ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе  
1.1. Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе  
1.2. Характеристика готовности детей к обучению в школе
1.3. Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе  
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в практике работы ДОО    
2.1. Состояние проблемы готовности детей к обучению в школе в практике дошкольного образовательного учреждения  
2.2. Организация работы по формированию готовности детей к обучению в школе в практике дошкольного образовательного учреждения    
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.

Актуальность проблемы обусловила выбор темыисследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.

Объект исследования: процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.

В основу исследования положена гипотезао том, что формирование готовности детей к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.

2. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.

3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.

3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

-основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;

- положения личностно - ориентированного подхода (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, Л.В. Трубайчук идр.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;

- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичева и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.

Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013г. №1155.

База исследования:опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 15 г. Челябинска.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (сентябрь-октябрь 2016) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (октябрь 2016- март 2017) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.

Третий этап (апрель 2017) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.

Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.

Структура и объем работы.Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.

Выводы по первой главе

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.

Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, которые необходимы ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

При исследовании проблемы готовности детей к школе целесообразно опираться на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия.

Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).

Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально- нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие условия:

1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.

3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

Выводы по второй главе

Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики:

- индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;

- тест «Раскрась картинку» Е.Е. Кравцовой;

- тест на развитие графического навыка;

- тест «Четвертый лишний».

Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.

Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

- у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;

- низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;

- повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающие эффективность процесса.

На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи следующих педагогических условий:

1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.

3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.

Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.

Заключение

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.

В исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определили, что готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.

Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).

Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально- нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие условия:

1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.

3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики:

- индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;

- тест «Раскрась картинку» Е.Е. Кравцовой;

- тест на развитие графического навыка;

- тест «Четвертый лишний».

Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.

Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

- у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;

- низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;

- повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса.

На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи выделенных педагогических условий.

Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.

Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для акаде- мического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с.

2. Авсеенко, Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. В.Авсеенко. - Мурманск, 2011.- 190 с.

3. Ананьев[1], Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б.Г. Ананьев //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987.

4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 238 с.

5. Бабаян, А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX – начала ХХ вв. Монография / А.В. Бабаян. – Ставрополь: СКСИ – Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. – 216 c.

6. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 47 – 51; 2003. - № 3. – С. 53 – 59; 2003 - №4. – С. 70 – 71; 2003. - № 6. – С. 94 – 99.

7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

8. Браташникова, И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. – Харьков: Фолио, 2000. – 414 с.

9. Васильев, Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; Под ред. А.П. Алексеев. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 496 c.

10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.

11. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. – 197 с.

12. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337.

13. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263.

14. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Эксмо, 2003.

15. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3. – С. 81–84.

16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Комплекс-Центр, 2013. – 176 с.

17. Евдокишина, О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. - С.155-159.

18. Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С.Д. Епифанова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-55.

19. Еремина, Ю.С. Логопедическая работа по развитию эмотивной лексики детей старшего дошкольного возраста / Ю.С. Еремина // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 2 (7). – С. 318-324.

20. Жихарева, Ю. Готовность к школе – что это такое? / Ю. Жихарева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. - № 3. – С. 22 – 24.

21. Журова, Л.Е. Готовность первоклассников к обучению в школе / Л.Е. Журова // Начальное образование. – 2003. – № 2. – С. 22 – 29.

22. Загвоздкин, В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей/ В. Загвоздкин // Дошкольное образование. – 2008. – Вып.21. – 32 с.

23. Зверева[2], М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.

24. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. …д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 383 с.

25. Коломинский[3], Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

26. Кондратенко, Т.Д. Обучение старших дошкольников / Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир. – Киев, 2006. –152 с.

27. Коренева, Е.Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе / Е.Н. Коренева, М.Н. Киреев // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 8 (63). - C. 74-76.

28. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 2007. – 80 с.

29. Кравцова, Е.Е. Готовность к школе: Что мы не понимаем? / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2004. - № 6. – С. 2 -3.

30. Кравцова, Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? / Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 28 – 32.

31. Краснобаева, П. А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П. А. Краснобаева // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 602-604.

32. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.

33. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М., «Линка-Пресс», 2000. – 28 с.

34. Кузнецова, М.И. Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе / М.И. Кузнецова // Начальное образование. – 2003. – № 2. – С. 15 – 21.

35. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.

36. Лаврентьева, М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. – М., 2015. – С 24–32.

37. Максакова, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: пособие для родителей и воспитателей / А.И. Максакова. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 122с.

38. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

39. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. – Челябинск: ФИНО РФ, 2000. – 281 с.

40. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.

41. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

42. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С. 95 – 100.

43. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. – М.: Айресс-Пресс, 2007. – 119 с.

44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.

45. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. – Минск: Выш. шк., 2005. – 206 с.

46. Платонова, А.А. Успешное завтра – будущее первоклассника / А.А. Платонова // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 102 – 104.

47. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк. 2004. – 512 с.

48. Полякова, М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова // Дошкольная педагогика. - 2001. - № 1. – С. 24-31.

49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.

50. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.

51. Савина, Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) / Л.Б. Савина, Р.П. Руднева, С.Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59.

52. Соломатина, Г.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Г.В. Соломатина // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 66 – 67.

53. Стригунова, А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293.

54. Тимошина, Н. В школу с радостью / Н. Тимошина // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 4. – С.146 – 150.

55. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.

56. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.

57. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

58. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.

59. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.

60. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М., 2001. – 365 с.

Приложение 1

Стандартная беседа Нежновой

Вопросы беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу? А – очень хочу   Б – так себе, не знаю   В – не хочу
2. Почему ты хочешь идти в школу? А – интерес к учителю, к занятиям: хочу научиться писать, читать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель. В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала».
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься? А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета. С мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б – приобретение формы, школьных принадлежностей.   В – занятия, не относящиеся к школе
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка. Б – внеурочные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса. В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? А– занятия учебного типа: «писал бы буквы, читал» и т.д.   Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование. В– занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными.

Приложение 2

Тест на развитие графического навыка

параметры Характеристика параметров Баллы  
1. Характер линий Ровная, прямая, нажим ровный   Неровная, дрожащая, двойная, искривленная  
2. Размер элементов Соответствует эталону   Не соответствует эталону  
3. Форма элементов Соответствует эталону   Не соответствует эталону  
4. Наклон Соответствует эталону   Не соответствует эталону  
5. Отклонение от строчки Незначительное   Значительное  
6. Последовательность элементов Правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов   Неверно воспроизведена последовательность элементов  

[1] Не переиздавалась.

[2] Не переиздавалась.

[3] Не переиздавалась.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе  
1.1. Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе  
1.2. Характеристика готовности детей к обучению в школе
1.3. Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе  
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в практике работы ДОО    
2.1. Состояние проблемы готовности детей к обучению в школе в практике дошкольного образовательного учреждения  
2.2. Организация работы по формированию готовности детей к обучению в школе в практике дошкольного образовательного учреждения    
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.

Актуальность проблемы обусловила выбор темыисследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.

Объект исследования: процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.

В основу исследования положена гипотезао том, что формирование готовности детей к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.

2. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.

3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.

3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

-основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;

- положения личностно - ориентированного подхода (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, Л.В. Трубайчук идр.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;

- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичева и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.

Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013г. №1155.

База исследования:опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 15 г. Челябинска.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (сентябрь-октябрь 2016) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (октябрь 2016- март 2017) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.

Третий этап (апрель 2017) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.

Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.

Структура и объем работы.Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе

Наши рекомендации