I тип. Урок изучения новых знаний

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Москва

Г

Современные требования к уроку.

Методические рекомендации учителю. М.: 1999

Составители:

Москаленко М.Е. – учитель технологии школы № 376 Восточного округа

Алямовская И.А. – методист технологии НМЦ ВОУ МРО

В сборнике использовались:

1. Материалы разработанные коллективом школы № 376, под руководством заместителя директора по научно – методической работе Катасоновой Т.И.

2. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока» -М.: Приложение к журналу «Завуч». ОЦ «Педагогический поиск», 2000 г.

ISBN 5-8147-0024-6

Тираж 2000 экз

«Новая школа», 2001

Не только знать, но и уметь!

Для того, чтобы организовать учебную деятельность рационально, педагог должен уметь:

1. Ясно определить и поставить перед учащимися цели и задачи их деятельности на уроке.

2. Правильно выбрать время, методы, технику для осуществления поставленных задач, рационально их использовать.

3. Составить продуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый этап урока точно рассчитать во времени. Хорошо, инструктировать учащихся, учить их умению учиться. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

4. Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их укладываться с выполнением работ в заданное время.

5. Систематически осуществлять учет работы и контроль над работой учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по всем предметам.

6. Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их использовать.

ОБЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГУМАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Современные требования к уроку связаны с переориентацией общих целей школьного обучения с предметно-дисциплинарных на развитие каждого школьника в соответствии с его потребностями, возможностями, интересами. Учебное содержание рассматривается как основное средство этого развития в условиях продуктивного и творческого взаимодействия.

Основные требования к уроку:

1. Учитель обеспечивает мотивацию деятельности учащихся на каждом этапе усвоения знаний: перспективная мотивация – темы, раздела, всего курса; мотивация – на этапе усвоения знаний – получения новой информации на конкретном уроке; на этапе отработки знаний – повторение, обобщение, закрепление и т.д., на этапе контроля.

Это главное! Постоянная мотивация!

2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной деятельности учащихся с учетом их психофизиологических особенностей и специфики содержания учебного предмета.

Управление деятельностью учеников! Не оставлять одних!

Обратная связь – постоянно!

3. Весь урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого-педагогических условий:

· Оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности;

· На уроке должно быть целесообразное соотношение устных, письменных, практических видов работ;

· Получение обратной связи – на каждом этапе урока. Это и есть управление;

· На уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование общенаучных умений, навыков;

· Необходимо использовать разнообразные дидактические материалы, средства наглядности;

· На уроке должно быть объективное мотивированное выставление отметки (балла) за успехи учащихся в учебной деятельности независимо от личного отношения педагога к ученику.

· Предотвращение конфликтных ситуаций.

4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности школьников:

· Объем и содержание домашнего задания регулируется в зависимости от индивидуальности ученика;

· На уроке следует указывать на результат выполнения домашнего задания, на все необходимые, но доступные источники их получения необходимой информации.

5. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно – познавательную деятельность) и завершающий этап (подведение итогов деятельности учащихся, оценка ее активность в соответствии результатов поставленным целям)

Материалы подготовлены к.п.н. Е.А. Кошеловой, научным руководителем школы № 419 на основе современных психолого-педагогических публикаций и изучения, обобщения опыта работы учителей школы № 419




ТИПЫ УРОКОВ

Классификация типов уроков по цели.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Организация урока

II.Проверка домашних заданий

III.Всесторонняя проверка знаний

IV.Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

V.Усвоение новых ЗУН

VI.Проверка понимания нового материала

VII.Закрепление нового материала

VIII.Информация по домашнему заданию, инструктаж его выполнения

IX.Подведение итогов урока

СВЯЗЬ МЕЖУ ЭТАПАМИ УРОКА

1. Связь между ТДЦ и дидактическими задачами

2. связь межу частями урока. Наивысший результат получается от взаимодействия всех этапов урока. На каждом уроке какой-то этап является главным и именно по этому должна быть уделена продолжительная часть урока

усваивается до 80% информации I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru

50%

I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru

3 мин 23 мин 34 мин

Этапы – элементы урока

ТДЦ – системообразующий элемент

ЭТАПЫ УРОКА

ТИПЫ УРОКОВ

1. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель обучения: первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений внутри объекта.

Структура урока (обязательные этапы)

 
  I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru

2. I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru Урок закрепления новых знаний и выработка умений.

Цель обучения: закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению.

