История развития приемов и методов обучения. Основа современной систематизации.
Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности учащихся. Не случайно Я.А.Коменский эпиграфом к своей «Великой диалектике» взял слова «Альфой и омегой нашей дидактики да будет взыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились».
Из Древней Греции ведет свое происхождение не только термин «педагогика», но и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole),что означает досуг, гимназия - (от греч. Gumnasion–гимнасий) - общественная школа физического развития, в последствии просто средняя школа. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ, который учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить («сократовский метод» в споре находить истину).
Ученик Сократа, философ Платон, родоначальник идеалистической линии в философии, основал академию от имени греческого мифического героя Академа, в честь которого названа была местность близ Афин, где Платон основал школу. Само греческое слово «школа» означает «досуг», а значит радость, отдохновение. Познание тоже должно приносить радость, восторг, поэтому важно сделать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик философ Аристотель, который создал свою школу «ликей» (лицей), так называемую перипетическую школу (от греч. «peripateo» - прохаживаюсь). Во время лекций он прогуливался в ликее со своими слушателями и в режиме диалога организовывал процесс познания.
В основу современной систематизации приёмов и методов обучения положено представление Я.А.Коменского о трёх уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом – память, потом - руки.
Применение | ||
усвоение | 7 8 9 | |
понимание | 4 5 6 | |
1 2 3 |
На каждом уровне обучения решаются определённые дидактические задачи со своими приёмами и закономерностями их выполнения (1 - осознание, 2 - осмысление,3 - обобщение; 4 - текущее повторение, 5 – тематическое повторение, 6 - итоговое повторение; 7 - формирование и совершенствование умений, 8 - стандартное применение, 9 - творческое применение). Нарушение закономерностей приводит к снижению качества знаний.
На втором уровне для усвоения знаний в вузовском обучении акцент делается на тематическом повторении, в школьном - на текущем. Это соответствует возрастным особенностям и уровню развития обучаемых. Но когда в вузе вовсе отказываются от текущего повторения, а в школе - от тематического, то резко снижается качество знаний.
На третьем уровне применения знаний часто допускается быстрый переход к творческому применению, минуя стандартное. Но невозможно развить творческие способности, минуя стадию выработки умений и навыков, без труда, скачком.
Все девять подсистем необходимы, чтобы понять материал.
Сначала на первом уровне материал надо последовательно осознать, осмыслить и выйти на уровень обобщения. Без осознания материала нельзя перейти к выявлению взаимосвязей между его элементами. Осмысление не будет полноценным, если не будет создана возможность для обобщения.
На втором уровне должны действовать три разновидности повторения, обеспечивающие процессы памяти: запоминание, припоминание и сохранение информации. Эти подсистемы соответствуют трёхблочной структуре памяти по Аткинсу. Первоначально поступающая информация за доли секунды обрабатывается в сенсорном регистре памяти для выборки главного. В следующую структуру кратковременное хранилище переходит только та информация, которую отобрал сенсорный регистр, там она многократно прокручивается в блоке повторения для лучшего запоминания. Для этого в дидактике и было разработано текущее повторение. После текущего повторения информация переходит в долговременное хранилище, где упорядочивается, и для этого пользуются тематическим повторением. Для профилактики забывания пользуются итоговым повторением, в ходе которого информация из долговременного хранилища периодически извлекается.
На третьем уровне действует тоже три подсистемы. Сначала формируются элементарные умения, потом из них как из кирпичиков собираются составные умения и закрепляются в виде алгоритмов действий при многократном повторе. Лишь после доведения алгоритмических умений (например, таблица умножения) до автоматизма, возможно переходить к творческому применению.
Немецкий педагог И.Ф.Гербарт обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Система строится по четырем формальным ступеням:
1. Ступень ясности – выделение материала и углубленное его рассмотрение.
2. Ступень ассоциации – связь нового материала с прошлыми знаниями.
3. Ступень системы – обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.
4. Ступень метода – понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
Структуру обучения составляют по Гербарту: изложение, понимание, обобщение, применение.
В начале 20 века эта система стала подвергаться резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Система Гербарта ставила целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, авторитарно подавляя самостоятельность ученика. Поэтому в 20 веке появляется педоцентристская дидактика американского педагога Д.Дьюи. Он предлагал строить процесс обучения, исходя исключительно из потребностей, интересов и способностей ребенка.
Целью обучения становится развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Один из реформаторов В.Лай выделял в процессе такого активного, спонтанного естественного обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение. «Выражению» - разнообразной спонтанной деятельности детей на основе полученных знаний, уделялось самое большое внимание. Это требовало больших затрат времени, при этом учитель превращался в консультанта, что вело к снижению уровня обучения.
И сегодня дидактика стоит перед дилеммой: либо дать систематическое, общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне методом директивного обучения – и потерять индивидуальное развитие личности ребенка, либо дать свободную инициативу ребенку в обучении, идти только от его потребностей, используя обучение через делание, и потерять систематичность в знании учеников, снизить уровень образования в школе, что имеет место сегодня в США,
В 90-х годах 20 века в России в эпоху перестройки увлеклись педоцентристскими зарубежными технологиями обучения в ущерб отечественным традициям обучения. И сразу резко снизилось качество знаний. В 2001 году был взят курс на возрождение и развитие отечественных традиций в образовании и достижения российской системы образования были заслуженно оценены. В российской дидактике еще со времен К.Д. Ушинского обучение основывалось на совместной взаимосвязанной творческой познавательной деятельности учителя и ученика. Эту тенденцию в 20-ом веке продолжили педагоги-новаторы: В.Ф. Шаталов, Т.И. Гончарова, Ш. Амонашвили, С.И. Лысенкова, И.П. Иванов, И.П. Волков и др.