Роль темперамента в учебной деятельности. Учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения. Методы диагностики свойств нервной системы и темперамента.

Роль темперамента в учебной деятельности. Индивидуальные варианты усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения чрезвычайно разнообразны. По данным В.А.Крутецкого, число упражнений, необходимых для формирования обобщенного способа решения, у разных учеников колеблется от 1 до 27. И это при одинаковой методике обучения, одинаковых упражнениях. Вероятно, в значительной мере такое положение объясняется индивидуальными особенностями учащихся. Действительно, нельзя не заметить, что учащиеся не похоже друг на друга, что они разные, а, следовательно, и результаты их деятельности тоже отличаются.

Одним из путей повышения эффективности обучения выступает учет индивидуальных особенностей учеников. И здесь перед педагогом стоит сложная задача, не только увидеть индивидуальные особенности учащихся, но и суметь в многообразии их проявлений выделить основные, существенные, те, от которых в значительной мере зависит успех в учении. Такими существенными характеристиками выступают свойства темперамента. Хотя это не снижает роли других индивидуальных особенностей, о которых уже упоминалось ранее, а именно: мотивации, обучаемости, уровня умственного развития, черт характера и др. Свойства нервной системы и темперамента имеют ряд таких характеристик, что позволяет их рассматривать как основополагающие при осуществлении индивидуализации обучения. Во-первых, они относятся к базовым характеристика психики. Являются биологически обусловленными, врожденными, на их основе формируются другие психические функции свойства. Во-вторых, они довольно устойчивы, стабильны, незначительно меняются в ходе жизни. В-третьих, они касаются абсолютно всех учащихся и, следовательно, носят глобальный характер. В-четвертых, они довольно часто маскируются, что искажает реальную картину. Например, медлительный ученик, с низкой работоспособностью и лабильностью может оцениваться учителем как малоспособный, что реально далеко не так.

Кроме того, индивидуально-типические особенности часто упускаются из вида педагогами в силу неумения их распознать на фоне других сложных проявлений психики. Особенности темперамента сложно учитывать и потому, что они касаются процессуальной стороны учебной деятельности, которая в силу объективных обстоятельств порой жестко регламентирована, ограничена во времени и формах.

Высказанные соображения делают проблему учета особенностей темперамента в обучении достаточно актуальной. К этой проблеме ученые обращались неоднократно. Их интересовало, прежде всего, насколько темперамент может влиять на успешность учения.

Одним из первых к решению вопроса о связи свойств нервной системы и успешности учения обратился Н.С.Лейтес [4]. Он составил портреты нескольких очень способных учеников, различающихся по свойствам нервной системы, но добившихся в школе одинаково высоких результатов. Это оказалось возможным, как считает ученый, благодаря тому, что у каждого из них сложился свой стиль умственной деятельности с учетом специфических природных особенностей. В итоге Н.С.Лейтес делает вывод, что влияние свойств нервной системы ограничивается только динамикой, процессуальной стороной и не сказывается на результатах учения.

Роль темперамента в различных видах деятельности, в том числе и в учебной, рассматривалась в работах В.С.Мерлина и его сотрудников. В результате многочисленных экспериментальных исследований была установлена связь темперамента с устойчивостью и переключаемостью внимания, легкостью мобилизации образов памяти, силой ощущений, а также с уровнем утомляемости и степенью нервно-психического напряжения в ситуациях контрольных работ, экзаменов, получения плохой отметки. Было установлено, что наибольшие трудности в учебной деятельности испытывают учащиеся слабого типа нервной системы. Они медленнее работают, делают больше ошибок по невнимательности в контрольных работах, на низкую оценку реагируют длительной депрессией. Хотя при освоении отдельных предметов (например, литература) могут обнаруживать положительные качества и неплохую успешность.

