Постановка задачи исследования

Перечень сокращений

ЭМС – электромеханическая система;

АО - автоматизированное обучение;

АСУ - автоматизированная система управления;

ИАСО -интеллектуальная автоматизированная система обучения;

КИАС - комплект имитации артиллерийской стрельбы;

КТО - компьютерные технологии обучения;

НИТО - новые информационные технологии обучения;

ОЗ - огневая задача;

ПО - программное обеспечение;

ППП - пакет прикладных программ;

ПСО -программное средство обучения;

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;

РВ и А - Ракетные войска и артиллерия;

САО – самоходное артиллерийское орудие;

УТК – учебно-тренировочный комплекс;

УТС – учебно-тренировочное средство;

СПП – система профессиональной подготовки;

СОИ - средства отображения информации;

ТСО - технические средства обучения;

УМБ - учебно-материальная база;

КМТ – классный модульный тренажер;

УМК - учебно-моделирующий комплекс;

ОКР – опытно-конструкторская работа.

Введение

Широкая автоматизация современных электромеханических систем, применяемых в качестве огневых средств артиллерийских подразделений, позволяет освободить номеров расчёта от некоторых трудоёмких, стереотипных и вспомогательных операций, и в свою очередь, перенести центр тяжести их деятельности в сферу интеллектуального труда. То есть предъявить более высокие требования к уровню профессиональной подготовки к качеству принимаемых решений номерами расчета.

Влияние человеческого фактора очевидно. Так по данным печати от 50 до 80% всех аварий и катастроф в авиации происходит по вине человека, на флоте 60%. Недостатки в учёте возможностей человека являются причиной снижения надёжности ракетных и радиоэлектронных систем примерно в 25% случаев. Установлено, что эффективность современных артиллерийских комплексов в ряде случаев реализуется лишь на 60-70%. Анализ боевого применения существующих и испытания новых САО показывает, что сроки освоения образцов увеличиваются в 2-3 раза, увеличивая при этом расходы на эксплуатацию и профессиональную подготовку номеров расчётов.

Тема выпускной квалификационной работы:

Разработка структурно-функциональной схемы тренажера, как сложной электромеханической системы

Целевая установка: на основе анализа перспектив развития артиллерии и подходов к подготовке номеров расчета самоходных артиллерийских орудий, разработать структурно-функциональную схему классного модульного компьютерного тренажера и выработать технические требования к нему

Актуальность данной темы обусловлена моральным отставанием существующих УТС от возможностей технического прогресса.

Постановка задачи исследования

Анализ перспектив развития электромеханических систем,

Применяемых в артиллерии

Использование достижений науки и техники в области электроники, вычислительной техники, телекоммуникаций, металловедения, перспективных технологий производства взрывчатых веществ и порохов, обеспечивает качественное изменение облика отечественной артиллерии на настоящем этапе.

При этом основными направлениями совершенствования САО должны стать:

оснащение бортовой системой управления, включающей центральную ЭВМ с блоками топопривязки, вычисления установок стрельбы, управления автоматом заряжания и автоматизированной системой прицеливания и наведения;

автоматизация процессов подготовки выстрелов, заряжания и восстановления наводки.

В области создания артиллерийских систем, указанные направления реализуются в настоящее время в 120-мм САО «Вена» и 152-мм артиллерийском комплексе 2С19-М «Мста-СМ».

Сравнительные характеристики основных образцов семейства Мста представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Сравнительные характеристики образцов артиллерийских систем семейства Мста

