Анализ перспектив развития электромеханических систем

Применяемых в артиллерии

Использование достижений науки и техники в области электроники, вычислительной техники, телекоммуникаций, металловедения, перспективных технологий производства взрывчатых веществ и порохов, обеспечивает качественное изменение облика отечественной артиллерии на настоящем этапе.

При этом основными направлениями совершенствования САО должны стать:

оснащение бортовой системой управления, включающей центральную ЭВМ с блоками топопривязки, вычисления установок стрельбы, управления автоматом заряжания и автоматизированной системой прицеливания и наведения;

автоматизация процессов подготовки выстрелов, заряжания и восстановления наводки.

В области создания артиллерийских систем, указанные направления реализуются в настоящее время в 120-мм САО «Вена» и 152-мм артиллерийском комплексе 2С19-М «Мста-СМ».

Сравнительные характеристики основных образцов семейства Мста представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Сравнительные характеристики образцов артиллерийских систем семейства Мста

Характеристики 2С19 2С19М1 2С19М1-155
Физические значения Масса Габаритные размеры   Длина Ширина Высота Клиренс 42000 кг 11,91 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м 42000 кг 11,91 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м 43000 кг 12,42 м 3,38 м 2,98 м 0,45 м
Вооружение Калибр Длина ствола Скорострельность Сектор обстрела     Максимальная дальность стрельбы: ОФС (3ОФ43) ОФС с ГГ (3ОФ61) УАС Краснополь   По вертикали По горизонтали 152 мм 47 клб. 8 в/мин от – 4о до + 68о 360о   24,7 км 29,0 км 20,0 км 152 мм 47 клб. 8 в / мин от – 4о до + 68о 360о   24,7 км 29,0 км 20,0 км 152 мм 52 клб. 6-8 в / мин от – 4о до + 70о 360о   30,0 км (L15A1) 41,0 км (ERFB BB)
Боекомплект     60 шт 60 шт 45 шт
Заряжание     Автоматическое заряжание снарядов и зарядов (подача зарядов в ручную)
Прицельная система     Оптическая система прямой и непрямой наводки
Аппаратура управления огнем     1В124 Прием и передача данных, автоматизированное наведение по вертикали АСУНО Баллистический вычислитель, автоматизированное наведение, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система. Хранение информации не менее чем до 10 огневых задач.
Артиллерийская баллистическая станция   Имеется
Техническое сопряжение с КАУО (Комплекс Автоматического Управления Огнем) по телекодовому каналу Фальцет, Капустник -С Машина –М, Фальцет –М, Капустник – С
Готовность к открытию огня после получения координат цели Готовность к открытию огня на марше на уровне дивизиона 2,5 мин   9 мин 0,5 мин   3 мин

Таким образом современное самоходное артиллерийское орудие можно представить как сложную электромеханическую систему, которая состоит из подсистем. Основываясь на этом, разобьем систему на подсистемы, как для системы, так и для подсистем.

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru На рисунке 1.1 представлен алгоритм определения структурной сложности ЭМС.

На основе данного алгоритма в среде Mahtcad произведено решение задачи по расчету сложности трех систем 2С3М, 2С19 и 2С19М1 (в приложении А представлен расчет сложности 2С19).

Если рассматривать подсистему как отдельную, неразделимую структуру, то ее сложность определиться выражением:

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.1)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – коэффициент влияния изменения Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru на сложность Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -й подсистемы;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – коэффициент неоднородности состава Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -й подсистемы,

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru ; (1.2)

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – коэффициент однородности Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -й подсистемы;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.3)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – коэффициент, учитывающий соотношение числа ребер неориентированного графа с максимально возможным;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – количество вершин графа или число элементов Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -й подсистемы;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – количество ребер графа или число связей в Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -й подсистеме;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – энтропийные меры разнообразия связей и степеней вершин Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -й подсистемы.

Исходным предположением для определения энтропийных оценок является то, что, построив граф подсистемы, необходимо полностью абстрагироваться от физического содержания и попытаться получить максимум информации непосредственно из структуры подсистемы.

Для определения числа типов элементов и количества элементов каждого типа, требуется определить структурный ранг каждого элемента. Данная характеристика позволяет распределить элементы в порядке их значимости, которая определяется здесь только числом и направлением связей данного элемента с другим. Для вычисления структурного ранга воспользуемся приближенной формулой:

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.4)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – элементы матрицы смежности, возведенной в степень Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru .

Матрица смежности для неориентированного графа имеет вид:

1, если существует ребро между Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -м и Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru -м элементами;   0, в противном случае.  
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru

Таким образом, элементы с равными рангами и будут иметь одинаковый структурный тип.

