Особенности игровых ситуаций при обучении младших школьников
С первого класса нами ставится задача вызвать интерес к предмету, привлечь внимание к интересному, важному, полезному, и тем самым формировать устойчивую мотивацию обучения. При этом идет серьезная работа по освоению языка и правописания. (Ставится цель для чего нужно хорошо и грамотно писать.) С первых дней мы привлекаем внимание детей к изучению правописания и каллиграфически правильному письму, знакомлю с опознавательными признаками орфограмм, таким образом, дети ставят перед собой орфографические задачи. Например, возьмем слово сосна - делаем звуко-буквенный анализ, определяем «опасное место», ставим ударение, определяем проверочное слово. Данная методика находит воплощение во 2, 3, 4-х классах. Таким образом, соблюдается преемственность в оформлении умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.
Очень хорошо развивает орфографические умения игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
Игра «Зажигай огонек» На доске записан текст (предложение). Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами.
Орфограмма - разделительный мягкий знак. Друзья, открою я секрет; Мне без варенья жизни нет. Для здоровья и веселья Ем печенье, ем варенье. Кто же это? (Карлсон.)
Игра «День и ночь» (1 класс) Оборудование: касса букв и слогов. Описание игры.
Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну букву в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово. Например, коса - роса - росы - косы - козы - розы...
Приёмы на уроках русского языка.
Используя приемы компетентности на уроках, мы включаем «ролевые игры» (учитель-ученик), в ходе проверки не спешим сами исправлять ошибки, предоставляем это самим учащимся. При таком подходе дети приучаются нестандартно мыслить, формулировать вопросы, рассчитывать на себя как успешных, творчески одаренных исследователей. Мы учим детей доказывать свою правоту (сварщик - без ь, так как рщ, чк, чн пишутся без ь - орфограмма) используя некоторые приемы:
1. Письмо с проговариванием.
В 1 классе ученик диктует слово по слогам, во 2-3 классах по слогам, четко проговаривая каждое слово.
2. Письмо с комментирование.
Хорошо сформированный навык комментированного письма создает благоприятные условия для выполнения заданий по русскому языку. Проговаривая, он фиксирует внимание на букве или слоге, вследствие чего без затруднения и ошибок выполняет письменную работу.
Ученик читает предложение, затем комментирует, объясняя в каждом слове орфограмму.
3. Диктант с обоснованием. Учитель диктует, а ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель.
Диктант с обоснованием. Учитель диктует, а ученики должны сначала записать проверочное слово, а потом то, которое нужно.
Диктант.
Тема. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.
Лето.
Хорошо летом в (лес) лесу! Мы идем по густой сочной (травы) траве. Кругом (цвет) цветы. Гудят шмели. На (цвет) цветок села (пчёлка) пчела. У (тропы) тропы кучка рыхлой (земли) земли.
4. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по
столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой.
Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части слова и т. п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное.
Мы в своей работе используем задания, способствующие развитию концентрации внимания обучающихся, постепенно приучая их видеть ошибочное написание. Так мы делаем работу над ошибками по памяткам, что развивает самостоятельность и исследовательскую работу.
Для получения ясной картины усвоения учебного материала обучающимися мы применяем на уроках тесты. Детям нравится такой вид контроля, а нам он помогает выявить проблемы в знаниях и умениях отдельных учащихся, определить типичные ошибки всего класса.
Используя приемы компетентности на уроках русского языка, мы проводим работу со словарями, что способствует формированию лингвистической компетенции школьников, расширению их кругозора, воспитанию любви к русскому языку. Например,
I. Д.Н. Ушаков, Е.Е. Крючков. Орфографический словарь.
Упражнения.Вставь пропущенные буквы. Проверь правописание по словарю. М...ляр, бр...дить, п...роль, м...нета, доказать. Поставь знак ударения. Проверь по словарю. Звонит, свекла, дефис, портфель, ремень, баловать.
