Постановка задачи исследования
Перечень сокращений
ЭМС – электромеханическая система;
АО - автоматизированное обучение;
АСУ - автоматизированная система управления;
ИАСО -интеллектуальная автоматизированная система обучения;
КИАС - комплект имитации артиллерийской стрельбы;
КТО - компьютерные технологии обучения;
НИТО - новые информационные технологии обучения;
ОЗ - огневая задача;
ПО - программное обеспечение;
ППП - пакет прикладных программ;
ПСО -программное средство обучения;
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
РВ и А - Ракетные войска и артиллерия;
САО – самоходное артиллерийское орудие;
УТК – учебно-тренировочный комплекс;
УТС – учебно-тренировочное средство;
СПП – система профессиональной подготовки;
СОИ - средства отображения информации;
ТСО - технические средства обучения;
УМБ - учебно-материальная база;
КМТ – классный модульный тренажер;
УМК - учебно-моделирующий комплекс;
ОКР – опытно-конструкторская работа.
Введение
Широкая автоматизация современных электромеханических систем, применяемых в качестве огневых средств артиллерийских подразделений, позволяет освободить номеров расчёта от некоторых трудоёмких, стереотипных и вспомогательных операций, и в свою очередь, перенести центр тяжести их деятельности в сферу интеллектуального труда. То есть предъявить более высокие требования к уровню профессиональной подготовки к качеству принимаемых решений номерами расчета.
Влияние человеческого фактора очевидно. Так по данным печати от 50 до 80% всех аварий и катастроф в авиации происходит по вине человека, на флоте 60%. Недостатки в учёте возможностей человека являются причиной снижения надёжности ракетных и радиоэлектронных систем примерно в 25% случаев. Установлено, что эффективность современных артиллерийских комплексов в ряде случаев реализуется лишь на 60-70%. Анализ боевого применения существующих и испытания новых САО показывает, что сроки освоения образцов увеличиваются в 2-3 раза, увеличивая при этом расходы на эксплуатацию и профессиональную подготовку номеров расчётов.
Тема выпускной квалификационной работы:
Разработка структурно-функциональной схемы тренажера, как сложной электромеханической системы
Целевая установка: на основе анализа перспектив развития артиллерии и подходов к подготовке номеров расчета самоходных артиллерийских орудий, разработать структурно-функциональную схему классного модульного компьютерного тренажера и выработать технические требования к нему
Актуальность данной темы обусловлена моральным отставанием существующих УТС от возможностей технического прогресса.
Постановка задачи исследования
Анализ перспектив развития электромеханических систем,
Применяемых в артиллерии
Использование достижений науки и техники в области электроники, вычислительной техники, телекоммуникаций, металловедения, перспективных технологий производства взрывчатых веществ и порохов, обеспечивает качественное изменение облика отечественной артиллерии на настоящем этапе.
При этом основными направлениями совершенствования САО должны стать:
оснащение бортовой системой управления, включающей центральную ЭВМ с блоками топопривязки, вычисления установок стрельбы, управления автоматом заряжания и автоматизированной системой прицеливания и наведения;
автоматизация процессов подготовки выстрелов, заряжания и восстановления наводки.
В области создания артиллерийских систем, указанные направления реализуются в настоящее время в 120-мм САО «Вена» и 152-мм артиллерийском комплексе 2С19-М «Мста-СМ».