Характеристики 2С19 2С19М1 2С19М1-155
Физические значения Масса Габаритные размеры   Длина Ширина Высота Клиренс 42000 кг 11,91 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м 42000 кг 11,91 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м 43000 кг 12,42 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м
Вооружение Калибр Длина ствола Скорострельность Сектор обстрела     Максимальная дальность стрельбы: ОФС (3ОФ43) ОФС с ГГ (3ОФ61) УАС Краснополь   По вертикали По горизонтали 152 мм 47 клб. 8 в/мин от – 4о до + 68о 360о   24,7 км 29,0 км 20,0 км 152 мм 47 клб. 8 в / мин от – 4о до + 68о 360о   24,7 км 29,0 км 20,0 км 152 мм 52 клб. 6-8 в / мин от – 4о до + 70о 360о   30,0 км (L15A1) 41,0 км (ERFB BB)
Боекомплект     60 шт 60 шт 45 шт
Заряжание     Автоматическое заряжание снарядов и зарядов (подача зарядов в ручную)
Прицельная система     Оптическая система прямой и непрямой наводки
Аппаратура управления огнем     1В124 Прием и передача данных, автоматизированное наведение по вертикали АСУНО Баллистический вычислитель, автоматизированное наведение, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система. Хранение информации не менее чем до 10 огневых задач.
Артиллерийская баллистическая станция   Имеется
Техническое сопряжение с КАУО (Комплекс Автоматического Управления Огнем) по телекодовому каналу Фальцет, Капустник -С Машина –М, Фальцет –М, Капустник – С
Готовность к открытию огня после получения координат цели Готовность к открытию огня на марше на уровне дивизиона 2,5 мин   9 мин 0,5 мин   3 мин

Таким образом современное самоходное артиллерийское орудие можно представить как сложную электромеханическую систему, которая состоит из подсистем. Основываясь на этом, разобьем систему на подсистемы, как для системы, так и для подсистем.

Постановка задачи исследования - student2.ru На рисунке 1.1 представлен алгоритм определения структурной сложности ЭМС.

На основе данного алгоритма в среде Mahtcad произведено решение задачи по расчету сложности трех систем 2С3М, 2С19 и 2С19М1 (в приложении А представлен расчет сложности 2С19).

Если рассматривать подсистему как отдельную, неразделимую структуру, то ее сложность определиться выражением:

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.1)

где Постановка задачи исследования - student2.ru – коэффициент влияния изменения Постановка задачи исследования - student2.ru на сложность Постановка задачи исследования - student2.ru -й подсистемы;

Постановка задачи исследования - student2.ru – коэффициент неоднородности состава Постановка задачи исследования - student2.ru -й подсистемы,

Постановка задачи исследования - student2.ru ; (1.2)

Постановка задачи исследования - student2.ru – коэффициент однородности Постановка задачи исследования - student2.ru -й подсистемы;

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.3)

где Постановка задачи исследования - student2.ru – коэффициент, учитывающий соотношение числа ребер неориентированного графа с максимально возможным;

Постановка задачи исследования - student2.ru – количество вершин графа или число элементов Постановка задачи исследования - student2.ru -й подсистемы;

Постановка задачи исследования - student2.ru – количество ребер графа или число связей в Постановка задачи исследования - student2.ru -й подсистеме;

Постановка задачи исследования - student2.ru – энтропийные меры разнообразия связей и степеней вершин Постановка задачи исследования - student2.ru -й подсистемы.

Исходным предположением для определения энтропийных оценок является то, что, построив граф подсистемы, необходимо полностью абстрагироваться от физического содержания и попытаться получить максимум информации непосредственно из структуры подсистемы.

Для определения числа типов элементов и количества элементов каждого типа, требуется определить структурный ранг каждого элемента. Данная характеристика позволяет распределить элементы в порядке их значимости, которая определяется здесь только числом и направлением связей данного элемента с другим. Для вычисления структурного ранга воспользуемся приближенной формулой:

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.4)

где Постановка задачи исследования - student2.ru – элементы матрицы смежности, возведенной в степень Постановка задачи исследования - student2.ru .

Матрица смежности для неориентированного графа имеет вид:

1, если существует ребро между Постановка задачи исследования - student2.ru -м и Постановка задачи исследования - student2.ru -м элементами;   0, в противном случае.  
Постановка задачи исследования - student2.ru

Таким образом, элементы с равными рангами и будут иметь одинаковый структурный тип.

Кроме того, число типов связей t определится числом типов элементов, а количество связей Постановка задачи исследования - student2.ru каждого типа – суммой связей от всех элементов этого типа. Тогда

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.5)

где Постановка задачи исследования - student2.ru .

Для определения энтропийной меры разнообразия степеней вершин используем действительные степени вершин Постановка задачи исследования - student2.ru , которые для каждого элемента находятся как число ребер, инцидентных данному элементу. Одинаковые Постановка задачи исследования - student2.ru и составляют тип элементов. Число типов определяется как величина Постановка задачи исследования - student2.ru . Тогда можно записать

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.6)

где Постановка задачи исследования - student2.ru .

