Педагогика России в конце ХIХ начала ХХ века.

Развитие буржуазных отношений и реформы образования. “Школы учебы”. “Школы труда” и “свободное воспитание” в практике и теории отечественной педагогики. Проблема создания русской национальной школы. Ортодоксально-охранительное и религиозно-философское течение в русской православной педагогике. Педагогические идеи П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского. Отечественное образование накануне Октября 1917г.

Духовно-интеллектуальные основы русского национального воспитания. Содержание духовно-интеллектуальных основ русского национального воспитания. Определение понятия «русское национальное воспитание».

Философия русского национального воспитания. Философские построения славянофилов как духовно-интеллектуальная база русской национальной педагогики. А.С.Хомяков, его органическая антропология и органическая гносеология («живознание»), «соборная» теория познания, органическое понимание исторического процесса («не отрицать всего чужого, но исходить из своего»). И.В.Киреевский, его понимание духовной антропологии, целостной гносеологии, педагогических взглядов (статья «О характере европейского просвещения»). Учение Ю.Ф.Самарина о самоограничении личности. «Хоровая» жизнь личности как способ сохранения своеобразия личности по К.С.Аксакову.

Философско-педагогические аспекты русской философии всеединства (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Л. Карсавин, П.А. Флоренский). Антропология. Концепция «цельного знания». Идея «соборности» сознания и подсознания. Учение о соотношении целого и части.

Философско-педагогические следствия учений Ф.М. Достоевского, К.П. Леонтьева, Н.Ф. Федорова, Л.А. Тихомирова, Н.О. Лосского. Философско-педагогические, социально-педагогические и образовательно-воспитательные идеи П.И. Юркевича, К.П. Победоносцева, С.И. Гессена.

Русская народная педагогика. Роль устного народного творчества, традиций, обычаев в становлении и развитии русского национального воспитания.

Православная педагогика. Основные источники православной педагогики; Евангелие, жития Святых, пятерики, святоотеческая литература, «Поучения». Подвижническая и духовно-воспитательная деятельность С.Радонежского. Статья В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства».

Развитие идей народности и национальной школы в России (Н.И. Новиков, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Я. Стоюнин, А.Н. Толстой, В.Н. Сорока-Росинский). Концепция народности воспитания и национального воспитания (К.Д. Ушинский, И.А. Ильин).

Самостоятельная № 7

Teмa:Педагогическая антропология КД. Ушинского

Цели:1. Изучить жизнь и деятельность КД. Ушинского.

2. Изучить педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

3. Проанализировать работу КД. Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

Задание № 1.Изучите жизнь и деятельность великого русского педагога, Результаты своей работы оформите в виде таблицы.

№ п/п Период Жизненный путь Важнейшие труды Педагогические идеи
1.        

Задание № 2.Проанализируйте «Предисловие» к работе КД. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Законспектируйте ответы на вопросы:

1. Кто адресат работы?

2. Причины ее появления

3. Цель и жанр труда

4. Определение педагогической антропологии?

5.Почему антропологические знания являются для педагога наиважнейшими?

6. Кому, по мнению автора, эта работа не понравится?

7. Что Вам кажется актуальным в этой работе и что вызывает возражения?

Задание №3. Проанализируйте «Физиологическую часть» работы КД Ушинского и ответьте на вопросы:

1. Основные понятия этой части? Выпишите определения.

2. Какие особенности человеческого организма рассматриваются?

3. Значение привычки в жизни ребенка и что должны в связи с этим делать воспитатели?

4. Что понимает КД. Ушинский под физическим воспитанием?

5. Чтобы организм ребенка был здоров и работоспособен, воспитатель должен….

Задание № 4Проанализируйте «Психологическую часть» работы КД Ушинского и ответьте на вопросы:

1. Психологические факторы развития человека, рассматриваемые в работе?

2. Значение слова в развитии ребенка?

3. Взаимосвязь произвольных и непроизвольных психических явлений?

4. Механизмы сознания?

5. Значение игры для развития человека?

б. Овладение ребенком пространством и временем?

7. Отличие ребенка от взрослого?

8. Педагогическая помощь ребенку в eгo интеллектуальном и духовном развитии?

Задание № 5.Ответьте на вопрос. Кому принадлежат слова: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского и ее современное значение. – Вопросы психологии, 1969, Х 2, С. 3 – 14.

2. Егоров С.Ф. КД. М, 1977.

3. Ушинский КД. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии, т. 1. – Собр. Соч., т. 8. – М.; Л., 1950.– 775 с.

Наши рекомендации