Подведение итогов учебной практики и оценка результатов деятельности
В ходе учебной практики осуществляются различные виды контроля за самостоятельной работой студентов: оперативный контроль (проверка готовности к занятию), текущий (проверка заполнения схем и таблиц наблюдений) и итоговый контроль (проверка выполнения контрольных заданий). По итогам учебной практики выставляется зачет. Критериями оценки практической деятельности студентов 2 курса следует считать сформированные компетенции (см. п. 1.1.)
Занятие № 1
Учебная практика как начальный этап профессионального становления будущего учителя
Форма занятия:семинар-практикум.
На занятии вы:
· познакомитесь с целями, задачами и программой учебной практики;
· определите роль учителя в учебно-воспитательном взаимодействии;
· рассмотрите профессионально значимые личностные качества учителя и отрефлексируете степень их сформированности у себя;
· определите и проанализируете ваше понимание профессиональной роли педагога;
· ознакомитесь с технологией составления коллажа и спроектируете свою работу в составе микрогруппы по его составлению;
· самостоятельно выполните творческое задание в жанре эссе;
· проведете самодиагностику на выявление пригодности к профессии учителя.
Ход занятия
1.Примите участие в групповой работе. (Состав микрогрупп 5-7человек).
Обсудите вопросы в микрогруппе, на основе анализа сделайте краткие выводы и озвучьте их.
Вопросы для обсуждения:
-Что значит, по-вашему, быть хорошим учителем?
-Какие показатели интереса педагога к своей профессии вы могли бы назвать?
-Как вы понимаете авторитет учителя?
-Какие профессиональные умения педагога вы могли бы назвать?
-Какие личностные качества педагога, по-вашему, обеспечивают успех во взаимодействии с учащимися. Покажите их проявление на примерах из вашего школьного опыта.
2. Ознакомьтесь с технологией составления коллажа и спроектируйте вашу деятельность в микрогруппе по его составлению (Приложение 1).
3.Индивидуальная работа.Самодиагностика.
Выполните диагностический тест «Ваше понимание профессиональной роли учителя» (Приложение 2) и самостоятельно проанализируйте результаты.
4. Ознакомьтесь с жанром эссе как творческой формой контрольного задания (Приложение 3)
Контрольное задание: напишите сочинение-эссена одну из предложенных тем.
Примерные темы сочинения-эссе:
1.Мы и наши воспитанники. (Когда мне было 14 лет...).
2. Самое радостное (печальное) событие в моей школьной жизни.
3. Мои профессиональные планы: действительность и мечты.
4. Какие они, современные дети? (психологический портрет современного подростка).
5. Что хорошего в них, современных детях?
6. Что тревожит меня сегодня в детях и какими хотелось бы увидеть их через два десятилетия?
7. В чем суть воспитания?
8. Правомерность воспитания детей и взрослых.
9. Стихийное формирование духовного мира ребенка и последствия этого для общества.
10. Школа будущего: как я ее вижу.
11. Мой идеал учителя.
12. Портрет учителя-неудачника.
13. Если бы я был министром образования ...
14. Правила, которым должен следовать учитель.
Обязательная литература
1. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии. Практикум / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Молодечно : УП «Типография «Победа», 2002. - С. 19-22.
2. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: В 3 ч. Ч.1/ С.С.Кашлев.- Минск : Зорны верасень, 2005.- С.5-41.
3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск : Современное слово, 2006. – С. 183-275.
4. Ротанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ротанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. Психолого-социаль. ин-т: Флинта, 1998. – С. 189-202, 205-
5. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога / М.И. Станкин. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – 363с.
Задание для самообразования ( по желанию)
Проведите самодиагностику по выявлению эмоциональной устойчивости, эмпатии, пригодности к профессии учителя. Для этого подберите и выполните тесты из списка обязательной литературы № 3, 4, 5. Сделайте самоанализ полученных результатов
Приложение 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ
Коллаж - это способ художественного оформления какой-либо темы, мысли, идеи. Представляет собой рисунок, составленный из фрагментов иллюстраций и текстов.
Средства для составления коллажа: заголовки газет, рекламные материалы, фрагменты буклетов, проспектов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, наклеек, и др. печатная продукция; лист ватмана, клей, ножницы, краски, маркеры и т.п.
Содержание работы: при создании коллажа сначала необходимо найти рисунки, иллюстрации, фотоснимки и т.п., соответствующие теме. Вырезать их, а затем по-новому сгруппировать полученный материал. Сделать надписи, используя фрагменты печатного текста, различные обозначения и символы.