Оценка структурной сложности образца учитывает сложность структуры самого образца и составляющих его подсистем. Поэтому, для каждого образца необходимо определить параметры Постановка задачи исследования - student2.ru и Постановка задачи исследования - student2.ru .

Можно записать

Постановка задачи исследования - student2.ru

где Постановка задачи исследования - student2.ru – количество подсистем образца;

Постановка задачи исследования - student2.ru – количество связей между подсистемами;

Постановка задачи исследования - student2.ru - энтропийные меры разнообразия связей и степеней вершин системы;

Постановка задачи исследования - student2.ru . (1.7)

Коэффициент однородности системы можно определить по формуле:

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.8)

где Постановка задачи исследования - student2.ru - вес сложности каждой подсистемы;

Постановка задачи исследования - student2.ru Постановка задачи исследования - student2.ru

На основе данного алгоритма в среде Mahtcad произведено решение задачи по расчету сложности трех систем 2С3М, 2С19 и 2С19М1 (в приложении 1 представлен расчет сложности 2С19). Результаты представлены в таблице 1.2.

Анализ полученных данных показал, что современные образцы электромеханических систем, т.е. артиллерийского вооружения, с повышением автоматизации становятся сложнее в структуре, что повлечет за собой увеличение времени подготовки специалистов. В тоже время, при неизменном показателе времени обучения снизится качественная составляющая специалиста артиллериста.

Таблица 1.2 - Расчет сложности структуры образцов САО

Показатели сложности 2С3М 2С19 2С19М1
Гаубица 2А33 Прицел ПГ-4 Боеукладка Транспортер Электрооборудование Механизм поворота башни Система 2Э24 Гаубица 2А64 Система управления наведением 1П122 Прицельный комплекс 1П22 Приводы наведения 2Э46 Система питания боеприпасами Электрооборудование АСУНО
Постановка задачи исследования - student2.ru 0,16 0,68 0,41 0,56 0,18 0,39 0,56 0,31 0,28 0,59 0,54 0,41 0,54
Постановка задачи исследования - student2.ru 20,73 5,45 8,43 5,39 9,90 7,28 8,75 16,36 11,16 11,86 10,19 9,94 16,87 6,36
Постановка задачи исследования - student2.ru 0,31 0,08 0,13 0,08 0,02 0,11 0,13 0,21 0,15 0,16 0,13 0,13 0,22 0,06
Постановка задачи исследования - student2.ru 0,42 0,40 0,42
Постановка задачи исследования - student2.ru 11,06 15,50 16,84
Постановка задачи исследования - student2.ru 19,96 29,13 30,42

1.2 Анализ подходов к подготовке номеров расчета самоходных

Артиллерийских орудий

Профессиональная подготовка, это является составной частью боевой подготовки, которая в свою очередь проводится на основании программ, организационных указаний, наставлений и приказов командиров артиллерийских формирований.

Профессиональная подготовка номеров расчета включает четыре ступени: профессиональный отбор, обучение, формирование расчетов, а также дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка) (см рисунок 1.2).

При этом обобщенный показатель освояемости системы можно представить в виде

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.9)

где Постановка задачи исследования - student2.ru – время, необходимое для проведения профессионального отбора;

Постановка задачи исследования - student2.ru – время, необходимое для достижения номером расчета достаточного уровня профессиональной обученности в выполнении алгоритмов своей деятельности;

Постановка задачи исследования - student2.ru – время, необходимое для осуществления комплектования расчётов;

Постановка задачи исследования - student2.ru – время, необходимое для проведения периодических тренировок с целью поддержания навыков номеров расчета в отдельности и расчета в целом.

Пригодность человека к конкретному виду деятельности определяется профессиональным отбором (профотбором).

Постановка задачи исследования - student2.ru

Требования к специалисту определяются совокупностью индивидуальных психологических качеств, которыми он должен обладать, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Одни качества в этой совокупности являются общими для всех классов воинских должностей, другие обусловлены спецификой деятельности (организаторские, сенсорно-гностические, сенсомоторные и прочие). Так, для наводчиков САО характерны:

точность и быстрота восприятия, точный глазомер;

устойчивость и концентрация внимания;

оперативная память;

быстрота мышления, умение выделить в информации главное;

координация движений руками.

