Семинарское занятие 8. Реформаторская педагогика начала XX века.
.
План (вопросы для подготовки):
- Трудовое обучение Георга Кершентейнера.
- Август Лай: педагогика действия.
- Педагогика прагматизма Джона Дьюи.
- Современные проблемы образования в России – взгляд из истории. Роль истории в прогнозировании социальных процессов.
Рекомендуемая литература:
- Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995. Гл. 3,4
- Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2006
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века.3-е изд. Пискунов А.И. , Кларин В.М. ,Плохова М.Г. и др.М., 2007
- Хрестоматия по истории педагогики. В 3 томах. М., 2007. Т.3
- Электронная библиотечная система BOOK.RU http://www.book.ru
Семинарское занятие 9. Школа в советский период отечественной педагогики.
План (вопросы для подготовки)
1. Теория политехнического образования А.В. Луначарского.
- Советская школа: новое содержание, формы и методы обучения. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А.С.Макаренко.
- «Дерево целей» в работах А.С.Макаренко.
- Технология коллективного творческого дела как средство формирования и развития детского коллектива.
- Использование педагогических идей А.С.Макаренко в современных образовательных системах.
Рекомендуемая литература:
- Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2006
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М.,2009
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1991.
- Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г и др. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. М., 2006
- Пуйман С.А. История образования и педагогической мысли. М., 2010
- Электронная библиотечная система BOOK.RU http://www.book.ru
.
Вопросы к зачету:
- Идея военно-общественного воспитания в Древней Греции. Элементарная школа. Воспитание и воспитатели.
- Майевтика как метод образования. Педагогические идеи Сократа.
- Педагогические идеи Платона.
- Педагогические системы в Афинах и Спарте.
- Военно-государственное воспитание в Древнем Риме. Новый образовательный идеал.
- Педагогические идеи М.Ф. Квинтилиана.
- Эпоха Средневековья в Западной Европе: типы школ. Содержание образования.
- Университеты в Западной Европе эпохи Средневековья: история, структура, функции, место в обществе.
- Крещение Руси (988 г.) – значение для культурного развития и образования. Особенности становления книжной системы обучения в Древнерусском государстве.
- Педагогические идеи Я.А. Коменского.
- «Великая Дидактика» - Я.А.Коменского – свод дидактических правил. Значение для дальнейшего развития образования.
- Школа и педагогика в России XVIII века. Новые типы учебных заведений.
- М.В. Ломоносов и его программа организации просвещения в России. Создание Московского Университета.
- Новый идеал образования в эпоху Просвещения в Западной Европе – основные идеи.
- Педагогические идеи Д.Локка.
- Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.
- Педагогические идеи И.Г.Песталоцци.
- Педагогические идея К.Д.Ушинского – идея создания национальной школы, место родного языка в воспитании и обучении.
- Идея подготовки учителя в трудах К.Д. Ушинского.
- К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России и реформатор школы.
- Развитие образования в России в XIX веке - Уставы 1804, 1828, 1864 годов. Новые типы школ. Содержание образования. Развитие образования в России XIX веке Педагогические теории и практика школьного образования в Западной Европе и США в начале ХХ в.
- Особенности развития образования в России в начале ХХ в.
- Советский период российской педагогики: новое содержание, формы, методы обучения. Педагогические идеи А.С.Макаренко.
Литература для изучения курса:.
1. Антология педагогической мысли России конца XIX – начала ХХ вв. М., 1992.
2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2-х т. М., 1994.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. М., 1993.
4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
5. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции. М., 1988.
6. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995.
7. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1988.
8. Джон Г. Ньюмен. Идея Университета. М.,2010
9. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2006
10. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.
11. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1983.
12. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе и до середины XVII в./ Под ред. Пискунова А.И. М., 1997.
13. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в. / Под ред. Пискунова А.И. М., 1997.
14. История педагогики./ Под ред. Никандрова Н.Д. М.,2007
15.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М.,2009
16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
17. Ломоносов М.И. О воспитании и образовании/Сост. Буторина Т.С. М., 1991.
18. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1991
19. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета. М.,2010
20. Педагогическое наследие (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци). – М., 1987.
21. Платон. Собр. соч. в 4-х т. М., 1994. Т.3. «Государство».
22. Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. СПб., 2007
23.Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. М.,2008.
24. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. Пискунова А.И. М., 1981.
25. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 томах. М.,2007
26. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1980.
27 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века.3-е изд. Пискунов А.И. , Кларин В.М. ,Плохова М.Г. и др.М., 2007
28. Попов В.А.История педагогики и образования. М., 2010
29. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М.,2003
30. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М.,2006
31. Латышина Д.И.. История педагогики и образования. М.,2007
32. Варенова Т.В. Краткая история педагогики. М.,2010
33. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 томах – М., 1989.
Литература для углубленного изучения:
1. Гретченко А.И., Гретченко А.А.Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.,2009
2. Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. – М., 1991.
3. Дьюи Д. Школа и общество. – М., 1923.
4. Дьюи Д. Школа и ребенок. – М., 1923.
5. Дюркгейм Э. Социология. М.,2006. С.244-264 Работа «Педагогика и социология»
6. Капранова В.А. История педагогики. М.,2007
7. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. – М., 1915.
8. Ким Е.В., Петерсон И.Р., Краткая типология начальных и средних учебных заведений России конца XIX – начала ХХ вв. (на примере Енисейской губернии): Метод. разработка. – Красноярск, 2000.
9. Лай В. Школа действия. – Пг. 1920.
10. Лай В. Экспериментальная педагогика. - М.-Л.,1927.
11. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х - начало ХХ вв.). – М., 1998.
12. Монтессори М. Руководство к моему методу. – М., 1916.
13. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. М., 2009
14. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. – М, 1991.
15. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.
16. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М.,2006.