Методы и приемы обучения русскому языку.
Метод обучения (букв, «путь») - это система последовательных действии учителя и ученика в процессе овладения знаниями, умениями и навыками учащихся, «в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования».
Методы обучения родному языку рассматриваются как логическая основа обучения и складываются из общедидактических методов (Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Левина М. М., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Скаткин М.Н., Щукина Г. И. и др.) и частнодидактических, используемых на уроках русского языка (Баранов М.Т., Баринова Е. А., Буслаев Ф.И., Львов М.Р., Купалова А.Н., Палей И.С, Рождественский Н.С., Текучев А. В., Федоренко Л. П. и др.).
В литературе, посвященной проблеме методов как явлению и понятию дидактики, метод рассматривается с позиции выделения и взаимосвязи деятельности учителя и ученика с учетом цели и результата действия. Только в этом случае метод будет эффективным, адекватным цели, а содержание усваиваемых знаний будет способствовать интеллектуальному развитию учеников.
Задача учителя — сформировать у учащихся интерес к предмету, внутреннюю мотивацию учения, так как именно мотивация является основой целенаправленной деятельности обучаемых, их познавательной активности.
Мотивация учебно-познавательной деятельности в психологии рассматривается как психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учёбе (Л. И. Божович, А,Л. Леонтьев, П.И.Якобсон и др.). Мотивацию следует поддерживать на всех этапах обучения учитывая ее функции: побуждающую, направляющую и смыслообразующую.
В процессе обучения принято различать понятия «метод» и «прием».
Прием — это частное проявление, реализация метода в ходе изучения той или иной темы. Являясь составной частью метода, приём определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы. Одни и те же приемы могут быть использованы в различных методах обучения. Выделяются следующие приемы обучения русскому языку: «предметных» действий, составления плана, использования обучающего диктанта, постановки проблемного вопроса и другие. В науке существуют различные классификации методов обучения. Пр.:Ю.К. Бабанский (1985) при комплексной классификации методов обучения руководствовался целостным деятельностным подходом.
Комплексный деятельностный подход к методам опирается на основные виды деятельности, в связи с чем выделяются следующие группы методов:
- методы организации и осуществления учебно-познавателной деятельности (рассказ, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и др.);
-методы стимулирования и мотивации учения (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.);
- методы контроля и самоконтроля (устный, письменный, машинный опросы и др.)
Общедидактические методы служат основой для всех конкретных методик обучения.
А. В. Дудников рассматривал методы обучения как определенные способы мышления, с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. Им были предложены следующие методы: индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный.
В основе индуктивного метода лежит наблюдение над конкретными языковыми фактами, в результате которого школьники приходят к общему выводу о языковом явлении. Так, например, при усвоении темы «Подлежащее и способы его выражения», анализируя конкретные примеры, учащиеся приходят к общему выводу о том, что такое подлежащее и какими частями речи оно может быть выражено.
Использование дедуктивного метода предусматривает путь от общего вывода (правила) о языковом понятии к конкретному факту языка. Например, рассматривая типы односоставных предложений, учитель идет от общей характеристики таких предложений, деления их на именные и глагольные, а затем уже переходит к анализу частных, конкретных типов предложений.
Индуктивно-дедуктивный метод сводится к использованию сначала индукции (наблюдения), которая переходит в дедукцию, т.е. в общий вывод.
Дедуктивно-индуктивный метод предусматривает обратный порядок работы — от общего правила к рассмотрению конкретного языкового факта.
15. Программы по русской литературе, их структура и содержание (по выбору)
Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО для средних общеобразовательных школ. Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся: 5 – 7 кл. 8 – 9 кл. 10 – 11 кл. 5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). 8 – 9 кл.Программа строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней. Биографические сведения о писателях; обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения; выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем; создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах. При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания. Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям. 10 – 11 кл. Основу курса литературы в старших классах составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Литература в программе изучается в контексте эпохи. Такое изучение предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, обращение к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям, с произведениями других видов искусств. В программе наряду с произведениями "для чтения и изучения", "для чтения и бесед"; после каждого раздела названы книги для самостоятельного чтения. Например, в разделе "Литература XX в." "Для чтения и изучения" предлагается "Зеленая лампа" А. Грина, для самостоятельного чтения другие произведения А. Грина: "Голос и глаз", "Победитель", "Алые паруса"; "Для чтения и бесед" - "Могила цветка" Мусы Джалиля. К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.
Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНАдля средней общеобразовательной школы
Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание): 1.Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира. 2.Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствуетвнимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений. 3.Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию. 4.Эпоха познания связей, осознания причин и следствий (10-11). В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон. Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства. Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник. Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло. В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе.
Экзаменационный билет № 6
16. Базисный учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция). Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).
Учебная программа - нормативный документ, определяющий цели обучения, содержание обучения и требования к подготовке учащихся.
Учебные пособия в школе - специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний. К У.п., в широком смысле слова, относятся различные учебники, словари, справочники, карты учебные, картины учебные, таблицы учебные, кинофильмы учебные, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, приборы, модели, макеты учебные и др. В качестве т.н. У.п. используются фрукты, овощи, коллекции семян, зоологические препараты, гербарии, предметы, техники и др. Применение У.п. в учебном процессе способствует активизации учебно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности уч-ся. У.п принято классифицировать на печатные, объемные, экранные и звукотехнические. У.п. должны соответствовать содержанию учебных программ, уровню развития и знаний уч-ся, отвечать экономическим и техническим требованиям, а также требованиям гигиены и техники безопасности.