Сравнительные характеристики основных образцов семейства Мста представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Сравнительные характеристики образцов артиллерийских систем семейства Мста
Характеристики | 2С19 | 2С19М1 | 2С19М1-155 | ||
Физические значения | Масса Габаритные размеры | Длина Ширина Высота Клиренс | 42000 кг 11,91 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м | 42000 кг 11,91 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м | 43000 кг 12,42 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м |
Вооружение | Калибр Длина ствола Скорострельность Сектор обстрела Максимальная дальность стрельбы: ОФС (3ОФ43) ОФС с ГГ (3ОФ61) УАС Краснополь | По вертикали По горизонтали | 152 мм 47 клб. 8 в/мин от – 4о до + 68о 360о 24,7 км 29,0 км 20,0 км | 152 мм 47 клб. 8 в / мин от – 4о до + 68о 360о 24,7 км 29,0 км 20,0 км | 152 мм 52 клб. 6-8 в / мин от – 4о до + 70о 360о 30,0 км (L15A1) 41,0 км (ERFB BB) |
Боекомплект | 60 шт | 60 шт | 45 шт | ||
Заряжание | Автоматическое заряжание снарядов и зарядов (подача зарядов в ручную) | ||||
Прицельная система | Оптическая система прямой и непрямой наводки | ||||
Аппаратура управления огнем | 1В124 Прием и передача данных, автоматизированное наведение по вертикали | АСУНО Баллистический вычислитель, автоматизированное наведение, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система. Хранение информации не менее чем до 10 огневых задач. | |||
Артиллерийская баллистическая станция | Имеется | ||||
Техническое сопряжение с КАУО (Комплекс Автоматического Управления Огнем) по телекодовому каналу | Фальцет, Капустник -С | Машина –М, Фальцет –М, Капустник – С | |||
Готовность к открытию огня после получения координат цели Готовность к открытию огня на марше на уровне дивизиона | 2,5 мин 9 мин | 0,5 мин 3 мин |
Таким образом современное самоходное артиллерийское орудие можно представить как сложную электромеханическую систему, которая состоит из подсистем. Основываясь на этом, разобьем систему на подсистемы, как для системы, так и для подсистем.
На рисунке 1.1 представлен алгоритм определения структурной сложности ЭМС.
На основе данного алгоритма в среде Mahtcad произведено решение задачи по расчету сложности трех систем 2С3М, 2С19 и 2С19М1 (в приложении А представлен расчет сложности 2С19).
Если рассматривать подсистему как отдельную, неразделимую структуру, то ее сложность определиться выражением:
(1.1)
где – коэффициент влияния изменения на сложность -й подсистемы;
– коэффициент неоднородности состава -й подсистемы,
; (1.2)
– коэффициент однородности -й подсистемы;
(1.3)
где – коэффициент, учитывающий соотношение числа ребер неориентированного графа с максимально возможным;
– количество вершин графа или число элементов -й подсистемы;
– количество ребер графа или число связей в -й подсистеме;
– энтропийные меры разнообразия связей и степеней вершин -й подсистемы.
Исходным предположением для определения энтропийных оценок является то, что, построив граф подсистемы, необходимо полностью абстрагироваться от физического содержания и попытаться получить максимум информации непосредственно из структуры подсистемы.
Для определения числа типов элементов и количества элементов каждого типа, требуется определить структурный ранг каждого элемента. Данная характеристика позволяет распределить элементы в порядке их значимости, которая определяется здесь только числом и направлением связей данного элемента с другим. Для вычисления структурного ранга воспользуемся приближенной формулой:
(1.4)
где – элементы матрицы смежности, возведенной в степень .
Матрица смежности для неориентированного графа имеет вид:
|
Таким образом, элементы с равными рангами и будут иметь одинаковый структурный тип.
Кроме того, число типов связей t определится числом типов элементов, а количество связей каждого типа – суммой связей от всех элементов этого типа. Тогда
(1.5)
где .
Для определения энтропийной меры разнообразия степеней вершин используем действительные степени вершин , которые для каждого элемента находятся как число ребер, инцидентных данному элементу. Одинаковые и составляют тип элементов. Число типов определяется как величина . Тогда можно записать
(1.6)
где .
Оценка структурной сложности образца учитывает сложность структуры самого образца и составляющих его подсистем. Поэтому, для каждого образца необходимо определить параметры и .
Можно записать
где – количество подсистем образца;
– количество связей между подсистемами;
- энтропийные меры разнообразия связей и степеней вершин системы;
. (1.7)
Коэффициент однородности системы можно определить по формуле:
(1.8)
где - вес сложности каждой подсистемы;
На основе данного алгоритма в среде Mahtcad произведено решение задачи по расчету сложности трех систем 2С3М, 2С19 и 2С19М1 (в приложении 1 представлен расчет сложности 2С19). Результаты представлены в таблице 1.2.