Структура урока (обязательные этапы)

I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

В процессе обучения выделяется 5 звеньев:

I. звено –усвоение педагогом целей и задач обучения

II. звено –планирование конкретного урока с условием реальных возможностей учащихся

· Выделение основного, главного содержания и определение дидактичекой цели урока;

· В соответствии с целью необходимо определить цель урока;

· Определить характер деятельности учащихся;

· Отобрать методы обучения, средства и способы

III. звено –осуществление взаимной деятельности учителя и учащегося на уроке по достижению дидактической цели, стимулирование деятельности учащихся

IV. звено –получение и анализ информации о ходе и результатах обучения

V. звено –анализ результативности своей работы и внесение корректив в личный опыт

I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru

Главной УПД (учебно-познавательной деятельностью)

В школе является урок

Цель урока –главный системообразующий элемент урока

       
  I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru
 
    I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru

Образовательный аспект ТДЦ.

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма

4. формировать умения – сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельность.

5. формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТДЦ.

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Вторая причина затруднений кроется в недостаточном знании учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности, тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

А. Развитие речи:обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Б. Развитие мышление.Очень часто в качестве развивающего аспекта ТДЦ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно:

Учить анализировать     Обладание этими методами и означает умение мыслить!
Учить выделять главное
учить сравнивать
учить строить аналогии
обобщать и систематизировать
доказывать и опровергать
Определять и объяснять понятия
Ставить и разрешать проблемы

В.Ф. Паламарчук пишет о том, что каждый из этих методов имеет свою структуру, составляющие его приемы и операции, которые, и целесообразно планировать как развивающий аспект ТДЦ. Допустим, если учитель формулирует развивающий аспект цели урока так: сформировать у учащихся умение сравнивать, то это означает, что он в течение 3 – 4 уроков должен сформировать у них такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения; умение выделять основные признаки, параметры сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение устанавливать сходство и различие. Отработка всего этого и приведет учащихся к умению сравнивать.

Известный психолог Г.С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель – конкретные знания, умения и навыки – и более отдаленную – развитие учащихся.

В процесс развития мышления необходимо вплетать и процессы развития воображения, фантазии, оплодотворяющие движение и развитие мышления.

В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.п.

Как видим, развивающий аспект триединой цели урока далеко непрост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке.

Общеучебные умения и навыки

1. уметь выделять главное

2. планировать

3. осуществлять самоконтроль по заданному эталону

4. бегло читать и писать

5. умение слушать

6. классифицировать

7. формулировать

8. формулировать выводы

9. соотносить результат деятельности с целью

10. сосредотачиваться в работе

Подробнее смотри в книге Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках. //Проблемы школьного учебника. Вып. М., 1983. С. 228-234

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ ФОРМУЛИРОВКИ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ОБЛАСТИ

(Б.Блум, Н.Гренлунд)

  Определение категории целей Общие цели обучения Глаголы для формулировки конкретных учебных целей
Знание Знание конкретной информации. Знание путей и способов использования конкретной информации. Универсальные и абстрактные знания в определенной области Знает общие термины Знает конкретные факты Знает методы и процедуры Знает основные понятия Знает правила и принципы Определяет, описывает, индентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует
Понимание Перевод Интерпретация экстраполяция Понимает факты, правила и принципы Интерпретирует словесный материал Интерпретирует схемы, графики, диаграммы Преобразует словесный материал в математические формулы Оценивает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Объясняет использование методов и процедур Переделывает, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает вывод (заключает), суммирует, предсказывает
Применений   Применяет понятия и принципы к новым ситуациям Применяет законы и теории к практическим ситуациям Конструирует схемы и графики Демонстрирует правильное использование метода или процедуры Изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, предсказывает, приготавливает, производит, относит, показывает, решает, использует
Анализ Анализ элементов Анализ отношений Анализ организационных принципов Различает не сформулированные предложения Видит ошибки и упущения в логике рассуждений Различает факты и выводы Оценивает значимость данных Анализирует организационную структуру работы (искусство, музыка, литература) Подразделяет, изображает схематически, дифференцирует, делает выводы, обрисовывает, выбирает, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, идентифицирует
Синтез Порождение уникального сообщения Создание плана или предполагаемого набора (серии) действий Получение системы абстрактных отношений Пишет хорошо структурированное сочинение Порождает хорошо организованную, логическую речь Сочиняет короткий рассказ (стихотворение, музыкальное произведение) Предлагает план проведения эксперимента Интегрирует знания из разных областей в план для решения проблемы Формулирует новую схему для классификации предметов (событий, идей) (категорирует) распределяет по категориям, комбинирует, составляет, сочиняет, создает, изобретает, конструирует, объясняет, порождает, модифицирует, реконструирует, относит, перерабатывает, суммирует, рассказывает, пишет
Оценка Суждения с использованием внутреннего критерия Суждения с использованием внешнего критерия Судит о логической последовательности письменного материала Оценивает соответствие выводов имеющимся данным Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внутренние критерии Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внешние показатели, качества Оценивает, сравнивает, заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает
         

Методы обучения

· Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)

· Наглядные (демонстрация наглядных, -экранных и других пособий, опытов)

· Практические (лабораторные и практические работы)

Методы обучения сложны, часто переходят друг в друга, грани между ними относительны.

Внутри этих традиционных групп методов выделяются по степени активности учащихся 2 подгруппы (2 варианта методов):

· Проблемно – поисковый (исследовательский, моделированный)

· Объяснительно – иллюстративный (репродуктивный)

Требуют много времени, применимы только во внутренних работах.

Обратить внимание на активные методы обучения: лекция, семинар, тематический зачет, самостоятельная работа


Сравнительные возможности различных методов обучения +! – решает данную задачу успешно, чем другие методы этой группы +- в основном решает данную задачу - - решает данную задачу менееуспешно, чем другие методы этой группы Требуемый темп обучения Быстрый Средний Быстрый медленный медленный быстрый Быстрый средний средний
Задачи, решаемые в ходе обучения развитие речи + + + +! - + +! - -
Памяти + +! +! + + + + +! +
Самостоятельности мышления + +! - +! - + - + +!
Наглядно-образного мышления + + +! - +! + - +! +
Формирование Абстрактного мышления + + + +! + +! +! - -
Практических и трудовых умений + +! +! - +! - - + +!
Фактических знаний + +! +! + +! + +! + +
Теоретических знаний +! + + +! + +! +! - -
Методы обучения Работа под руководством учителя Самостоятельная учебная работа Репродуктивные Проблемно-поисковые Индуктивные Дедуктивные Словесные Наглядные Практические

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

· Групповые (звенья, бригады, подгруппы)

· Коллективные (фронтальные), общеклассные

· Индивидуальные

Индивидуально – обособленная форма

Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т.п.

Фронтальная форма познавательной деятельности

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий

Её характерные черты

Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременно руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно – эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно побуждать у них ответственные мысли, чувства, переживания.

Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.

Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале – обеспечить контакт с классом привлечь внимание учеников

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ТСО, модели, учебники, дидактические игры и материалы и т.д.

 
  I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru



Виды деятельности Работа в тетради Дидактическая игра «Вычислительная игра» Дидактическая игра «Клоуны»  
формы общеклассные Сочетание общеклассных и индивидуальных общеклассные
Методы Устное сообщение учителя Мотивация побуждение к поиску, создание проблемной ситуации Устное сообщение учителя
ТДЗ этапа Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы Организация учащихся по принятию познавательной задачи
Этап I. Организационный момент II. Проверка выполнения д/з III. Подготовка к активной УПД IV. Установка познавательной задачи

  Практическая работа Решение задач по карточкам, с/р на повторение    
Сочетание общеклассных и индивидуальных парная индивидуальная   консультация
Анализ и логическое доказательное мышление Самостоятельная работа Самостоятельная работа Устное сообщение учителя  
Установить осознанность восприятия. Первичное сообщение. Учить выбирать рациональные способы решения Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в миниколлективе Выявить уровень первичного усвоения нового материала Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию
VI. Первичная проверка понимания VII. Закрепление знаний VIII. Самопроверка знаний IX. Итог X. Домашнее задание

I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru


Реальный результат                    
Виды деятельности                    
формы                    
Методы                    
ТДЗ этапа                    
Этап Организационный момент Проверка выполнения д/з Подготовка к активной УПД Установка познавательной задачи Первичная проверка понимания Закрепление знаний Самопроверка знаний Итог Домашнее задание Первичная проверка понимания

УЧЕНИЕ

Это отражательно – преобразующая деятельность учащихся по приобретению знаний и их применению

КОМПОНЕНТЫ УЧЕНИЯ:

МОТИВАЦИОННЫЙ – потребность, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ – принятие учеником цели учебно – познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО – ОПЕРАЦИОННЫЙ -

система ыедущих знаний (представления, факты, понятия, законы теории) и способы учения как инструмент получения и переработки информации

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ – внимание, воля, эмоции

ОЦЕНОЧНЫЙ – самооценка и самоконтроль ходовыполнения действий, самоуправление процессом учения

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Преподавание

I тип. Урок изучения новых знаний - student2.ru



Самоанализ урока

Класс

Тема урока

Тип урока, и его структура

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок работает на следующие уроки?