Однако как показывают анализ итогов профессионального отбора военнослужащих для подразделений РВи А, с каждым годом наблюдается снижение общеобразовательного уровня и повышение количества условно пригодных кандидатов, что в свою очередь, снижает способности к обучению конкретной специальности.

Для оценки сроков освоения образцов САО на ранних стадиях их проектирования в анализ целесообразно включить лишь наиболее значимые компоненты выражения (1.9).

Действительно, поскольку затраты времени на проведение профессинально-психологического отбора кандидатов в номера расчета, а соответственно и следующее за ним комплектование боевых расчётов, как правило, занимают существенно меньшее время по сравнению с затратами времени на профессиональную подготовку, то ими можно пренебречь. Тогда можно принять, что Постановка задачи исследования - student2.ru Постановка задачи исследования - student2.ru .

Относительно затрат времени на тренировки Постановка задачи исследования - student2.ru , которые проводятся с целью поддержания у номеров расчета требуемого навыка и умения, следует отметить, что их продолжительность является производной от скорости забывания, что требуют отдельных исследований с психологической и педагогической точки зрения и этими проблемами в данной работе не занимались.

Таким образом, наиболее важным этапом для освоения образцов САО номерами расчетов является формирование у них требуемого уровня обученности, который оценивается временем Постановка задачи исследования - student2.ru . Принимая Постановка задачи исследования - student2.ru за Постановка задачи исследования - student2.ru , получим

Постановка задачи исследования - student2.ru (1.10)

где Постановка задачи исследования - student2.ru – время, необходимое на освоение информации о расположении элементов СОИ и ОУ на РМ;

Постановка задачи исследования - student2.ru – время, необходимое для приобретения номерами расчетов профессиональных навыков в выполнении осваиваемых АД.

Согласно программе обучения основными предметами боевой подготовки соединений, частей и подразделений ракетных войск и артиллерии являются техническая и специальная подготовка.

Основными задачами обучения по технической подготовке номеров расчетов являются:

изучение устройства, принципов действия и порядка подготовки материальной части САО к боевому применению;

изучение правил эксплуатации, хранения и сбережения САО;

отработка практических навыков по обнаружению и устранению простейших неисправностей САО;

содержание САО в постоянной боевой готовности.

Основными задачами обучения по специальной подготовке являются привитие номерам расчетов твердых практических навыков в выполнении функциональных обязанностей при боевой работе на штатных САО в соответствии со штатно-должностным предназначением и в порядке взаимозаменяемости, а также достижение слаженных и безошибочных действий в составе подразделений.

Занятия по специальной и технической подготовке организуются и проводятся в соответствии с программой боевой подготовки подразделений артиллерии. Знания, навыки и умения, полученные на этих занятиях, закрепляются на комплексных занятиях батарей, которые являются основным этапом боевого слаживания подразделений. Чем обуславливается время подготовки номеров расчета? Во-первых, процесс обучения номеров расчета должен продолжаться до тех пор, пока обучаемый не выйдет на так называемый требуемый уровень обученности, который характеризуется минимально возможными уровнями допускаемых ошибок и времени выполнения работы.

Во-вторых, это время обусловлено соответствующими приказами и соответствует индивидуальной подготовки номеров расчета САО.

В процессе обучения военнослужащие овладевают необходимой системой знаний, навыков и умений, которая определяется профилем боевой деятельности.

В общем смысле профессиональные знания – это та информация, которую накапливает военнослужащий в процессе профессионального обучения и боевой деятельности. Знания номеров расчетов могут выступать в форме наглядных представлений, отражающих деятельность изучаемого предмета и обладать свойством трансформации.

В этой системе средства профессиональной подготовки (СПП), применяемые для подготовки номера расчета можно разделить на две группы, одна из которых предназначена для технической подготовки или теоретического обучения, другая — специальной (практической) подготовки.

Теоретическая подготовка позволяет прини­мать правильные решения в непредвиденных обстоятельствах, делает практическую профессиональную деятельность осмысленной. Это этап приобретения знаний об объекте, который осваивает НР. Для накопления знаний, связанных со спецификой деятельности служат технические средства обучения информационно-познавательного уровня, а именно:

учебные пособия;

руководства по устройству и эксплуатации САО;

технические описания образца и его элементов;

схема, чертежи, плакаты;

учебные кино, видео и диафильмы и т.д.

Для формирования субъективных моделей объекта и среды служат технические средства обучения технико-познавательного уровня:

электрифицированные стенды;

действующие учебно-разрезные макеты;

узлы и агрегаты;

учебные выстрелы;

учебно-разрезные выстрелы и весовые макеты.

Курс теоретической подготовки предшествует практическому обучению, закрепляющему теоретические знания и формирующие практические умения и навыки. Для формирования навыков у расчета САО может быть использована подсистема технических средств профессиональной подготовки технического уровня отработки навыка:

образцы САО;

индивидуальные тренировочные учебные места;

тренажеры начальной подготовки;

средства обеспечения тренировок в составе подразделений;

комплекты средств для тренировки заряжания;

встроенные и сопрягаемые тренажеры;

комплексные тренажеры расчетов;

тренажеры технического обслуживания и ремонта;

действующие макеты, разрезные узлы и агрегаты;

имитаторы элементов комплексов вооружения.

Модульного тренажера

Как обучающее устройство, УМК предназначен для повышения эффективности и качества обучения и в соответствии с ГОСТ 26387-84 он характеризуется по следующим основным группам показателей эффективности и качества: назначения, надежности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, унификации, экологические, безопасности, экономические показатели, показатели отражающие затраты на разработку, создание и эксплуатацию системы.

Таким образом, исследования были направлены на разработку требований к структурным элементам и к УМК в целом как к обучающей системе для подготовки специалистов артиллерии с помощью различных методов подготовки в соответствии с перечнем.

Требования к рабочему месту руководителя.

Рабочее место руководителя (обучающего) - это зона деятельности преподавателя, оснащенная техническими средствами оперативного управления процессом обучения. Со своего рабочего места обучающий должен иметь возможность получать как можно более полную информацию о ходе обучения. Рабочее место включает устройство ввода информации, обеспечивающее изменение алгоритма обучения в полуавтоматическом режиме и режиме работы КМТ под руководством обучающего, средство отображения информации, дающее возможность наблюдения за ходом обучения и функционированием КМТ.

Анализ структуры обучающих средств, особенности методики проведения занятий по стрельбе и управлению огнем, являются основой для предъявления к рабочему месту обучающего следующих требований:

обеспечение управления параметрами учебной информации модели в полуавтоматическом режиме работы КМТ и режиме работы под руководством преподавателя;

обеспечение возможности оперативного вмешательства в действия обучающегося в процессе тренировки и обучения в случае допущения ошибок, ведущих в реальных условиях к гибели людей или нарушению мер безопасности;

обеспечение управления физическими факторами моделируемой системы, воздействующих на обучающихся;

обеспечение контроля за действиями всех обучающихся и получения данных о контроле хода обучения и оценках обучающихся;

возможность коррекции учебной информации, используемой обучающимися в процессе обучения и тренировки.

Требования к рабочему месту номера расчета (обучающегося).

Рабочее место НР (обучающегося) - зона деятельности, оснащенная техническими средствами для профессиональной подготовки и вспомогательным оборудованием для контроля за готовностью обучающегося к обучению и ходом учебного процесса.

В КМТ должны быть рабочие места только тех номеров расчета, которые считаются наиболее важными и сложными в обучении.

Они смонтированы в башне орудия, установленной на качающейся платформе. На рабочих местах обучающихся располагаются штатные приборы рабочих мест САО, и кроме того:

имитатор затвора с механизмом досылки;

имитатор прицельного комплекса;

имитатор аппаратуры управления наведением;

средства связи.

Методика проведения занятия предполагает максимально-эффективное использование рабочего места, возможности которого позволяют обучающемуся действовать в условиях, приближенных к реальным.

Таким образом, к рабочим местам обучающихся предъявляются следующие требования:

соответствие по исполнению и компоновке информационных и моторных полей реальным рабочим местам;

возможность передачи на рабочие места обучающихся информации об ошибках, допущенных в ходе выполнения огневой задачи;

возможность получения визуальной информации через приборы наблюдения;

возможность получения и передачи через телефонную гарнитуру информации от командиров огневых подразделений и руководителя занятия;

идентичность пространственных характеристик управляющих движений обучающихся при работе на КМТ и в реальных условиях;

возможность наблюдения за полем боя, первым разрывом вне машины с помощью системы виртуальной реальности;

обеспечение имитации на рабочих местах КМТ физических условий окружающей среды, статичности, либо динамичности ( имитация движения, воздействия ударной волны и т.п.) рабочего места, воздействий противника, т.е. комплексирование различных форм информации статического и динамического типа.