Кроме того, число типов связей t определится числом типов элементов, а количество связей Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru каждого типа – суммой связей от всех элементов этого типа. Тогда

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.5)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru .

Для определения энтропийной меры разнообразия степеней вершин используем действительные степени вершин Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru , которые для каждого элемента находятся как число ребер, инцидентных данному элементу. Одинаковые Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru и составляют тип элементов. Число типов определяется как величина Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru . Тогда можно записать

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.6)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru .

Оценка структурной сложности образца учитывает сложность структуры самого образца и составляющих его подсистем. Поэтому, для каждого образца необходимо определить параметры Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru и Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru .

Можно записать

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – количество подсистем образца;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – количество связей между подсистемами;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru - энтропийные меры разнообразия связей и степеней вершин системы;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru . (1.7)

Коэффициент однородности системы можно определить по формуле:

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.8)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru - вес сложности каждой подсистемы;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru

На основе данного алгоритма в среде Mahtcad произведено решение задачи по расчету сложности трех систем 2С3М, 2С19 и 2С19М1 (в приложении 1 представлен расчет сложности 2С19). Результаты представлены в таблице 1.2.

Анализ полученных данных показал, что современные образцы электромеханических систем, т.е. артиллерийского вооружения, с повышением автоматизации становятся сложнее в структуре, что повлечет за собой увеличение времени подготовки специалистов. В тоже время, при неизменном показателе времени обучения снизится качественная составляющая специалиста артиллериста.

Таблица 1.2 - Расчет сложности структуры образцов САО

Показатели сложности 2С3М 2С19 2С19М1
Гаубица 2А33 Прицел ПГ-4 Боеукладка Транспортер Электрооборудование Механизм поворота башни Система 2Э24 Гаубица 2А64 Система управления наведением 1П122 Прицельный комплекс 1П22 Приводы наведения 2Э46 Система питания боеприпасами Электрооборудование АСУНО
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru 0,16 0,68 0,41 0,56 0,18 0,39 0,56 0,31 0,28 0,59 0,54 0,41 0,54
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru 20,73 5,45 8,43 5,39 9,90 7,28 8,75 16,36 11,16 11,86 10,19 9,94 16,87 6,36
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru 0,31 0,08 0,13 0,08 0,02 0,11 0,13 0,21 0,15 0,16 0,13 0,13 0,22 0,06
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru 0,42 0,40 0,42
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru 11,06 15,50 16,84
Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru 19,96 29,13 30,42

1.2 Анализ подходов к подготовке номеров расчета самоходных

Артиллерийских орудий

Профессиональная подготовка, это является составной частью боевой подготовки, которая в свою очередь проводится на основании программ, организационных указаний, наставлений и приказов командиров артиллерийских формирований.

Профессиональная подготовка номеров расчета включает четыре ступени: профессиональный отбор, обучение, формирование расчетов, а также дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка) (см рисунок 1.2).

При этом обобщенный показатель освояемости системы можно представить в виде

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.9)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – время, необходимое для проведения профессионального отбора;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – время, необходимое для достижения номером расчета достаточного уровня профессиональной обученности в выполнении алгоритмов своей деятельности;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – время, необходимое для осуществления комплектования расчётов;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – время, необходимое для проведения периодических тренировок с целью поддержания навыков номеров расчета в отдельности и расчета в целом.

Пригодность человека к конкретному виду деятельности определяется профессиональным отбором (профотбором).

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru

Требования к специалисту определяются совокупностью индивидуальных психологических качеств, которыми он должен обладать, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Одни качества в этой совокупности являются общими для всех классов воинских должностей, другие обусловлены спецификой деятельности (организаторские, сенсорно-гностические, сенсомоторные и прочие). Так, для наводчиков САО характерны:

точность и быстрота восприятия, точный глазомер;

устойчивость и концентрация внимания;

оперативная память;

быстрота мышления, умение выделить в информации главное;

координация движений руками.

Однако как показывают анализ итогов профессионального отбора военнослужащих для подразделений РВи А, с каждым годом наблюдается снижение общеобразовательного уровня и повышение количества условно пригодных кандидатов, что в свою очередь, снижает способности к обучению конкретной специальности.

Для оценки сроков освоения образцов САО на ранних стадиях их проектирования в анализ целесообразно включить лишь наиболее значимые компоненты выражения (1.9).

Действительно, поскольку затраты времени на проведение профессинально-психологического отбора кандидатов в номера расчета, а соответственно и следующее за ним комплектование боевых расчётов, как правило, занимают существенно меньшее время по сравнению с затратами времени на профессиональную подготовку, то ими можно пренебречь. Тогда можно принять, что Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru .

Относительно затрат времени на тренировки Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru , которые проводятся с целью поддержания у номеров расчета требуемого навыка и умения, следует отметить, что их продолжительность является производной от скорости забывания, что требуют отдельных исследований с психологической и педагогической точки зрения и этими проблемами в данной работе не занимались.

Таким образом, наиболее важным этапом для освоения образцов САО номерами расчетов является формирование у них требуемого уровня обученности, который оценивается временем Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru . Принимая Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru за Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru , получим

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru (1.10)

где Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – время, необходимое на освоение информации о расположении элементов СОИ и ОУ на РМ;

Анализ перспектив развития электромеханических систем - student2.ru – время, необходимое для приобретения номерами расчетов профессиональных навыков в выполнении осваиваемых АД.

Согласно программе обучения основными предметами боевой подготовки соединений, частей и подразделений ракетных войск и артиллерии являются техническая и специальная подготовка.

Основными задачами обучения по технической подготовке номеров расчетов являются:

изучение устройства, принципов действия и порядка подготовки материальной части САО к боевому применению;

изучение правил эксплуатации, хранения и сбережения САО;

отработка практических навыков по обнаружению и устранению простейших неисправностей САО;

содержание САО в постоянной боевой готовности.

Основными задачами обучения по специальной подготовке являются привитие номерам расчетов твердых практических навыков в выполнении функциональных обязанностей при боевой работе на штатных САО в соответствии со штатно-должностным предназначением и в порядке взаимозаменяемости, а также достижение слаженных и безошибочных действий в составе подразделений.

Занятия по специальной и технической подготовке организуются и проводятся в соответствии с программой боевой подготовки подразделений артиллерии. Знания, навыки и умения, полученные на этих занятиях, закрепляются на комплексных занятиях батарей, которые являются основным этапом боевого слаживания подразделений. Чем обуславливается время подготовки номеров расчета? Во-первых, процесс обучения номеров расчета должен продолжаться до тех пор, пока обучаемый не выйдет на так называемый требуемый уровень обученности, который характеризуется минимально возможными уровнями допускаемых ошибок и времени выполнения работы.

Во-вторых, это время обусловлено соответствующими приказами и соответствует индивидуальной подготовки номеров расчета САО.

В процессе обучения военнослужащие овладевают необходимой системой знаний, навыков и умений, которая определяется профилем боевой деятельности.

В общем смысле профессиональные знания – это та информация, которую накапливает военнослужащий в процессе профессионального обучения и боевой деятельности. Знания номеров расчетов могут выступать в форме наглядных представлений, отражающих деятельность изучаемого предмета и обладать свойством трансформации.

В этой системе средства профессиональной подготовки (СПП), применяемые для подготовки номера расчета можно разделить на две группы, одна из которых предназначена для технической подготовки или теоретического обучения, другая — специальной (практической) подготовки.

Теоретическая подготовка позволяет прини­мать правильные решения в непредвиденных обстоятельствах, делает практическую профессиональную деятельность осмысленной. Это этап приобретения знаний об объекте, который осваивает НР. Для накопления знаний, связанных со спецификой деятельности служат технические средства обучения информационно-познавательного уровня, а именно:

учебные пособия;

руководства по устройству и эксплуатации САО;

технические описания образца и его элементов;

схема, чертежи, плакаты;

учебные кино, видео и диафильмы и т.д.

Для формирования субъективных моделей объекта и среды служат технические средства обучения технико-познавательного уровня:

электрифицированные стенды;

действующие учебно-разрезные макеты;

узлы и агрегаты;

учебные выстрелы;

учебно-разрезные выстрелы и весовые макеты.

Курс теоретической подготовки предшествует практическому обучению, закрепляющему теоретические знания и формирующие практические умения и навыки. Для формирования навыков у расчета САО может быть использована подсистема технических средств профессиональной подготовки технического уровня отработки навыка:

образцы САО;

индивидуальные тренировочные учебные места;

тренажеры начальной подготовки;

средства обеспечения тренировок в составе подразделений;

комплекты средств для тренировки заряжания;

встроенные и сопрягаемые тренажеры;

комплексные тренажеры расчетов;

тренажеры технического обслуживания и ремонта;

действующие макеты, разрезные узлы и агрегаты;

имитаторы элементов комплексов вооружения.

Наши рекомендации