Дидактическая игра как способ повышения внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает новые требования к результатам образовательного процесса, к общекультурному, личностному и познавательному развитию обучающихся. В данной статье мы рассмотрим одну из основных проблем, решение которой необходимо для повышения эффективности образовательного процесса, - проблему снижения внутренней мотивации обучающихся. Именно внутренняя мотивация учения обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся, способствует овладению универсальными действиями и достижению высоких результатов обучения.
Рассмотрим подробнее понятие мотивов учения. Под мотивом учения принято понимать направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности делятся на внутренние и внешние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями, учение служит средством достижения других целей. Внутренние мотивы, напротив, связаны с самим предметом деятельности. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельности. В рамках данной статьи мы рассмотрим возможности повышения внутренней мотивации учения.
При выборе способов повышения мотивации следует учитывать специфику процесса формирования мотивационной сферы обучающихся. Остановимся на этом вопросе подробнее. Внутренняя мотивация учения, как правило, формируется у ребенка к концу дошкольного возраста и проявляется в формировании такого личностного новообразования как «внутренняя позиция школьника», которую Л.И. Божович определяет как потребность ребенка посещать школу, включиться в новую деятельность учения, занять новое положение среди окружающих[7]. Если проследить общую динамику мотивов учения от первого к четвертому классу, то выявляются следующие особенности. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда, лишь после этого - к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знания. Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным факторам переходят к интересу к закономерностям, принципам. Уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний.
Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то проведенная диагностика уровня школьной мотивации обучающихся 1-4 классов позволила выявить тенденцию к снижению уровня мотивации к концу обучения в начальной школе, которое связано с тем, что постепенно пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность. Эту тенденцию к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы наблюдают учителя, её фиксируют и специальные исследования. Интерес к учебной деятельности планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-4 классах. Установлено, что обучающиеся 3-4 классов не любят пересказывать прочитанное, списывать, учить наизусть правила, а любят самостоятельно решать интересные задачи, примеры, головоломки. Иными словами, обучающиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможности инициативы и самостоятельности. В связи с этим понимание социальной значимости учения в третьих-четвертых классах должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. В контексте решения данной проблемы важно понять, каким образом можно вызвать у детей интерес к учебной деятельности и сделать так, чтобы этот интерес перерос в потребность, в жизненную необходимость. На наш взгляд, одним из эффективных способов формирования познавательного интереса обучающихся является использование дидактических игр в процессе обучения.
Дидактическая игра - это современный и признанный метод обучения и воспитания. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов облегчает усвоение учебного материала, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. Следует отметить, что именно игровая деятельность является предпосылкой для формирования учебной деятельности. Игра - это тот вид деятельности, который дети уже освоили на данном возрастном этапе и который вызывает у них интерес. Учитывая последовательность формирования ведущих видов деятельности ребенка в рамках возрастной периодизации развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, можно констатировать, что полноценная учебная деятельность может сформироваться лишь на основе игровой, поскольку учение направлено, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка сравнительно развитого воображения, формирующегося в игре. В связи с этим можно сделать вывод, что и учебная деятельность, и становление потребности и мотивов учения основываются на игровой деятельности[8].
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Так же как и сам урок игра реализует познавательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. Поэтому есть основание утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников. Место и характер игры определяет учитель исходя из целей и задач урока, сложности материала, работоспособности класса. Однако следует помнить, что при проведении дидактических игр важно не только активизировать познавательную деятельность обучающихся, но и способствовать возникновению положительных эмоций у детей, чувства удовлетворенности. Эмоции, связанные с учением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение. В. А. Сухомлинский подчеркивает необходимость формирования эмоций в этом возрасте, т. к. недостатки эмоционального воспитания еще более трудно-восполнимы, чем недочеты в умственном развитии. Дидактические игры способствуют актуализации эмоций в младшем школьном возрасте, эмоционально захватывают ребенка и стимулируют постановку им самостоятельных целей в учении[9].