Требования к средствам отображения и предъявления информации:

Средства отображения информации предназначены для предъявления различных данных в визуальной и аудио формах. Они используются как обучающимся, так и обучающим.

Средства отображения и предъявления информации обеспечивают возможность предъявления следующих видов информации:

учебной;

о результатах работы обучающегося;

о результатах контроля работы обучающегося.

Кроме того, если принимается решение при создании КМТ на исключение отдельных операций, то выполнение этих операций не только имитируется временным отрезком, но визуальным и аудио проигрышем.

С помощью средств отображения и предъявления информации у обучающегося формируется образ реальной обстановки, он проводит оценку обстановки, принимает решение, планирует управляющее воздействие.

К средствам отображения и предъявления учебной информации предъявляются следующие требования:

они должны совпадать по месту с приборами наблюдения в реальной системе;

обеспечение считывания информации с требуемой точностью;

использование различных цветов для отображения различной информации;

в случае совместной аудио-визуальной подачи информации, видео информация задерживается до конца подачи звуковой, т.к. слуховые анализаторы принимают информацию не одномоментно, как зрительные, а последовательно;

видео информация должна быть обеспечена высоким цветовым контрастом.

Требования к органам управления КМТ.

Органы управления КМТ служат для передачи управляющих воздействий от выполняющего огневую задачу к ЭВМ и играют роль связующего звена между ними.

К органам управления КМТ относятся приборы и средства связи, а также устройство ввода информации. Они должны обеспечивать проведение занятия как методом тренировки, так и методом упражнения в работе на технике и приборах, причем в совмещенном варианте.

Таким образом, к органам управления КМТ предъявляются следующие требования:

обеспечение соответствия изменения положения органов управления, изменению отображаемой обстановки. Поворот угломерных механизмов органов управления должен соответствовать изменению визуализируемой обстановки в допустимых пределах;

обеспечение соответствия масштаба визуализируемой обстановки реальному масштабу обстановки в реальных приборах;

обеспечение соответствия длительности моделируемых действий системы после управляющих воздействий длительности аналогичных процессов в реальной системе;

обеспечение ввода в КМТ информации о результатах планирования огня, данных для проведения тестирования обучающегося.

Требования к модулю адаптации к обучающемуся.

Модуль адаптации к обучающемуся - программный продукт, предназначенный для приспособления КМТ до начала и в ходе процесса обучения к уровню подготовленности обучающегося, его психическому и психофизиологическому состоянию.

В зависимости от методики обучения, программной реализации модуля адаптации, различают следующие виды адаптации: дидактическая, программная и техническая.

Дидактическая адаптация предполагает определение степени (уровня) сложности очередного "отрабатываемого" учебного задания в соответствии с индивидуальным уровнем теоретической и практической подготовленности, уровнями психического и психофизиологического состояния обучающегося на момент проведения занятия.

Программная адаптация обеспечивает:

формирование из имеющейся номенклатуры системных программных средств ПЭВМ (драйверов, интегрированных пакетов прикладных программ и д.р.) необходимого (требуемого в целях успешного обучения) специализированного системного программного модуля, учитывающего не только необходимые для решения конкретных учебных задач периферийные устройства ПЭВМ, но и номенклатуру технических средств КМТ;

генерацию программных файлов контроля теоретических знаний при допуске обучающихся к отработке с помощью КМТ тех или иных практических умений и навыков.

Техническая адаптация осуществляется путем формирования оптимальной аппаратной и приборной конфигурации средства обучения для решения конкретных учебных задач.

Синтез перечисленных видов адаптации позволяет сформулировать требования к модулю адаптации, под которыми понимается:

возможность получения до начала обучения на основании тестирования сведений об уровнях предметных знаний, психического и психофизиологического состояния обучающегося;

возможность прогнозирования хода процесса обучения в зависимости от возможностей обучающегося;

изменение объема и информативности учебных заданий в зависимости от состояния обучающегося;

изменение времени на усвоение учебного материала и количества выполняемых огневых задач в зависимости от готовности обучающегося к занятию.