Анализ полученных данных показал, что современные образцы электромеханических систем, т.е. артиллерийского вооружения, с повышением автоматизации становятся сложнее в структуре, что повлечет за собой увеличение времени подготовки специалистов. В тоже время, при неизменном показателе времени обучения снизится качественная составляющая специалиста артиллериста.
Таблица 1.2 - Расчет сложности структуры образцов САО
Показатели сложности | 2С3М | 2С19 | 2С19М1 | |||||||||||
Гаубица 2А33 | Прицел ПГ-4 | Боеукладка | Транспортер | Электрооборудование | Механизм поворота башни | Система 2Э24 | Гаубица 2А64 | Система управления наведением 1П122 | Прицельный комплекс 1П22 | Приводы наведения 2Э46 | Система питания боеприпасами | Электрооборудование | АСУНО | |
0,16 | 0,68 | 0,41 | 0,56 | 0,18 | 0,39 | 0,56 | 0,31 | 0,28 | 0,59 | 0,54 | 0,41 | 0,54 | ||
20,73 | 5,45 | 8,43 | 5,39 | 9,90 | 7,28 | 8,75 | 16,36 | 11,16 | 11,86 | 10,19 | 9,94 | 16,87 | 6,36 | |
0,31 | 0,08 | 0,13 | 0,08 | 0,02 | 0,11 | 0,13 | 0,21 | 0,15 | 0,16 | 0,13 | 0,13 | 0,22 | 0,06 | |
0,42 | 0,40 | 0,42 | ||||||||||||
11,06 | 15,50 | 16,84 | ||||||||||||
19,96 | 29,13 | 30,42 |
1.2 Анализ подходов к подготовке номеров расчета самоходных
Артиллерийских орудий
Профессиональная подготовка, это является составной частью боевой подготовки, которая в свою очередь проводится на основании программ, организационных указаний, наставлений и приказов командиров артиллерийских формирований.
Профессиональная подготовка номеров расчета включает четыре ступени: профессиональный отбор, обучение, формирование расчетов, а также дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка) (см рисунок 1.2).
При этом обобщенный показатель освояемости системы можно представить в виде
(1.9)
где – время, необходимое для проведения профессионального отбора;
– время, необходимое для достижения номером расчета достаточного уровня профессиональной обученности в выполнении алгоритмов своей деятельности;
– время, необходимое для осуществления комплектования расчётов;
– время, необходимое для проведения периодических тренировок с целью поддержания навыков номеров расчета в отдельности и расчета в целом.
Пригодность человека к конкретному виду деятельности определяется профессиональным отбором (профотбором).
Требования к специалисту определяются совокупностью индивидуальных психологических качеств, которыми он должен обладать, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Одни качества в этой совокупности являются общими для всех классов воинских должностей, другие обусловлены спецификой деятельности (организаторские, сенсорно-гностические, сенсомоторные и прочие). Так, для наводчиков САО характерны:
точность и быстрота восприятия, точный глазомер;
устойчивость и концентрация внимания;
оперативная память;
быстрота мышления, умение выделить в информации главное;
координация движений руками.
Однако как показывают анализ итогов профессионального отбора военнослужащих для подразделений РВи А, с каждым годом наблюдается снижение общеобразовательного уровня и повышение количества условно пригодных кандидатов, что в свою очередь, снижает способности к обучению конкретной специальности.
Для оценки сроков освоения образцов САО на ранних стадиях их проектирования в анализ целесообразно включить лишь наиболее значимые компоненты выражения (1.9).
Действительно, поскольку затраты времени на проведение профессинально-психологического отбора кандидатов в номера расчета, а соответственно и следующее за ним комплектование боевых расчётов, как правило, занимают существенно меньшее время по сравнению с затратами времени на профессиональную подготовку, то ими можно пренебречь. Тогда можно принять, что .
