Исторические предпосылки возникновения педагогической науки. Объект, предмет, функции педагогики.
Основные категории педагогики, их характеристика.
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, обучение, образование, формирование.
Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека, а также процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Формирование — это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.
Уровни методологии педагогики.
Выделяют 4 уровня методологии педагогики: *философский, *общенаучный, *конкретнонаучный, *технологический.
Конкретнонаучный уровень методологии педагогики.
Этот уровень методологии представляет собой систему методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для педагогики и применяемых только в этой отрасли научного знания.
Этот уровень объединяет в себе множество подходов, например :
-культурологический подход, основанный на понимании содержания образования как культурного опыта человечества, а воспитания – как неотъемлемой части культуры;
-аксиологический подход, рассматривающий образование и воспитание как процессы, направленные на присвоение системы ценностей;
-средовый подход, в основе которого лежит понимание образования системы условий, необходимых для становления человека;
-личностный подход, который учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют на человека опосредованно, преломляясь через его личностный опыт. При этом предполагается, что образование – это активность самой личности, и её необходимо стимулировать.
-и другие.
Множественность подходов необходима для получения достоверного педагогического знания, для выявления наиболее значимых педагогических проблем, для моделирования многообразных педагогических явлений и процессов, для проектирования воспитательных систем и регулирования на научной основе образовательной деятельности.
Технологический уровень методологии педагогики.
Это уровень конкретных методов исследования. Он включает набор процедур и методик, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Образование как ценность, система, процесс и результат.
Образование как ценность – рассматривают в интересах личности и в интересах государства;
Как система образования – совокупность госуд. и негосуд. учреждений образования, обеспечивающих население страны образовательными услугами. Основные элементы образования как макросистемы имеют гос. статус от системы дошкольного до системы послевузовского дополнительного образования. О. как система включает ведущих субъектов – учителя и учащиеся, цели, содержание, организацию, контроль (результаты).
Как процесс (процесс обучения и воспитания) – указывает на непрерывный процесс – образование в течение всей жизни. О. как процесс отражает этапы и специфику обр. сис-мы, ее изменение и динамику. Как образовательный процесс – имеет следующие этапы: 1)мотивационный; 2) организ.- деятельностный; 3) рефлексивный; как процесс имеет следующие свойства: двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность всего процесса на разностороннее развитие и саморазвитие личности (развитие – это процесс и результат колич. и качеств. изменений разл. сторон Л, ее взросление); единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех сторон процесса; взаимосвязь элементов процесса.
Как результат – достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений.
7. Система образования РБ, ее нормативно-правовое обеспечение.
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссиии других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения. Основные ступени образования: дошкольное (ясли,детские сады) ; общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет; общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы) ; высшее профессиональное (высшиеколледжи,институты,университеты,академии).
В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся. После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в: колледжах;лицеях;гимназиях; профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку . Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании. В Белоруссии имеется более 40 государственных и несколько негосударственных вузов. Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным. Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)". 13 января 2011 года Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании. Кодекс об образовании основывается на действующихзаконах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений. При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений. Закреплена сложившаяся на практике система образования. Согласно Кодексу, образование подразделяется на основное образование (включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования), дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых), специальное образование. Документом определены субъекты образовательных отношений, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности (в том числе названы образовательные области, где они могут осуществлять такую деятельность), установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений. Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года (с нового учебного года) и позволяет завершить процесс кодификации законодательства об образовании, обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений.
8. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности.
Важнейшей характеристикой личности ХХI века выступает ее компетентность и профессионализм. Эти качества обеспечивают востребованность и конкурентоспособность личности обществе. Термином «компетентность» обозначают не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, принимать ответственные решения, но и потребность, способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни. Понятие «непрерывное образование» в мировой педагогике имеет несколько значений: «образование через всю жизнь», «образование взрослых», «продолжающееся образование», «возобновляемое образование» и другие. Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:
- как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;
- как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов: от дошкольных до учреждений последипломного образования (см. схему 4);
- как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
В личностном смысле непрерывное образование - это способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни. Непрерывное образование осуществляется в процессе специально организованного обучения в учреждениях образования и в ходе самообразования. Самообразование - получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.
Схема 4
Выделяют (М Князева, В. Д. Диденко) следующие функции самообразования:
- экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
- ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;
- компенсаторная - преодоление недостатков, «белых» пятен в полученном (школьном, вузовском и т. д.) образовании;
- саморазвития - развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей;
- методологическая - формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия педагога и т. п.;
- постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям.
- коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами;
- развитие творческого потенциала личности;
- психотерапевтическая - сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия;
- омолаживания --- преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте;
- геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и т. д.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.
9, 10. Понятие цели в образовании. Исторический характер и социальная обусловленность целей воспитания и образования в обществе. Трактовка целей образования в важнейших директивных документах
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической системы, одним из главных звеньев педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. С точки зрения психофизиологии, цель - это модель потребного будущего, закодированная в мозге человека, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Согласно кибернетике, цель - такая характеристика процесса, на основе которой осуществляется обратная связь. Система работает, сравнивая реальные результаты с запланированными целями. В педагогической системе цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать. Она определяет требования к педагогическому процессу и служит эталоном для оценки результатов.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного научно обоснованного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическим, политическими и другими обстоятельствами и знаниями. В философско-педагогической литературе по детерминизму целей образования и воспитания есть три позиции. Цели воспитания определяются согласно религиозным представлениям о смысле жизни и назначении человека, даны церковным учением, носят абсолютный характер. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями человека, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню развития общества во всех его аспектах, социально-экономическом, техническом, культурном. Система образования выполняет как бы социальный заказ на «производство» определенного человека.
По Кодексу РБ цель образования - усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
Требования к современному уроку.
- Дидактические: четкое формулирование цели, образовательных, развивающих и воспитательных задач; определение оптимального содержания в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; сочетание различных форм работы учащихся на уроке; реализация всех дидактических принципов; создание «ситуации успеха» для учащихся на уроке; оказание различных видов помощи учащимся (составление правил для учащихся, указания по ведению записей, введение алгоритмов – показ образцов, объяснение хода выполнения задания, наводящие вопросы, указание причинно-следственных связей, расчленение сложного задания на составляющие части, предупреждение наиболее типичных ошибок, дифференциация заданий, самой помощи); такт и мастерство учителя.
- Психологические:проектирование развития учащихся в пределах конкретного урока; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход; опора на психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков; создание мотивации учения; развитие познавательного интереса, самостоятельности и активности учащихся в решении учебных задач; развитие творческого мышления; благоприятный психологический климат на уроке; и др.
- Гигиенические:температурный, световой, воздушный режим; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности учащихся; соблюдение правильной рабочей позы учащихся и др.
Виды обучения.
Смотри вопрос №21
Исторические предпосылки возникновения педагогической науки. Объект, предмет, функции педагогики.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса: – цели обучения (для чего учить); – содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
Функции педагогической науки:
- Общетеоретическая – теоретический анализ закономерностей педагогического процесса, обоснование методологии, условий, при которых пед. процесс успешно протекает, обобщение и систематизация научных выводов.
- Прогностическая – предвидение и прогноз развития пед. процесса, подготовка рекомендаций по решению проблем в перспективе.
- Практическая (преобразовательная, прикладная) – при решении теоретических проблем развиваются новые способы, методы, свойства, формы, системы, управление образовательными системами, педагогические и информационные технологии.