Методика развития игровой деятельности детей с нарушениями речи
Методика игровой деятельности направлена на формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, самостоятельных форм общения, способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей и устранению дефекта.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического настроя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представить основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
При решении этих задач значительное место должны занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.
Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).
Этапы игровой деятельности ребёнка:
* Ознакомительный.
* Предметно-орудийный.
* Сюжетно-отобразительный.
* Сюжетно-ролевой.
В развитии игровой деятельности можно выделить следующие основные психологические закономерности:
- от бессюжетных игр к сюжетным;
- от ряда несвязанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету;
- от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;
- от спонтанной игры к возникновению схематичного плана, дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника;
- от роли, носящей общий характер к ролям, носящим индивидуальный характер;
- от стимуляции игры под влиянием игрушек к влиянию замысла на игровую деятельность;
- использование предметов заместителей от отдаленно-сходных к все более сходным, а потом – наоборот;
- от малолюдных игровых группировок к все более многолюдным;
- от неустойчивых игровых группировок к устойчивым;
- от неорганизованной игры к согласованному взаимодействию;
- от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни;
- от развернутой игры, скрытого правила к свернутой игре, сокращенному действию и развернутому правилу;
- от явной мнимой ситуации и скрытого правила к явным правилам и скрытой мнимой ситуации;
- динамика игровых замещений: 3 года – согласны на любое переименование; 5 лет – ограниченное переименование, действуют в связи с назначенной функцией; 7 лет – резко возрастают возможности замещения, игровое действие сводится к называнию.
В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.
4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.
6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи.