Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии № 2

Реферат

«Подготовка детей к обучению в школе»

Выполнил: студент 2 курса 207 группы

Сампилов Жаргал

Проверил Зав кафедрой, доцент к.м.н.:

Васильева Е.И.

Иркутск 2017г.

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению
  • 1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
  • 1.2 Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе
  • 1.3 Виды готовности к школьному обучению
  • 1.4 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
  • 1.5 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают "заявлять" о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Актуальность темы работы заключается в том, что современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

социальный,

психологический,

эмоционально - волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности

детей к школьному обучению.

В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более

глубокая ее разработка.

Цель работы: исследование готовности детей дошкольников к обучению в

школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: готовность детей к обучению в школе.

В процессе написания работы решались следующие задачи:

1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.

2. Подбор методов исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.

3. Анализ полученных результатов.

4. Обоснование полученных выводов.

5. Дать рекомендации учителям и родителям по подготовке детей к школьному обучению.

Для проведения исследования были взяты 2 методики Н.И. Гуткиной:

методика "Домик" для исследования произвольной сферы ребёнка;

методика "Сапожки для исследования интеллектуальной и речевой сферы ребёнка.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью психологических, интеллектуальных и личностных характеристик ребенка.

База исследования: ГУЗ ДС БИТ "Василёк".

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 16 наименований, приложений.

Заключение

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.

В период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как "Я сам", как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

В процессе написания курсовой работы был проведен анализ современных концепций проблемы психологической готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Были выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Кроме того, мною были рассмотрены некоторые методы диагностики психологической готовности к школе.

В процессе практической работы мною было проведено полное исследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.

В результате было выявлено, что 70% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической готовности к школе.

Для детей, которые имеют низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была предложена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

Список используемой литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., МГУ, 1999. - 148 с.

2. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. №10.

3. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12.

4. Гуткина Н.И. "Психологическая готовность к школе" (Москва, 1993)

5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., МГУ, 1996. - 154 с.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., изд-во "Наука", 2002. - 96 с.

7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. "Психологическая готовность к школе" (Москва, 1987).

8. Мухина В.С. "Детская психология", М. 1985 - 315 с.

9. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 1988.

10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996 - 148 с.

11. "Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста" под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.

12. Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291 с.

13. "Практикум по возрастной и педагогической психологии", под редакцией И.В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с.

14. Самоухина Н.В. "Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы", М. 1993 - 215 с.

15. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология", Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 - 253 с.

16. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. "Введение в школьную жизнь", Томск, 1992 - 94 с.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии № 2

Реферат

«Подготовка детей к обучению в школе»

Выполнил: студент 2 курса 207 группы

Сампилов Жаргал

Проверил Зав кафедрой, доцент к.м.н.:

Васильева Е.И.

Иркутск 2017г.

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению
  • 1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
  • 1.2 Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе
  • 1.3 Виды готовности к школьному обучению
  • 1.4 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
  • 1.5 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают "заявлять" о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Актуальность темы работы заключается в том, что современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

социальный,

психологический,

эмоционально - волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности

детей к школьному обучению.

В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более

глубокая ее разработка.

Цель работы: исследование готовности детей дошкольников к обучению в

школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: готовность детей к обучению в школе.

В процессе написания работы решались следующие задачи:

1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.

2. Подбор методов исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.

3. Анализ полученных результатов.

4. Обоснование полученных выводов.

5. Дать рекомендации учителям и родителям по подготовке детей к школьному обучению.

Для проведения исследования были взяты 2 методики Н.И. Гуткиной:

методика "Домик" для исследования произвольной сферы ребёнка;

методика "Сапожки для исследования интеллектуальной и речевой сферы ребёнка.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью психологических, интеллектуальных и личностных характеристик ребенка.

База исследования: ГУЗ ДС БИТ "Василёк".

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 16 наименований, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению

Наши рекомендации