Итак, подводя итог, можно констатировать, что младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит её уровень в течение всего школьного возраста. Но учителю следует помнить, что в дошкольном периоде жизни ребенка доминировала игровая деятельность. В связи с этим мы считаем, что дидактические игры должны занимать важное место в обучении младших школьников. Дидактическая игра является одним из важных условий формирования внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте, активизирует познавательную активность обучающихся и приносит эмоциональное удовлетворение. Она вызывают интерес у детей сначала к самой игре, а затем и к её содержанию, являясь условием для формирования познавательных потребностей обучающихся и внутренней мотивации учения.
Заключение
Феномен игры в педагогической науке - это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и повышения мотивации учащихся.
Игровые педагогические технологии - широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.
Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятельности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, построении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией.
Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.
Педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогического процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игровой среде.
Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по различным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при планировании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.
Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогический результат.
Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического задания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполнения поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал- ее средство. Дидактическая цель занятия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), - таким образом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.
Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким образом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.
Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки и кроссворды, дети развивают внимательность память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности .
К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим .
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова утверждала, что: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» .
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. А дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той
деятельности, которую он должен выполнить в школе. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе .
Таким образом, роль игры в обучении младших школьников заключается в том, что она служит средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Так же формируется устойчивый интерес к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Анализ показал, что ребенок в процессе игры овладевает общеучебными умениями, навыками учебной и самостоятельной работы, также формируются адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, то есть особое отношение личности.
Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-387с.
2. Абакумова Л.Б., Абдулина Е.К. - Игровые системы КОВР как факторактивизации познавательной деятельности/ Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическойконференции 31 августа 2015 г. Том 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – 184
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Рус. яз., 1989.
4. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1995.
5. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 2015.-441с.
6. Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников.\\ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 117-119.
7. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. - 1991. - №1. - С. 23.
8. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В.В. Волина. -М.: Аст, 1996.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2014. 400 с.
10.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 288 с.
11.Горева О.М. Современное состояние института семьи: проблемы и перспективы / О.М. Горева, Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - Т. 6. - №6-2 (28). - 310 с.
12.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / Отв. Ред. И сост. П.В.Алексеев / С.И Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 448 с.
13.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. -М.: Рус. яз., 1999.
14.Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина - М. : Просвещение, 20013. - 315 с.
15. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.: 2015. – 272 с.
16.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1988. - С. 172
17.Карягина Н.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников / Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицина. - Волгоград, 2008.
18.Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. 1-4 классы / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.
19.Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.-387с.
20.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2012. - 215 с.
21.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2015. - 200 с.
22.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М., 2014. - 322 с.
23.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 2015. 96 с.
24.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,2015.-441мс.
25.Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1984.
26.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М., 2012. - 257 с.
27.Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе/ Т.П. Лакоце-нина. - Ростов н/Д: Учитель, 2008.
28.Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - С. 63.
29.Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. 32с.
30.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 2013.-287с.
31.Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / А.Н. Матвеева. - М.: Просвещение, 1982.
32.Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Мак-симчук. - М.: Вако, 2004.-441с.
33.Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. –М.,2015.-441с.
34.Орлова Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников: Дис. канд. пед. наук. - Киров, 2015. - 56 с.
35.Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - 3-е изд. - М., 2014. - 215 с.
36.Степаненкова Э.Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх / Э.Я. Степаненкова // Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей» / Под ред. А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2015. - 119 с.
37.Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -360 с.
38.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 2015.-387с.
39.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 2015.-578с.
40.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2015.-298с.
41.Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - №11. - С. 3-11.
42.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015. – 387с.
43.Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. -Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - С. 516.
44.
45.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2015.-687с.
46.
[1] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-С.115.
[2] Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников.\\ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 117.
[3] Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.-С.119.
[4] Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015.С.102.
[5] Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2015.С.56.
[6] Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Мак-симчук. - М.: Вако, 2004.-С.87.
[7] Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.С.112.
[8] Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 2015.-С.187.
[9] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2015.-С.119.