Динамика развития интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи (контрольный этап исследования)

Цель контрольного этапа исследования заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития интонационной стороны речи детей старшего дошкольного. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа. На контрольном этапе исследования изучалась экспериментальная и контрольная группа. Индивидуальные данные представлены в приложении К, Л, М, Н.

Тестирование детей экспериментальной и контрольной групп с помощью методики № 1 "Обследование восприятия интонации" позволило выявить отличительные характеристики у детей данных групп и качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы.

Таблица 5 - Динамика сформированности восприятия интонации детьми с ОНР на контрольном этапе

      Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
конст. этап контр. этап Динамика конст. этап контр. этап Динамика
абс. % абс. % абс. % абс. %
высокий +4
средний -2 +1
низкий -2 -1

По данным, представленным в таблице 5, можно проследить значительные изменения в экспериментальной группе и незначительные изменения в контрольной группе нашего исследования.

После специально организованной работы 60 % детей из экспериментальной группы научились использовать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи, что в 3 раза выше этого же показателя на начальном этапе нашего исследования. Объяснение этому заключается в том, что в данной группе были созданы специально организованные виды деятельности, интегрирующие знание об интонационной стороне речи. В ходе проведённых комплексных мероприятий Данил И., Илья К., Вова Н., Влада Т. из экспериментальной группы перешли со среднего уровня на высокий. Прослеживается также динамика среди детей, находящихся на среднем уровне. Тем не менее, присутствуют дети, чей уровень развития по данной методике определяется как низкий. Но их сравнительно меньше – 10 % (один ребёнок - Рустем А.), в отличии от данных констатирующего эксперимента, где 30 % находились на низком уровне.

Между тем изменения произошли и в контрольной группе: уровень сформированности восприятия интонации одного ребёнка повысился с низкого до среднего. В контрольной группе 20 % детей имеют высокий уровень (также как и на констатирующем этапе), 70 % - средний, 10 % - низкий уровень.

С целью проверки полученных данных нами была повторно проведена методика № 2 «Обследование воспроизведения интонации» направленая на выявление способности ребёнка дифференцировать различные интонационные структуры экспрессивной речи.

Таблица 6 – Динамика сформированности воспроизведения интонации детьми с ОНР на контрольном этапе

      Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
конст. этап контр. этап Динамика конст. этап контр. этап Динамика
абс. % абс. % абс. % абс. %
высокий +3 +1
средний -1 -1
низкий -2

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности воспроизведения интонации составляет 50 % детей (5 детей). Это на 30% выше показателя констатирующего эксперимента. В контрольной группе данный уровень повысился на 10 % (1 ребенок).

50 % детей (5 детей), входивших в экспериментальную группу, имеют средний уровень развития, что на 10 % меньше, чем при первичном проведении данной методики, так как трое детей перешли на высокий уровень. Данный показатель в контрольной группе изменился лишь на 10 % .

Низкий уровень развития воспроизведения интонации в контрольной группе не изменился. В экспериментальной же группе детей с низким уровнем развития не оказалось, соответственно данный показатель уменьшился на 20 % по сравнению с констатирующим экспериментом.

Эта методика показала что дети экспериментальной группы с лёгкостью справились с этим заданием. Однако мы отмечаем тенденцию, что воспроизведение отражённых фраз с противоположными типами интонации детям даётся легче, чем самостоятельное воспроизведение различных эмоциональных состояний.

Сравнивая результаты уровня восприятия интонации в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы обнаружили, что значительно повысилась доля детей с высоким (50 %) и средним (50 %) уровнем. Позитивным на контрольном эксперименте явилось то, что детей с низким показателем не оказалось. Дети данной группы перешли как в группу с высоким уровнем развития, так и со средним.

Предлагая на контрольном этапе детям из экспериментальной группы определить слово, выделенное голосом в повествовательном, вопросительном предложении и в стихотворения "Стучат колёса» (Методика № 3 «Восприятие логического ударения)), мы обнаружили, что 50% опрошенных детей адекватно определили данные категории, их содержание и раскрыли их ценность в данном задании. Дети продемонстрировали умение самостоятельно выделять любую часть высказывания. Сергей Д.: "Я заметил в этом стихотворении, что некоторые слова звучат как будто – бы громче и веселей. Я понял, что это и есть важные слова».

