Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации

Основоположник поведенческой психологии Джон Уотсон говорил о поведении, как о непрерывном потоке активности, которая по мере взросления организма становится более сложной. В настоящее время под поведением понимают не что иное, как процесс взаимодействия личности со средой, где индивидуальные особенности и внутренняя активность личности, выражается в форме внешних действий и поступков. Человеческому поведению свойственным является то, что оно социально, формируется и реализуется в обществе. Как было сказано выше, индивид адаптируется к социальной среде с учетом своих потребностей и особенностей. Одним из вариантов социальной адаптации является самореализация личности посредством выхода за существующие социальные нормы. В таких случаях поведение человека считают аномальным.

Аномальное поведение можно разделить на нормативно-одобряемое, патологическое и нестандартное. Нормальное поведение предполагает уровень того, как личность на данный период времени социально адаптировалась. Когда происходит нежелание или неумение выполнять задачи, поставленные обществом, трудность реализации своей индивидуальности в конкретных условиях, возникает дезадаптация, то есть отклонение от принятых социальных норм.

Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время П.П. Блонский, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Личностные качества педагогически запущенных трудновоспитуемых подростков занимали правоведов-криминологов: К.Е. Игошева, Г.М. Миньковского , психологов: М.А. Алемаскина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, Д.И. Фельдштейна и др., педагогов: П.Ф. Каптерева, И.А. Невского, С.С. Невскую и др.

В подавляющем большинстве случаев, причиной формирования отклоняющего поведения в детском возрасте служит социальная дезадаптированность ребенка как устойчивая неспособность реагировать адекватно на требования, предъявляемые ему.

Ученые пришли к выводу, что данный термин можно употребить по отношению к детям, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации вне активного педагогического влияния, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Вследствие этого у них присутствуют такие качества, которые характеризуют их с негативной, асоциальной, аморальной стороны. Главными чертами характера у них являются неприятие норм морали общества, нежелание учиться, подчиняться взрослым, родителям, педагогам и другим людям.

Серьезных нарушений, недостатков в характере младшего школьника меньше, чем у подростка или старшеклассника. У детей данного возраста, как правило, еще отсутствуют или только начинают проявляться черты, ведущие к асоциальному поведению. «Трудные» младшие школьники отличаются от подростков качественно.

Нас интересуют те отклонения в поведении, которые присущи младшему школьному возрасту. В педагогике принято считать этот период развития детей от 6 до 11 лет. В
этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и
перестройка социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, проис­ходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот
возраст «переходным» от дошкольного детства к отрочеству.

В этом возрасте увеличивается внимание к себе, он утверждает себя в окружающей предметной среде. На основе противоречия — стремления к утверждению, себя в предметной среде и незнании ее — у ре­бенка возникает, ведущая для этого возрастет, духовная познавательная потребность, многообразные, познавательные стремления и интересы. Накопление представлений является для младшего школьника не только духовным обогащением. Состояние собирательства фактов, ощущения себя в предмет­ном мире есть нормальное условие полноценности его жизни. Богатство фактов в сознании ребенка, приведение их в си­стему, обеспечивает первоначальный уровень мировоззрений, эмпирического представления о мире. Одновременно, в, ре­зультате удовлетворения познавательной потребности, на­копления представлений и образов, в психике ребенка осу­ществляется громадная работа по осмыслению фактов, их сравнению и сопоставлению, созданию на их основе пред­ставлений и образов. Активная работа психики развивает мышление ребенка и готовит почву для возникновения новых духовных потребностей.

В развитии ребенка младшего школьного возраста проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем детям определенного возраста, особенное отличает отдельного ребенка называют – индивидуальным, а ребенка с выраженными, особенностями – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и др. черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Каждый ребенок – единственный и неповторимый по своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в конкретных особенностях. Каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на формирование личностных качеств.

1. Следует ли в воспитании и обучении учитывать индивидуальные качества? На этот вопрос ответ неоднозначен. Одни исследователи однозначно утверждают «да», другой ответ достаточно убедительно был высказан Г.В. Гегелем: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать её, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него и нет времени. Своеобразность детей в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходиться заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание» (Гегель Г.В. Философские сочинения.- М., 1946.- т.7.- с. 82.)

Современные подходы понимания индивидуальных особенностей опираются на принцип индивидуального подхода в педагогике. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить более высокий уровень развития личности.

Индивидуальный подход важен для каждого ученика, но особенно в нем нуждаются «трудные» дети, с задержкой психического развития. Безусловно, трудно учителю, руководствоваться в своей деятельности объективностью, принципиальностью и гуманностью. Гуманизм не только доброта, но и объективность, справедливость.

Итак, в каждом ребенке есть особенное, отличающее его от других. Индивидуальные особенности составляют: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

Социализация человека – рассматривается как процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества.

Л.С. Выготский дисскутировал с Ж. Пиаже, доказывая, что ребенок изначально социален. Более того, младенец является самым социальным существом, поскольку его жизнедеятельность, удовлетворение всех витальных (жизненно важных) потребностей происходит через взрослого.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он раскладывается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач.

У младших школьников меняются основания в межличностных отношениях по сравнению с дошкольниками. Предпочтение в выборе товарищей определяются в наибольшей степени или неудачами сверстников в учебе. При этом они ориентируются на мнения учителя. Появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что является основанием для формирования неформальных групп.

Отношение сверстников к другу приобретает большую устойчивость, выделяются популярные дети, обладающие умениями общения, и дети, не пользующиеся популярностью в классе. Неблагополучное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе затрудняет организованный процесс социализации.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием взрослых, сверстников новых видов деятельности (учения), общения, включения в целую систему коллективов (классного, общешкольного). У ребенка формируются элементы социальных чувств, навыки общественного поведения. Роль начальной школы в социализации личности, формирования нравственного поведения у школьников огромна.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость» стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. У ребенка появляются новые ценностные ориентации.

В личностном развитии в этот период ребенок характеризуется приобретением новых мотивов (в учебной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками). Перестройка мотивационно-потребностной сферы качественно меняет содержание притязаний на признание. Младший школьник уже имеет весь комплекс чувств: совесть, гордость, стыд, должен, обязан. Он может стыдиться не только замеченного взрослыми поступка, но и своих проявлений, таких как грубость, трусость, жадность и т.д.

Притязание на признание побуждает ребенка к усидчивости, целеустремленности, развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность способствует развитию у детей ответственности - как положительному этическому эталону. Ответственность побуждает чувство ответственности к общему делу, чувство долга. Эмоционольно-положительное отношение к самому себе, лежащее в структуре самосознания личности каждого нормативно – развивающегося ребенка, ориентирует на притязания соответствовать положительному эталону. Не менее значима для младшего школьника индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к потребности соответствовать эталону поведения, приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.

Младшие школьники овладевают своим поведением, это связано с усвоением норм выработанных обществом. Ребенок узнает, что можно говорить окружающим и что недопустимо, действия дома, в общественных местах, в отношениях со сверстниками являются дозволенными и недозволенными. Происходит узнавание детьми и таких норм поведения, которые превращаются отчасти в их внутренние требования к себе.

Овладевая поведением, младшие школьники начинают более сдержанно выражать свои эмоции. Владея чувствами, дети проявляют свои гнев не столько в моторной форме (в виде драки), сколько в словесной форме (осуждение, ругань). Появляются новые оттенки в выражении чувств – ирония, насмешка, сомнение. Но если у ребенка не развиты тормозные реакции, то качества девиантности проявляются в виде недисциплинировованности, неповиновения, агрессии, сквернословия, употребления алкоголя, курение и других проявлений.

Особую роль в этом возрасте играет формирование высших чувств: эстетических и социальных. Под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера или собственного действия у детей формируются моральные чувства: чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие горю окружающих, негодование при несправедливости. Педагогу важно понимать, что младший школьник воспринимает слова тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступков так, а не иначе.

Важную роль в развитии чувств играет коллектив класса, с которым возникают новые социальные связи на основе общения, деловых отношений. «Эмоциональное заражение» в классе в значительной степени зависит от характера общественного мнения. У младших школьников может проявиться злость, раздражение, агрессивность по отношению к обидчику, но это в том случае, если переживание достигает наибольшей силы и сдерживающие моменты, вызванные правилами поведения, отбрасываются.

Таким образом, у младших школьников нравственные чувства характеризуются тем, что они не всегда отчетливо осознают и понимают нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем их непосредственные переживания подсказывают, что является хорошим, что плохим.

Наши рекомендации