Анализ результатов опытно - экспериментальной работы и их интерпретация
Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился с использованием тех же методик, что и констатирующий.
Обобщенные результаты выявленных уровней на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 5.
Таблица 5
Состояние уровня сформированности готовности к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента
Уровни | Количество | % |
Низкий | ||
Ниже среднего | ||
Средний | ||
Высокий |
Для большей наглядности полученные результаты контрольного эксперимента представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты контрольного эксперимента
Как видим по результатам контрольного эксперимента, наблюдается положительная динамика сформированности готовности у детей к обучению в школе.
На рис. 3 представлена динамика уровня сформированности готовности у детей к обучению в школе.
Рисунок 3 – Динамика уровня сформированности готовности у детей к обучению в школе
Анализируя, полученные данные после проведения формирующего эксперимента, мы можем сказать, что проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к обучению в школе старших дошкольников является эффективной.
Таким образом, по рисунку мы видим, что экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику. Однако, несмотря на положительную динамику уровня сформированности готовности у детей к обучению в школе, необходимо продолжать проводить работу по дальнейшему формированию готовности.
Выводы по второй главе
Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики:
- индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;
- тест «Раскрась картинку» Е.Е. Кравцовой;
- тест на развитие графического навыка;
- тест «Четвертый лишний».
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.
Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
- у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;
- низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;
- повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающие эффективность процесса.
На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи следующих педагогических условий:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.
Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.
Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.
Заключение
Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.
В исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определили, что готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально- нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие условия:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.
Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики:
- индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;
- тест «Раскрась картинку» Е.Е. Кравцовой;
- тест на развитие графического навыка;
- тест «Четвертый лишний».
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.
Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
- у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;
- низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;
- повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса.
На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи выделенных педагогических условий.
Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.
Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для акаде- мического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Авсеенко, Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. В.Авсеенко. - Мурманск, 2011.- 190 с.
3. Ананьев[1], Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б.Г. Ананьев //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 238 с.
5. Бабаян, А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX – начала ХХ вв. Монография / А.В. Бабаян. – Ставрополь: СКСИ – Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. – 216 c.
6. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 47 – 51; 2003. - № 3. – С. 53 – 59; 2003 - №4. – С. 70 – 71; 2003. - № 6. – С. 94 – 99.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Браташникова, И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. – Харьков: Фолио, 2000. – 414 с.
9. Васильев, Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; Под ред. А.П. Алексеев. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 496 c.
10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.
11. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. – 197 с.
12. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337.
13. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263.
14. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
15. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3. – С. 81–84.
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Комплекс-Центр, 2013. – 176 с.
17. Евдокишина, О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. - С.155-159.
18. Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С.Д. Епифанова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-55.
19. Еремина, Ю.С. Логопедическая работа по развитию эмотивной лексики детей старшего дошкольного возраста / Ю.С. Еремина // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 2 (7). – С. 318-324.
20. Жихарева, Ю. Готовность к школе – что это такое? / Ю. Жихарева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. - № 3. – С. 22 – 24.
21. Журова, Л.Е. Готовность первоклассников к обучению в школе / Л.Е. Журова // Начальное образование. – 2003. – № 2. – С. 22 – 29.
22. Загвоздкин, В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей/ В. Загвоздкин // Дошкольное образование. – 2008. – Вып.21. – 32 с.
23. Зверева[2], М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
24. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. …д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 383 с.
25. Коломинский[3], Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
26. Кондратенко, Т.Д. Обучение старших дошкольников / Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир. – Киев, 2006. –152 с.
27. Коренева, Е.Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе / Е.Н. Коренева, М.Н. Киреев // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 8 (63). - C. 74-76.
28. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 2007. – 80 с.
29. Кравцова, Е.Е. Готовность к школе: Что мы не понимаем? / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2004. - № 6. – С. 2 -3.
30. Кравцова, Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? / Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 28 – 32.
31. Краснобаева, П. А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П. А. Краснобаева // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 602-604.
32. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
33. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М., «Линка-Пресс», 2000. – 28 с.
34. Кузнецова, М.И. Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе / М.И. Кузнецова // Начальное образование. – 2003. – № 2. – С. 15 – 21.
35. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
36. Лаврентьева, М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. – М., 2015. – С 24–32.
37. Максакова, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей / А.И. Максакова. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 122с.
38. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
39. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. – Челябинск: ФИНО РФ, 2000. – 281 с.
40. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
41. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
42. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С. 95 – 100.
43. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. – М.: Айресс-Пресс, 2007. – 119 с.
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
45. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. – Минск: Выш. шк., 2005. – 206 с.
46. Платонова, А.А. Успешное завтра – будущее первоклассника / А.А. Платонова // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 102 – 104.
47. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк. 2004. – 512 с.
48. Полякова, М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова // Дошкольная педагогика. - 2001. - № 1. – С. 24-31.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
50. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.
51. Савина, Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) / Л.Б. Савина, Р.П. Руднева, С.Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59.
52. Соломатина, Г.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Г.В. Соломатина // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 66 – 67.
53. Стригунова, А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293.
54. Тимошина, Н. В школу с радостью / Н. Тимошина // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 4. – С.146 – 150.
55. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
56. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
57. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
58. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
59. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
60. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М., 2001. – 365 с.
Приложение 1
Стандартная беседа Нежновой
Вопросы беседы | Варианты ответов | Баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? | А – очень хочу Б – так себе, не знаю В – не хочу | |
2. Почему ты хочешь идти в школу? | А – интерес к учителю, к занятиям: хочу научиться писать, читать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель. В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала». | |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься? | А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета. С мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б – приобретение формы, школьных принадлежностей. В – занятия, не относящиеся к школе | |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? | А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка. Б – внеурочные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса. В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе. | |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? | А– занятия учебного типа: «писал бы буквы, читал» и т.д. Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование. В– занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными. |
Приложение 2
Тест на развитие графического навыка
№ | параметры | Характеристика параметров | Баллы |
1. | Характер линий | Ровная, прямая, нажим ровный Неровная, дрожащая, двойная, искривленная | |
2. | Размер элементов | Соответствует эталону Не соответствует эталону | |
3. | Форма элементов | Соответствует эталону Не соответствует эталону | |
4. | Наклон | Соответствует эталону Не соответствует эталону | |
5. | Отклонение от строчки | Незначительное Значительное | |
6. | Последовательность элементов | Правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов Неверно воспроизведена последовательность элементов |
[1] Не переиздавалась.
[2] Не переиздавалась.
[3] Не переиздавалась.