Таблица 7 – Динамика сформированности восприятия логического ударения детьми с ОНР на контрольном этапе

      Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
конст. этап контр. этап Динамика конст. этап контр. этап Динамика
абс. % абс. % абс. % абс. %
высокий +3
средний -1 +1
низкий -2 -1

Показатели высокого уровня сформированности восприятия логического ударения в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента значительно повысились, также изменились и качественные характеристики. Если на констатирующем этапе исследования дети этого уровня не могли выделить нужного слова без образца, с трудом находили нужное слово в стихотворении, то на контрольном эксперименте они справились с заданием свободно, мы обнаружили значительный скачок в их развитии.

Если говорить о детях контрольной группы, хочется отметить, что не смотря на то, что количество детей со среднем уровнем увеличилось, задание воспринималось ими хуже - больше времени и подсказок требовалось на его выполнение.

Методика № 4 «Обследование воспроизведения логического ударения показала, что 60% детей определяют главные слова во фразе и могут продуцировать логическое ударение.

Таблица 8 – Динамика сформированности воспроизведения логического ударения детьми с ОНР на контрольном этапе

  Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
конст. этап контр. этап Динамика конст. этап контр. этап Динамика
абс. % абс. % абс. % абс. %
высокий +3 +1
средний -1 -1
низкий -2

По сравнению с результатами констатирующего эксперимента представления детей экспериментальной группы об интонации стали более полными, глубокими, характеризуются осознанием ценности и значимости данного знания для собственной жизнедеятельности. Однако, иногда дети затруднялись в определении логического ударения, не владели способами самостоятельного воспроизведения различной интонационной структуры. Например, когда педагог попросил Айгулю Р. из экспериментальной группы, сравнить два предложения отличающихся только логическим ударением и повторить их, девочка выделила слово «шарик», вместо «красный». При этом назвала слова правильно, но объяснила, что ей не важно какого он цвета, лишь бы шарик был. Такое изменение в представлениях ребенка об интонации обусловлено ценностным содержанием программы и разработанными игровыми технологиями. Следовательно, при создании разработанных нами педагогических условий возможно обеспечивать эффективное формирование интонации у детей старшего дошкольного возраста.

Позитивным на контрольном эксперименте явилось то, что значительно уменьшилось количество детей в экспериментальной группе с низким уровнем. Дети данной группы перешли как в группу с высоким уровнем развития, так и со средним. Переход детей с низкого уровня на средний как бы является логически обусловленным, но переход с низкого на высокий уровень объясняется, как показал эксперимент, широким использованием таких развивающих методик, как: разыгрывание стихов, сказок, мини-сценок; амплификация театрального опыта (знания о театре, костюмах, атрибутах); изготовление и подбор атрибутов. Дети, оставшиеся в группе с низким уровнем развития, представлений об интонационной структуре не смогли и после проведённой работы справиться с заданиями. Например, Рустем А, после нескольких попыток воспроизвести отражённую фразу с различной интонацией сказал, что всегда хочет сказать только громко или тихо.

Полученные в процессе контрольного этапа исследования качественные результаты наглядно подтвердили целесообразность и результативность разработанной и применяемой нами технологии формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Количественные данные нашли свое отражение в рисунке 2.

Динамика развития интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи (контрольный этап исследования) - student2.ru

Рисунок 2 - Сравнительные данные результатов проведенной диагностики сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на контрольном этапе

Контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении позитивных изменений в формировании интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также о динамике их изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные теми педагогическими условиями, которые разрабатывались в процессе проведения работы. Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях у участников экспериментальной группы:

- дети научились правильно идентифицировать и преобразовывать интонационные рисунки, правильно воспроизводят фразы с логическим ударением;

- повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

- дети научились владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

- расширился игровой опыт за счёт освоения разновидностей игр – драматизаций посредством последовательного усложнения игровых заданий и игр – драматизаций;

- сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении.

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной нами комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей с ОНР. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.

Заключение

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Целью данной работы явилось выявление особенностей интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и направление логопедической работы по формированию интонационной стороны речи в системе коррекционного воздействия.

В нашей работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области речи. Мы пришли к выводу о том, что в трактовке термина интонация единства не существует. Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, И.Г. Торсуева). В логопедии интонация – это сложный комплекс просадических элементов, включающих мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударений (М.А. Поваляева).

Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.

На основе теоретических данных было проведено исследование в ходе которого мы:

– подобрали комплекс методик, направленных на диагностику интонационной стороны речи у старших дошкольников с ОНР;

– провели констатирующий и контрольный эксперимент, дали анализ полученных данных;

– подобрали и систематизировали игровой материал для работы над интонационной стороной речи.

Констатирующий этап эксперимента выявил ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения. У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются не сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание в репликах интонации сообщения. Возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, наблюдается ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз.

Исследование показало, что для большинства детей с ОНР свойственны средний и низкий уровни сформированности интонационной стороны речи. С этой целью нами была разработана программа направленная на формирование интонационной стороны речи у детей с ОНР. В основу неё были взяты театрализованные игры.

Цель формирующего эксперимента: формировать умение пользоваться основными компонентами интонации, такими как темп, ритм, мелодика, пауза.

Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень интонационной стороны речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.

Контрольный этап эксперимента ярко продемонстрировал динамику в сторону повышения показателей сформированности интонационной стороны речи и доказал достаточно высокую эффективность проведённой работы. Для большинства детей стали свойственны средний и высокий уровни сформированности интонационной стороны речи. Развитие интонации детей с нарушениями речи в процессе игр привёл к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы.

Поведённое нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в рамках реализации выявленных и систематизированных педагогических условий. Перспективу нашего исследования мы видим во внедрении программы в практику работы дошкольных образовательных учреждений по развитию интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР.

В ходе исследования получила подтверждение гипотеза о том, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более успешным, если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.

Литература

1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – М. : Просвещение, 1991. – 150 с. : ил., табл.

2. Артемов, В. А. Психология речевой интонации : лекции к спецкурсу / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 1986. – 79 с.

3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 2001. – 127 с.

4. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дъякова. – 3-е изд., перераб. – М. : Академия, 2003. – 304 с. : ил., табл.

5. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1996. – 212 с.

6. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников / Е. А. Борисова // Логопед. – 2005. - № 1. – С. 17–23.

7. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Русский язык, 2003. – 280 с.

8. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. – 2-е изд., переаб. и доп. – М. : Медицина, 1990. – 447 с.

9. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: книга для логопеда / Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение, 1997. – 160 с.

10. Всеволдский-Гергросс, В. Н. Русский театр / В. Н. Всеволдский – Гергросс. – М. : Наука, 1992. – 182 с. : ил.

11. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях : Кн. для логопеда / И. Г. Выготская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с. : ил.

12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – 3-е изд., переаб. – М. : Союз, 2006. – 224 с.

13. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.

14. Гаврилова, Н. В. Игровые упражнения в организации театрально – игровой деятельности младших школьников / Н. В. Гаврилова // Логопед. – 2008. - № 6. – С. 80-83.

15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – 4-е изд., перераб. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. : ил., табл.

16. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. - № 6. – С. 18-21.

17. Диагностика речевого развития дошкольников : Научно – методическое пособие / [гл. ред. О. С. Ушакова]. – М. : Изд-во АО Совер, 1997. – 146 с.

18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – 2-е изд., перераб. – М. : Лабиринт, 2001. – 370 с.

19. Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 1978. - № 4. – С. 73–83.

20. Жога, Л. Н. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада / Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова, Л. А. Рукасуева // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 46–75.

21. Жулина, Е. В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи / Е. В. Жулина // Логопед. – 2008. - № 5. – С. 111–119.

22. Зееман, М. В. Расстройства речи в детском возрасте / М. В. Зееман. – М. : Медгиз, 1962. – 402 с.

23. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи : учеб. пособие для студ. филол. факультетов / Л. Р. Зиндер. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2007. – 576 с.

24. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи : интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : Учеб. Пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – 6-е изд., перераб. – М. : Флинта Наука, 2000. – 200 с.

25. Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи : пособие для учителей / С. Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 1994. – 96 с.

26. Исенина, Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / С. Ф. Исенина. – Иваново : Изд-во Ивановского ун-та, 1983. – 78 с.

27. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стёртой формы дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. – 1995. - № 5. – С. 72-79.

28. Линчук, Л. А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы / Л. А. Линчук // Логопед. – 2007. - № 6. – С. 84-88.

29. Логопедия : методические традиции и новаторство : [сб. ст.] / гл. ред. С. Н. Шаховской. – М. : Изд-во ЛадКом, 2003. – 246 с.

30. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 2007. – 703 с. : ил.

31. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2004. – 192 с.

32. Лопатина, Л.В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стёртой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. Н. Позднякова // Логопедия. – 2004. - № 1. – С. 36-43.

33. Максаков, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 1. – С. 9-16.

34. Махнева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Махнева. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 171 с.

35. Николаева, Т. М. Языкознание и паралингвистика / Т. М. Николаева, Б. А. Успенский ; [под ред. Т. М. Николаевой]. – М. : Наука, 1990. – 128 с.

36. Овчинникова, Е. В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников / Е. В. Овчинникова // Логопед. – 2006. - № 3. – С. 44-48.

37. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – 6-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 445 с. : ил. – (Справочник).

38. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2007. - № 1. – С. 36-42.

39. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л.А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2005. № 5. – С. 57-62.

40. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Владос, 2004. – 272 с. : ил.

41. Радионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников / Ю. Н. Радионова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - № 4. – С. 7-13.

42. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателей дет. сада / под редакцией Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1992. – 223 с. : ил.

43. Селивёрстов, В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селивёрстов. – М. : Владос, 2000. – 208 с.

44. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. – Ленинград : Изд-во Лен. ун-та, 1982. – 176 с.

45. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. ЛКИ, 2010. – 504 с.

46. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. – С. 24-29.

47. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – 2-е изд. – М. : Книжный дом «Либроком», 2009. – 112 с.

48. Трошин, О. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития / О. В. Трошин // Логопед. – 2006. - № 1. – С. 4-10.

49. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М. : Владос, 2000. – 314 с.

50. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2000. – 88 с.

51. Хватцев, М. Е. Логопедия : книга для преподавателей и студентов выс. пед. учеб. заведений : в 2 кн. / М. Х. Хватцев. – М. : Владос, 2009. – 293. : ил.

52. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. – Рига : Зинатне, 1974. – 139 с.

53. Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Русский язык, 1995. – 239 с.

54. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11. – С. 76-81.

55. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : Владос, 2003. – 160 с.

56. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – 2-е изд. – М. : АСТ ; Астрель, 2009. – 222 с.

57. Шишкова, М. И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении / М. И. Шишкова // Логопед. – 2006. - № 1. – С. 18-23.

58. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – Ленинград : Наука, 1994. – 428 с.

59. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком : сб. науч. тр. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 33-46.

Приложение

Список детей

Имя ребёнка Возраст Логопедическое заключение
Контрольная группа
1. Никита А. 5 л. 6 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
2. Оля Д. 5л. 2 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
3. Илья В. 5 л. 3 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
4. Ирина Е. 5 л. 5 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
5. Ангелина М. 5 л. 5 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
6. Данил М. 6 л. 1 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
7. Маша М. 5 л. 7 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
8. Руслан Н. 5 л. 4 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
9. Оля С. 5 л. 2 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
10. Дима Ф. 5 л. 10 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
Экспериментальная группа
11. Рустем А. 5 л. 3 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
12. Сергей Д. 5 л. 8 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
13. Данил И. 5 л. 2 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
14. Ульяна М. 5 л. 5 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
15. Вова Н. 5 л. 6 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
16. Илья К. 5 л. 1 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
17. Айгуль Р. 5 л. 1 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
18. Карина С. 5 л. 7 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)
19. Влада Т. 5 л. 9 мес. ОНР III ур. (дизартрич. компонент)
20. Наиль Х. 5 л. 4 мес. ОНР III ур. (церебрально- генетич.)