Требования к модулю контроля и оценки уровня подготовленности обучающегося.

Модуль контроля и оценки уровня подготовленности - это техническое и программное средство, обеспечивающее контроль и качественную оценку деятельности обучающегося и его функционального состояния.

Контроль и оценка обученности является одним из основных моментов методики проведения занятия. Чем более подробный и всесторонний осуществлен контроль, тем более своевременной будет помощь при ликвидации пробелов в подготовке обучающегося.

Таким образом, к модулю контроля и оценки подготовленности предъявляются следующие требования:

возможность регистрации и анализа информации, необходимой для определения качества работы обучающегося, а также групп обучающихся;

формирование информации об ошибках обучающегося и оперативное предъявление ее на рабочее место обучающего, при необходимости - обучающихся (в конце выполнения огневой задачи);

возможность возвращения к любой предыдущей части отрабатываемой задачи, в которой допущена ошибка на этапе оценки уровня подготовленности.

Требования к модели имитации окружающей среды.

Модель имитации окружающей среды - программное средство, позволяющее изменять условия выполнения огневой задачи адекватно воздействующим условиям окружающей среды (погодные и климатические условия) на обучающегося в реальной системе.

Методика проведения тренировок предполагает максимальное приближение условий выполнения огневой задачи к условиям реальной системы, исходя из чего, требования модели имитации окружающей среды предоставляют возможность:

воздействия на условия выполнения задачи адекватно выполнению ее в реальной системе;

моделирования условий окружающей среды, присущих тому району, где проходит службу обучающийся;

передачи моделируемых условий в другие модели и на технические устройства, реализующие результаты моделирования (рабочее место обучающегося - качающаяся платформа, модуль генерации ситуаций).

Требования к модулю генерации ситуаций.

Творческое мышление номера расчета характеризует высшую степень развития его способностей и проявляется в умении успешно решать нетипичные, сложные задачи. Наилучшие условия для развития творческого мышления обеспечиваются в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций. С помощью генерации ситуаций создаются условия, способствующие снижению негативного воздействия факторов, препятствующих реализации творческого мышления.

В результате исследований были сформулированы следующие требования к модулю генерации ситуаций:

возможность создания индивидуальных проблемных ситуаций, обязательных для разрешения каждым обучающимся;

осуществление выбора проблемных ситуаций в соответствии с характеристиками каждого из обучающихся посредством связи с аппаратурой адаптации;

генерация ситуаций в реальном секторе возможных вариантов их возникновения;

учет при генерации всех условий, оговоренных и заложенных в КМТ (погодные условия, наличие боеприпасов по видам, партиям и типам взрывателей и др.).

Требования, предъявляемые к учебно-моделирующему комплексу (УМК).

Требования к УМК основываются на анализе выполняемых с его помощью функций, характеризующих его как обучающую систему, к которым относятся:

формирование умений и навыков в принятии решения и его практическом выполнении;

формирования знаний, умений и навыков, необходимых для конкретного вида деятельности;

психологический и психофизиологический контроль обучающегося;

контроль уровня знаний предметной области обучающимся (проверка теоретических и практических знаний, умений и навыков).

Перед рассмотрением требований к УМК для обучения номеров расчета, целесообразно определить требования к обучающим системам, к которым относится и УМК:

обеспечение посредством применения обучающих систем высокой дидактической эффективности обучения;

повышение познавательной активности и самостоятельности обучающихся, их интереса к изучаемому материалу, инициативы и уверенности в достижении целей обучения;

возможность индивидуализации обучения посредством адаптации обучающей системы к обучающемуся;

улучшение качества подготовки специалистов, предполагающей заполнение пробела между теорией и практикой обучения;

расстановка акцентов при обучении на развитие творческого мышления у обучающихся;

формирование у обучающегося высокой мотивации и приемов самоконтроля - решающих факторов для овладения многими умениями и навыками.

Таким образом, на основе общих требований к обучающей системе, с учетом особенностей методики проведения занятий, были сформулированы следующие требования к УМК:

обеспечение возможности вывода текущих справочных данных (неисправности, причины задержек и т.д.) с помощью средств отображения и предъявления информации в случае необходимости получения их обучающимся, либо обучающим;

на моделируемой местности должны быть отчетливо видны различного рода ориентиры и обеспечена возможность вывода с п

Наши рекомендации