Относительно затрат времени на тренировки , которые проводятся с целью поддержания у номеров расчета требуемого навыка и умения, следует отметить, что их продолжительность является производной от скорости забывания, что требуют отдельных исследований с психологической и педагогической точки зрения и этими проблемами в данной работе не занимались.
Таким образом, наиболее важным этапом для освоения образцов САО номерами расчетов является формирование у них требуемого уровня обученности, который оценивается временем . Принимая за , получим
(1.10)
где – время, необходимое на освоение информации о расположении элементов СОИ и ОУ на РМ;
– время, необходимое для приобретения номерами расчетов профессиональных навыков в выполнении осваиваемых АД.
Согласно программе обучения основными предметами боевой подготовки соединений, частей и подразделений ракетных войск и артиллерии являются техническая и специальная подготовка.
Основными задачами обучения по технической подготовке номеров расчетов являются:
изучение устройства, принципов действия и порядка подготовки материальной части САО к боевому применению;
изучение правил эксплуатации, хранения и сбережения САО;
отработка практических навыков по обнаружению и устранению простейших неисправностей САО;
содержание САО в постоянной боевой готовности.
Основными задачами обучения по специальной подготовке являются привитие номерам расчетов твердых практических навыков в выполнении функциональных обязанностей при боевой работе на штатных САО в соответствии со штатно-должностным предназначением и в порядке взаимозаменяемости, а также достижение слаженных и безошибочных действий в составе подразделений.
Занятия по специальной и технической подготовке организуются и проводятся в соответствии с программой боевой подготовки подразделений артиллерии. Знания, навыки и умения, полученные на этих занятиях, закрепляются на комплексных занятиях батарей, которые являются основным этапом боевого слаживания подразделений. Чем обуславливается время подготовки номеров расчета? Во-первых, процесс обучения номеров расчета должен продолжаться до тех пор, пока обучаемый не выйдет на так называемый требуемый уровень обученности, который характеризуется минимально возможными уровнями допускаемых ошибок и времени выполнения работы.
Во-вторых, это время обусловлено соответствующими приказами и соответствует индивидуальной подготовки номеров расчета САО.
В процессе обучения военнослужащие овладевают необходимой системой знаний, навыков и умений, которая определяется профилем боевой деятельности.
В общем смысле профессиональные знания – это та информация, которую накапливает военнослужащий в процессе профессионального обучения и боевой деятельности. Знания номеров расчетов могут выступать в форме наглядных представлений, отражающих деятельность изучаемого предмета и обладать свойством трансформации.
В этой системе средства профессиональной подготовки (СПП), применяемые для подготовки номера расчета можно разделить на две группы, одна из которых предназначена для технической подготовки или теоретического обучения, другая — специальной (практической) подготовки.
Теоретическая подготовка позволяет принимать правильные решения в непредвиденных обстоятельствах, делает практическую профессиональную деятельность осмысленной. Это этап приобретения знаний об объекте, который осваивает НР. Для накопления знаний, связанных со спецификой деятельности служат технические средства обучения информационно-познавательного уровня, а именно:
учебные пособия;
руководства по устройству и эксплуатации САО;
технические описания образца и его элементов;
схема, чертежи, плакаты;
учебные кино, видео и диафильмы и т.д.
Для формирования субъективных моделей объекта и среды служат технические средства обучения технико-познавательного уровня:
электрифицированные стенды;
действующие учебно-разрезные макеты;
узлы и агрегаты;
учебные выстрелы;
учебно-разрезные выстрелы и весовые макеты.
Курс теоретической подготовки предшествует практическому обучению, закрепляющему теоретические знания и формирующие практические умения и навыки. Для формирования навыков у расчета САО может быть использована подсистема технических средств профессиональной подготовки технического уровня отработки навыка:
образцы САО;
индивидуальные тренировочные учебные места;
тренажеры начальной подготовки;
средства обеспечения тренировок в составе подразделений;
комплекты средств для тренировки заряжания;
встроенные и сопрягаемые тренажеры;
комплексные тренажеры расчетов;
тренажеры технического обслуживания и ремонта;
действующие макеты, разрезные узлы и агрегаты;
имитаторы элементов комплексов вооружения.