Приложение А

(обязательное)

Протокол обследования восприятия интонации

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2 . Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф.   низкий средний низкий средний высокий средний высокий средний средний средний  
      ЭГ
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х. низкий высокий средний высокий средний средний низкий низкий средний средний
                 

Приложение Б

(обязательное)

Протокол обследования воспроизведения интонации

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2 . Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф. средний средний низкий средний высокий средний средний высокий средний средний  
      ЭГ
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х. низкий средний средний высокий средний средний средний низкий высокий средний
                 

Приложение В

(обязательное)

Протокол обследования восприятия логического ударения

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2 . Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф. низкий средний низкий средний высокий средний средний высокий средний высокий  
      ЭГ
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х. низкий высокий низкий высокий средний средний средний низкий средний средний
                 

Приложение Г

(обязательное)

Протокол обследования воспроизведения логического ударения

у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребёнка     группа КГ  
задание № 1 задание № 2 задание № 3 средний балл общий уровень
1. Никита А. 2 . Ольга Д. 3. Илья В. 4. Ирина Е. 5. Ангелина М. 6. Даниил М. 7. Маша М. 8. Руслан Н. 9. Ольга С. 10. Дима Ф. средний средний низкий высокий высокий средний высокий средний средний высокий  
      ЭГ
11. Рустем А. 12. Сергей Д. 13. Данил И. 14. Ульяна М. 15. Вова Н. 16. Илья К. 17. Айгуль Р. 18. Карина С. 19. Влада Т. 20. Наиль Х. низкий высокий средний высокий средний высокий средний низкий средний средний
                 

Приложение Д

(обязательное)

Описание методик исследования

Методика № 1 Обследование восприятия интонации.

Задание №1.

_______ .
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чём-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой: ».

Речевой материал:

1. Кошка сидит на стуле.

2. Светит солнце.

3. У тебя есть собака?

4. В вазе стоят цветы.

5. Пойдём гулять!

Задание № 2.

_______ !
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком: ».

Речевой материал:

1. У Тани красный шарик.

2. Ох, какой большой дом!

3. Шапка лежит на полке.

4. Вот как высоко прыгнул Вася!

5. Ты любишь рисовать?

Задание № 3.

________ ?
Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чём –то спрашиваю подними карточку с вопросительным знаком: ».

Речевой материал:

1. Возле дома растёт тополь.

2. Сегодня так тепло!

3. Завтра будет дождь?

4. Петя вернулся домой.

5. Кто стучится в дверь?

Методика № 2 Обследование воспроизведения интонации.

Задание №1.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как я».

- Будет дождь. Будет дождь? Будет дождь!

- Идём домой. Идём домой? Идём домой!

- Это наша улица! Это наша улица? Это наша улица.

- Зина купила арбуз! Зина купила арбуз. Зина купила арбуз?

- Скоро лето. Скоро лето! Скоро лето?

Задание №2.

Инструкция 1: «Я буду задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с

другой интонацией».

ЛогопедРебёнок

Двери закрылись? Двери закрылись.

Дети любят играть? Дети любят играть.

Зонтик стоит в углу? Зонтик стоит в углу.

Инструкция 2: «Теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

Логопед Ребёнок

Птицы улетели. Птицы улетели?

Саша спит. Саша спит?

Ты придёшь завтра. Ты придёшь завтра?

Задание №3

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно».

Фразы:

Листья пожелтели.

Сегодня очень жарко.

Мы скоро уедем.

Методика № 3 Восприятие логического ударения.

Задание №1.

Процедура: ребёнку предлагается внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребёнку предлагается прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое педагог выделил голосом.

Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово я выделила в предложении».

- Катя нашла кольцо. – Таня любит сладкие ягоды.

- Катя нашла кольцо. – Таня любит сладкие ягоды.

- Катя нашла кольцо. – Таня любит сладкие ягоды.

Задание № 2.

Процедура: ребёнку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительное предложение. Логопед произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагру

Наши рекомендации