Проанализировав обширный эмпирический материал, В.С.Мерлин отмечает, что полученные фактические данные о связи свойств темперамента и успешности учения довольно противоречивы. В итоге делается вывод, что общая успеваемость и дисциплинированность ученика оказываются независимыми от темперамента. Но при этом он делает важное замечание, что «одинаковая способность к обучению учеников различного темперамента может проявляться только в том случае, если учитель применяет достаточно широкий набор разнообразных педагогических и методических приемов, соответствующих индивидуальным особенностям учеников различного темперамента. В случае же универсализации какого-либо одного метода различия в успеваемости неизбежно оказываются в зависимости от свойств темперамента» [5 , с. 184].

Впоследствии психологические исследования и наблюдения также показали, что процесс обучения и его успешность, эффективность подвержены влиянию индивидуальных природных особенностей. В частности, в исследованиях М.Д.Дворяшиной, Н.С.Копеиной, В.Г.Зархина [1] показано, что лабильность как свойство нервной системы связана с успешностью овладения иностранным языком студентами, результативностью выполнения заданий в условиях ограниченного времени. В целом, как отмечают М.К.Акимова, В.Т.Козлова, «в учебной деятельности чаще возникают такие ситуации, которые более благоприятны для динамических особенностей сильных и лабильных» [1 с. 71].

Подводя итоги обсуждению данного вопроса, сошлемся на оценку роли основных свойств нервной системы в деятельности человека, данную Б.М.Тепловым. В своём пространном, но очень выразительном высказывании он проводит аналогию между свойствами нервной системы и свойствами почвы: «Непосредственной физиологической основой индивидуальных особенностей личности являются сложные и устойчивые системы связей, образовавшиеся в процессе жизненного воспитания в самом широком смысле этого слова. Но как образования, так и функционирование этих систем связей существенно зависит от природных свойств нервной системы, подобно тому, как характер растительности на данном участке земли существенно зависит от свойств почвы. Конечно, ни какое растение не может вырасти на данном участке, если туда не попали семена этого растения. Но успех и характер роста в большой степени зависит от свойств почвы. Никакое психологическое свойство не может возникнуть, если оно не вызвано так или иначе жизнью данного человека. Но воздействие жизни падают у разных людей на разную нервную систему, на разную «почву». И чтобы знать окончательный результат, надо знать свойства «почвы» [8 с. 118].

Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе обучения. Для организации работу по учету индивидуально-типологических свойств в обучении необходимо выделить учебные ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся в зависимости от свойств нервной системы. В исследованиях М.К.Акимовой и В.Т.Козловой выделен целый ряд таких ситуаций [1;6].

Учебные ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

1) длительная, напряженная работа как дома, так и на уроке; слабый быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает материал;

2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа;

3) ситуация, когда требуется работа в быстром темпе;

4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него быстрого устного ответа;

5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

6) работа в шумной беспокойной обстановке;

7) работа в ситуации, требующей распределения и переключения внимания;

8) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

9) ситуации, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Учебные ситуации, вызывающие затруднения у инертных учащихся:

1) выполнение заданий разнообразных по содержанию и способам решения;

2) высокий темп работы;

3) быстрое переключение внимания;

4) жесткое ограничение времени выполнения работы;

5) однообразная, монотонная, длительная работа;

6) продуктивность усвоения материала оценивается на первых порах его заучивания;

7) выполнение задания на сообразительность при высоком темпе работы.

В указанных ситуациях, встречающихся довольно часто у учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существует преимущество перед слабыми и инертными. Ученики со слабой и инертной нервной системой оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Облегчить их положение может соблюдение учителем некоторых достаточно простых правил. В отношении слабых по своим нейродинамическим свойствам учеников полезны следующие правила:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопросы и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

4. Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок;

5. Путем правильной тактики опроса и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в возможность учиться лучше;

6. Следует осторожнее оценивать неудачи такого ученика;

7. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8. Следует в минимальной степени отвлекать его, создавать спокойную, комфортную обстановку.

При работ е с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

1. Не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового задания возрастает постепенно;

2. Следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

3. Не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок;

4. Они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций;

5. Поскольку инертные ученики с трудом переключаются от предыдущей ситуации, не следует проводить их опрос в начале урока;

6. Нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.