Модульного тренажера
Как обучающее устройство, УМК предназначен для повышения эффективности и качества обучения и в соответствии с ГОСТ 26387-84 он характеризуется по следующим основным группам показателей эффективности и качества: назначения, надежности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, унификации, экологические, безопасности, экономические показатели, показатели отражающие затраты на разработку, создание и эксплуатацию системы.
Таким образом, исследования были направлены на разработку требований к структурным элементам и к УМК в целом как к обучающей системе для подготовки специалистов артиллерии с помощью различных методов подготовки в соответствии с перечнем.
Требования к рабочему месту руководителя.
Рабочее место руководителя (обучающего) - это зона деятельности преподавателя, оснащенная техническими средствами оперативного управления процессом обучения. Со своего рабочего места обучающий должен иметь возможность получать как можно более полную информацию о ходе обучения. Рабочее место включает устройство ввода информации, обеспечивающее изменение алгоритма обучения в полуавтоматическом режиме и режиме работы КМТ под руководством обучающего, средство отображения информации, дающее возможность наблюдения за ходом обучения и функционированием КМТ.
Анализ структуры обучающих средств, особенности методики проведения занятий по стрельбе и управлению огнем, являются основой для предъявления к рабочему месту обучающего следующих требований:
обеспечение управления параметрами учебной информации модели в полуавтоматическом режиме работы КМТ и режиме работы под руководством преподавателя;
обеспечение возможности оперативного вмешательства в действия обучающегося в процессе тренировки и обучения в случае допущения ошибок, ведущих в реальных условиях к гибели людей или нарушению мер безопасности;
обеспечение управления физическими факторами моделируемой системы, воздействующих на обучающихся;
обеспечение контроля за действиями всех обучающихся и получения данных о контроле хода обучения и оценках обучающихся;
возможность коррекции учебной информации, используемой обучающимися в процессе обучения и тренировки.
Требования к рабочему месту номера расчета (обучающегося).
Рабочее место НР (обучающегося) - зона деятельности, оснащенная техническими средствами для профессиональной подготовки и вспомогательным оборудованием для контроля за готовностью обучающегося к обучению и ходом учебного процесса.
В КМТ должны быть рабочие места только тех номеров расчета, которые считаются наиболее важными и сложными в обучении.
Они смонтированы в башне орудия, установленной на качающейся платформе. На рабочих местах обучающихся располагаются штатные приборы рабочих мест САО, и кроме того:
имитатор затвора с механизмом досылки;
имитатор прицельного комплекса;
имитатор аппаратуры управления наведением;
средства связи.
Методика проведения занятия предполагает максимально-эффективное использование рабочего места, возможности которого позволяют обучающемуся действовать в условиях, приближенных к реальным.
Таким образом, к рабочим местам обучающихся предъявляются следующие требования:
соответствие по исполнению и компоновке информационных и моторных полей реальным рабочим местам;
возможность передачи на рабочие места обучающихся информации об ошибках, допущенных в ходе выполнения огневой задачи;
возможность получения визуальной информации через приборы наблюдения;
возможность получения и передачи через телефонную гарнитуру информации от командиров огневых подразделений и руководителя занятия;
идентичность пространственных характеристик управляющих движений обучающихся при работе на КМТ и в реальных условиях;
возможность наблюдения за полем боя, первым разрывом вне машины с помощью системы виртуальной реальности;
обеспечение имитации на рабочих местах КМТ физических условий окружающей среды, статичности, либо динамичности ( имитация движения, воздействия ударной волны и т.п.) рабочего места, воздействий противника, т.е. комплексирование различных форм информации статического и динамического типа.
Требования к средствам отображения и предъявления информации:
Средства отображения информации предназначены для предъявления различных данных в визуальной и аудио формах. Они используются как обучающимся, так и обучающим.
Средства отображения и предъявления информации обеспечивают возможность предъявления следующих видов информации:
учебной;
о результатах работы обучающегося;
о результатах контроля работы обучающегося.
