подростки.
Главную трудность в преподавании Закона Божия протоиерей Василий Зеньковский видел в неразрывности воспитания и обучения, поскольку основное в преподавании этого предмета не в том, чтобы сообщить знание о Боге, а в том, чтобы способствовать росту духовной жизни. Веру, по выражению епископа Евсевия (Орлинского), необходимо внушать детям, как Евангелие, «как радостную весть о царствии Божием»[185]. Наставляя детей в вере, говорит он, необходимо действовать и на ум, и на сердце. Односторонность нигде так не видна, как в этом деле.
По отношению к уму воспитанников, необходимо заботиться о ясности, основательности и твердости предлагаемого наставления. Это, в свою очередь, требует личностного, хотя и строгого православного подхода к преподаванию от каждого из учителей. Уроки в церковной школе должны быть радостью творчества для преподавателей и радостью познания для учащихся. Религиозный материал необходимо преподавать так, чтобы вера не казалась детям неприятной и скучной наукой, а, напротив, чтобы они охотно занимались ее изучением и приобретали искреннюю любовь к ней. Важно для учителей «привязать» к себе учеников своим личным достоинством, «непритворным языком сердца, благосклонною снисходительностью и… вообще своим добрым и благочестивым поведением»[186].
Необходимо в то же время помнить, что по существу на сегодняшний день она является не чем иным, как символом отделения Церкви от общеобразовательной государственной школы. Воспитание детей, осуществляемое в воскресной школе, как правило, не столь плодоносно, как мы порой ожидаем. Одна из главных причин этого в том, что оно не находит поддержку в нашей повседневной жизни, которая не только не устроена по-христиански, но пропитана антихристианскими началами. Поэтому задача воспитания в воскресной школе – связать воспитание ребенка с устроением его жизни, чтобы воспитание вело ребенка в жизнь, а не уводило от нее.