Мы остановились на приемах помощи учащимся со слабой и инертной нервной системой, поскольку они в большей мере нуждаются в оказании поддержки. Это не исключает необходимости учитывать при организации индивидуального подхода особенности учащихся с сильной и подвижной нервной системой. У них также имеются свои трудности в учебной деятельности, приводящие к снижению успешности. Таким образом, в индивидуальном подходе нуждаются практически все учащиеся, но дети со слабым и инертным типом – в первую очередь. Главное, к чему должен стремиться педагог, чтобы у каждого учащегося сложился свой индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль есть индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности [2]. Индивидуальные стили деятельности бесконечно многообразны. Главное условие формирование индивидуального стиля – собственная активность учащегося. Задача учителя – помочь ученику осознать, в чем состоят преимущества его индивидуальных особенностей, и в чем их недостатки. И направить усилия на закрепление и развитие положительных проявлений, и на преодоление и компенсацию отрицательных.

Методы диагностики свойств нервной системы и темперамента. Для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности нервной системы, их необходимо уметь выделять. Существует множество разного уровня процедур, позволяющих с большей или меньшей точностью оценить степень выраженности того или иного свойства нервной системы. Многие из них требуют специального оборудования и могут быть использованы только в лабораторных условиях специалистами – психологами. Применение аппаратурных методик в рамках образовательного процесса вообще не представляется возможным, поэтому возникла необходимость создать такие диагностические средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы использоваться вне лабораторных условий и быть пригодными для массового обследования. Такие методики были разработаны под руководством К.М.Гуревича с использованием бланковых форм. Довольно подробно они описаны в книге М.К.Акимовой и В.Т.Козловой [1]. Широко используются в целях диагностики свойств нервной системы опросники. В этом случае информация получается на основе самоотчета испытуемых, в силу чего содержит большую долю субъективности. У людей могут возникать искаженные, неадекватные самооценки, ложное представление о своих динамических возможностях. В большинстве случаев самооценки завышаются по таким вопросам, которые отражают ситуации, часто воспринимаемые людьми как социально более приемлемые, значимые. Например: «Быстро ли вы вспоминаете необходимый материал при сдаче экзамена или зачета». В этих ситуациях проявление скоростных качеств рассматривается как желательное. Кроме того, использование опросников ограничено возрастными возможностями учащихся. Опросники могут использоваться в сочетании с другими методами в целях получения первичной информации. Пример опросника смотри в приложении к теме 7.

Наряду со специальными методиками диагностики свойств нервной системы не утратил своего значения и метод наблюдения. Для получения объективной информации наблюдение должно быть длительным, систематическим, осуществляться в разнообразных ситуациях. Большую помощь в проведении наблюдения могут оказать заранее разработанные схемы. Смотри приложение к теме 7.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что выявление природных особенностей учащихся требует специальных знаний и навыков, и должно рассматриваться как необходимое условие эффективной организации учебного процесса.

Литература.

1. Акимова М.К., Козлова В.Т.Психофизиологические особенности индивидуальности школьников.- М., 2002.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.

3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

4. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности, - М., 1960.

5. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С.Мерлина. – Пермь, 1973.

6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1991.

7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.

8. Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985.

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем особенности индивидуально-типологических свойств в отличие от других индивидуальных характеристик учащихся?

2. Какую сторону учебной деятельности определяют свойства нервной системы?

3. Какие ученые занимались проблемой темперамента в связи с успешностью учебной деятельности?

4. Какова связь между темпераментом и успешностью учения?

5. Учащиеся с какими свойствами нервной системы испытывают наибольшие затруднения в учебной деятельности?

6. Какова стратегия помощи учащимся с различными индивидуально-типологическими свойствами?

7. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

8. С помощью каких методов можно выявить свойства нервной системы и темперамента?

9. В чем преимущество метода наблюдении я при оценке свойств нервной системы?

10. Использую приведенные в приложении к теме методики, проведите изучение свойств нервной системы известного вам учащегося (студента), сравните результаты, полученные разными методами.

Приложение к теме 7.

Наши рекомендации