Кроме того, если принимается решение при создании КМТ на исключение отдельных операций, то выполнение этих операций не только имитируется временным отрезком, но визуальным и аудио проигрышем.
С помощью средств отображения и предъявления информации у обучающегося формируется образ реальной обстановки, он проводит оценку обстановки, принимает решение, планирует управляющее воздействие.
К средствам отображения и предъявления учебной информации предъявляются следующие требования:
они должны совпадать по месту с приборами наблюдения в реальной системе;
обеспечение считывания информации с требуемой точностью;
использование различных цветов для отображения различной информации;
в случае совместной аудио-визуальной подачи информации, видео информация задерживается до конца подачи звуковой, т.к. слуховые анализаторы принимают информацию не одномоментно, как зрительные, а последовательно;
видео информация должна быть обеспечена высоким цветовым контрастом.
Требования к органам управления КМТ.
Органы управления КМТ служат для передачи управляющих воздействий от выполняющего огневую задачу к ЭВМ и играют роль связующего звена между ними.
К органам управления КМТ относятся приборы и средства связи, а также устройство ввода информации. Они должны обеспечивать проведение занятия как методом тренировки, так и методом упражнения в работе на технике и приборах, причем в совмещенном варианте.
Таким образом, к органам управления КМТ предъявляются следующие требования:
обеспечение соответствия изменения положения органов управления, изменению отображаемой обстановки. Поворот угломерных механизмов органов управления должен соответствовать изменению визуализируемой обстановки в допустимых пределах;
обеспечение соответствия масштаба визуализируемой обстановки реальному масштабу обстановки в реальных приборах;
обеспечение соответствия длительности моделируемых действий системы после управляющих воздействий длительности аналогичных процессов в реальной системе;
обеспечение ввода в КМТ информации о результатах планирования огня, данных для проведения тестирования обучающегося.
Требования к модулю адаптации к обучающемуся.
Модуль адаптации к обучающемуся - программный продукт, предназначенный для приспособления КМТ до начала и в ходе процесса обучения к уровню подготовленности обучающегося, его психическому и психофизиологическому состоянию.
В зависимости от методики обучения, программной реализации модуля адаптации, различают следующие виды адаптации: дидактическая, программная и техническая.
Дидактическая адаптация предполагает определение степени (уровня) сложности очередного "отрабатываемого" учебного задания в соответствии с индивидуальным уровнем теоретической и практической подготовленности, уровнями психического и психофизиологического состояния обучающегося на момент проведения занятия.
Программная адаптация обеспечивает:
формирование из имеющейся номенклатуры системных программных средств ПЭВМ (драйверов, интегрированных пакетов прикладных программ и д.р.) необходимого (требуемого в целях успешного обучения) специализированного системного программного модуля, учитывающего не только необходимые для решения конкретных учебных задач периферийные устройства ПЭВМ, но и номенклатуру технических средств КМТ;
генерацию программных файлов контроля теоретических знаний при допуске обучающихся к отработке с помощью КМТ тех или иных практических умений и навыков.
Техническая адаптация осуществляется путем формирования оптимальной аппаратной и приборной конфигурации средства обучения для решения конкретных учебных задач.
Синтез перечисленных видов адаптации позволяет сформулировать требования к модулю адаптации, под которыми понимается:
возможность получения до начала обучения на основании тестирования сведений об уровнях предметных знаний, психического и психофизиологического состояния обучающегося;
возможность прогнозирования хода процесса обучения в зависимости от возможностей обучающегося;
изменение объема и информативности учебных заданий в зависимости от состояния обучающегося;
изменение времени на усвоение учебного материала и количества выполняемых огневых задач в зависимости от готовности обучающегося к занятию.
Требования к модулю контроля и оценки уровня подготовленности обучающегося.
Модуль контроля и оценки уровня подготовленности - это техническое и программное средство, обеспечивающее контроль и качественную оценку деятельности обучающегося и его функционального состояния.