При помощи словаря согласуйте прилагательное с существительным. Вкусн. кофе, ароматн. какао, быстр. пони, громадн. шимпанзе.
II. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.
Пользуясь словарем, учащиеся могут определить значение фразеологизма, его грамматическую характеристику и объяснить входящие в них состав устаревшие слова.
Упражнения.
1. Пользуясь словарем, определите значение фразеологизма. Бить баклуши, как с гуся вода, не смыкать глаз, как зеницу ока.
2. Назовите известные вам фразеологизмы со словами: Голова, рука, сердце, язык.
Работа с загадками - это упражнения в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Уроки проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, для пополнения словарного запаса, знакомства с лексическим значение слова. Загадки применяет при классификации предметов в определенные группы: «Овощи», «Фрукты». Учитель говорит о разнообразии лексического значения слова, например, ели - это деревья и действие кушать. Такая работа развивает у детей наблюдательность, учит их делать самостоятельные выводы, обогащает словарный запас, развивает умение правильного употребления слова в предложении.
Например, Хвостом виляет, зубастая, а не лает (щука).
Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут (ландыши).
Это дает возможность разнообразить формы работы на уроках, вызывает интерес учащихся, они подключаются к работе, предлагая знакомые им загадки к определенному правилу, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.
Эффективным средством получения прочных знаний по русскому языку является самостоятельная работа. Для этой работы мы готовим задания так, чтобы дети ее выполняли с интересом. В такой работе обучающиеся чувствуют себя исследователями, проверяют свои силы, учатся мыслить, искать пути решения, свободно выражать свои мысли.
Упражнения.
1. Вставить в слова ъ, ь
Весел...е, с.ел, под...езд, руч...и, в... га.
2. Составьте предложения из данных слов. Сажали, на, дети, участке, цветы.
3. Работа над деформированным текстом.
«Разрозненный текст». Предложения написаны на разных карточках. Дети передвигают карточки, конструируют текст. Эта работа доступна и слабым ученикам. Особенно детям интересно работать по перфокартам. Работа проходит быстро увлеченно, и дети видят свой результат.
В своей работе часто используем сочинения как один из видов творческих работ. Для учащихся уроки, на которых они пишут сочинения, самые радостные. Именно на этих уроках создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в детях духовную окрыленность. Любят сочинения за то, что можно проявить самостоятельность, можно написать свое сокровенное. Но почти к каждому сочинению идет подготовка. Гуляя на улице, учитель спрашивает у детей: «Что произошло с час? Какой стал ветер? Что произошло с деревьями? Как называют эту осень?» Только потом дети пишут сочинения.
Пишут дети и сочинения-миниатюры - экспромт. Идет урок. Вдруг за окном стал падать пушистый снег, он плавно опускается на землю, деревья. Дети пишут сочинения «А снег летел и падал». Такие сочинения миниатюры они пишут на разные темы «Музыка дождя», «А у нас во дворе».
На уроках развития речи при компетентностном подходе решаются не только образовательные задачи, но и задачи нравственного, эстетического воспитания (чистота, аккуратность оформления работ).
1. Педагог дает задания аналитического характера. По готовому тексту. Например, определи основную мысль текста. Озаглавь текст.
2. Задания, требующие переработку готового текста. Например, исключи из текста «лишнее» (повторение).
3. Задания, требующие создания нового текста на основе данного.«Изложи подробно (сжато) какую-либо часть.
4. Задания, требующие создания своего текста. Например, напиши рассуждение на определенную тему. Опиши данный предмет.
Такая работа позволит достичь следующих результатов:
1. Дети умеют образно, логично излагать свое мнение
2. Быстро находят ошибки и исправляют их
3. На уроках доброжелательная обстановка.
Таким образом, развивая познавательную деятельность на уроках русского языка на основе компетентностного подхода, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной и общественной жизни. Технологию компетентностного подхода для развития познавательной деятельности младших школьников я использует в урочной деятельности.