2. краткая психолого – педагогическая характеристика класса, количество слабоуспевающих, сильных учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий, воспитывающий аспект), дать оценку успешности достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ основываясь на результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактического материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Схема анализа урока

1.

а) Общие сведения:

Дата

Класс

Предмет

Количество по списку

Сколько присутствует

Какой урок по порядку

Б) Обстановка в классе:чистота, освещенность помещения, проверено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.

В) оборудование: подготовлены наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска?

Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию урока, установление порядка и дисциплины

Тема урока

3. Цели урока: определяет ли учитель цели урока. Информирует учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет. Цель посещения урока

4. Тип и структура урока: какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом в дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущим: как она осуществляется.

Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.

5. Содержание урока. Соответствие содержания программы. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудование кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного?

6. Методы и приемы обучения на уроке.

Какая система методов применяется, какие методы и приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания? Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические? Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление у учащихся? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умение учиться? Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последовательность, применения задания и упражнений для выработки навыков и умений. Привитие учащимся навыков самообразования.

Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания? Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями?

7. Поведение учащихся.Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы? Как осуществляется мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы? Отношение учащихся к учителю.

8. Поведение учителя.Умение владеть классом, организовывать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, интонация. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.

9. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценно из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока. Как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и т.д.)

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА УРОКА

(рекомендации) Лекция Зверевой В.И.

  Параметры оценки Технология оценки
Цель урока 1. Четкость и доступность формулировок. 2. комплексность целей (обучения, воспитания, развития) 3. связь цели данного урока с целями предыдущего и последующими учебными занятиями
Тип урока 1. Соответствие типа урока его цели 2. влияние выбора типа урока на достижение его целей (результативность)
Модель, структура урока 1. Соответствие структуры урока его типу и цели 2. связь задач каждого этапа с целью урока 3. наличие взаимной связи между отдельными этапами урока 4. влияние этих связей (всей структуры урока) на достижение целей урока
Содержание учебного материала 1. соответствие отбора содержания учебного материала цели урока. 2. научность содержания 3. доступность учебной информации 4. логичность решения учебных задач 5. завершенность в решении учебной проблемы 6. соответствие содержания учебного материала цели, типу, структуре урока и их влияние на его результативность
Формы и методы обучения 1. Соответствие форм и методов цели и содержанию урока учебного материала (Бабанский) 2. Наличие взаимной связи между содержанием формами и методами обучения на всех этапах учебного занятия 3. Влияние этих связей на результативность каждого этапа и урока в целом
Результативность урока 1. Уровень достижения задач каждого этапа и урока и целей всего урока 2. Успехи учащихся (уровень их обученности по теме урока) – тест 5 минут, беседа. Фактические данные, срезовая работа, выборочная проверка тетрадей учащихся 3. Основные затруднения, встретившиеся учащимися при усвоении учебного материала и пути их преодоления на последующих занятиях

Для заметок

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Москва

Г

Современные требования к уроку.

Методические рекомендации учителю. М.: 1999

Составители:

Москаленко М.Е. – учитель технологии школы № 376 Восточного округа

Алямовская И.А. – методист технологии НМЦ ВОУ МРО

В сборнике использовались:

1. Материалы разработанные коллективом школы № 376, под руководством заместителя директора по научно – методической работе Катасоновой Т.И.

2. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока» -М.: Приложение к журналу «Завуч». ОЦ «Педагогический поиск», 2000 г.

ISBN 5-8147-0024-6

Тираж 2000 экз

«Новая школа», 2001

Не только знать, но и уметь!

Для того, чтобы организовать учебную деятельность рационально, педагог должен уметь:

1. Ясно определить и поставить перед учащимися цели и задачи их деятельности на уроке.

2. Правильно выбрать время, методы, технику для осуществления поставленных задач, рационально их использовать.

3. Составить продуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый этап урока точно рассчитать во времени. Хорошо, инструктировать учащихся, учить их умению учиться. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

4. Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их укладываться с выполнением работ в заданное время.

5. Систематически осуществлять учет работы и контроль над работой учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по всем предметам.

6. Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их использовать.

ОБЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГУМАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Современные требования к уроку связаны с переориентацией общих целей школьного обучения с предметно-дисциплинарных на развитие каждого школьника в соответствии с его потребностями, возможностями, интересами. Учебное содержание рассматривается как основное средство этого развития в условиях продуктивного и творческого взаимодействия.

Основные требования к уроку:

1. Учитель обеспечивает мотивацию деятельности учащихся на каждом этапе усвоения знаний: перспективная мотиваци

Наши рекомендации