Контроль и оценка обученности является одним из основных моментов методики проведения занятия. Чем более подробный и всесторонний осуществлен контроль, тем более своевременной будет помощь при ликвидации пробелов в подготовке обучающегося.
Таким образом, к модулю контроля и оценки подготовленности предъявляются следующие требования:
возможность регистрации и анализа информации, необходимой для определения качества работы обучающегося, а также групп обучающихся;
формирование информации об ошибках обучающегося и оперативное предъявление ее на рабочее место обучающего, при необходимости - обучающихся (в конце выполнения огневой задачи);
возможность возвращения к любой предыдущей части отрабатываемой задачи, в которой допущена ошибка на этапе оценки уровня подготовленности.
Требования к модели имитации окружающей среды.
Модель имитации окружающей среды - программное средство, позволяющее изменять условия выполнения огневой задачи адекватно воздействующим условиям окружающей среды (погодные и климатические условия) на обучающегося в реальной системе.
Методика проведения тренировок предполагает максимальное приближение условий выполнения огневой задачи к условиям реальной системы, исходя из чего, требования модели имитации окружающей среды предоставляют возможность:
воздействия на условия выполнения задачи адекватно выполнению ее в реальной системе;
моделирования условий окружающей среды, присущих тому району, где проходит службу обучающийся;
передачи моделируемых условий в другие модели и на технические устройства, реализующие результаты моделирования (рабочее место обучающегося - качающаяся платформа, модуль генерации ситуаций).
Требования к модулю генерации ситуаций.
Творческое мышление номера расчета характеризует высшую степень развития его способностей и проявляется в умении успешно решать нетипичные, сложные задачи. Наилучшие условия для развития творческого мышления обеспечиваются в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций. С помощью генерации ситуаций создаются условия, способствующие снижению негативного воздействия факторов, препятствующих реализации творческого мышления.
В результате исследований были сформулированы следующие требования к модулю генерации ситуаций:
возможность создания индивидуальных проблемных ситуаций, обязательных для разрешения каждым обучающимся;
осуществление выбора проблемных ситуаций в соответствии с характеристиками каждого из обучающихся посредством связи с аппаратурой адаптации;
генерация ситуаций в реальном секторе возможных вариантов их возникновения;
учет при генерации всех условий, оговоренных и заложенных в КМТ (погодные условия, наличие боеприпасов по видам, партиям и типам взрывателей и др.).
Требования, предъявляемые к учебно-моделирующему комплексу (УМК).
Требования к УМК основываются на анализе выполняемых с его помощью функций, характеризующих его как обучающую систему, к которым относятся:
формирование умений и навыков в принятии решения и его практическом выполнении;
формирования знаний, умений и навыков, необходимых для конкретного вида деятельности;
психологический и психофизиологический контроль обучающегося;
контроль уровня знаний предметной области обучающимся (проверка теоретических и практических знаний, умений и навыков).
Перед рассмотрением требований к УМК для обучения номеров расчета, целесообразно определить требования к обучающим системам, к которым относится и УМК:
обеспечение посредством применения обучающих систем высокой дидактической эффективности обучения;
повышение познавательной активности и самостоятельности обучающихся, их интереса к изучаемому материалу, инициативы и уверенности в достижении целей обучения;
возможность индивидуализации обучения посредством адаптации обучающей системы к обучающемуся;
улучшение качества подготовки специалистов, предполагающей заполнение пробела между теорией и практикой обучения;
расстановка акцентов при обучении на развитие творческого мышления у обучающихся;
формирование у обучающегося высокой мотивации и приемов самоконтроля - решающих факторов для овладения многими умениями и навыками.
Таким образом, на основе общих требований к обучающей системе, с учетом особенностей методики проведения занятий, были сформулированы следующие требования к УМК:
обеспечение возможности вывода текущих справочных данных (неисправности, причины задержек и т.д.) с помощью средств отображения и предъявления информации в случае необходимости получения их обучающимся, либо обучающим;
на моделируемой местности должны быть отчетливо видны различного рода ориентиры и обеспечена возможность вывода с п