Семейная педагогика: проблемы и решения

21.1В книге для будущих родителей и всех, кого интересуют вопросы воспитания детей, С. Л. Соловейчик так размышляет о целях воспитания и направленности на их реализацию.

«Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы, незаметно для себя, стараемся подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный образ. Что бы ни сделал, что бы ни сказал малыш, мы автоматически сличаем его поступок и слово с образом Ребенка в голове, и, если сходится — то мы хвалим сына, если расходится — осуждаем… И первое ­разочарование нас ожидает, когда оказывается, что несмотря на все наши старания и усилия, живой мальчик никак не хочет отвечать образу Идеального Ребенка, нисколько на него не похож… Понять причину, происхождение, природу этого величайшего из разочарований, какое только может постигнуть человека, очень важно…

Ребенок в наших глазах — это лежащее будущее, потом судящее, ползающее, ходящее, бегающее и прыгающее. Но поскольку у него две жизни, детская и взрослая, то и образ его в нашей голове двоится. У нас есть образ Идеального Ребенка, но и есть образ Идеального человека, мужчины или женщины.

Но два образа Ребенка и Человека, довольно часто расходятся в одной и той же родительской голове. В этом истинная причина наших разочарований. Образ Человека мы конструируем для взрослой жизни, в нем главное — самостоятельность. А образ Ребенка нам нужен такой, чтобы легче было справиться с трудной работой воспитания, в нем главное — несамостоятельность, потому что своевольным ребенком сложнее управлять. Образ Человека — для одной цели (жить!), а образ Ребенка — для другой (воспитывать)!..»

Автор раскрывает некоторые «прописные истины», незнание которых обрекает воспитателя (родителя) на неудачу. Вот некоторые из них.

«Суть воспитания во всех странах и во всех семьях одна: обучение миролюбию и совестливости, обучение средствам достигать цели, не посягая на человека…

Чтобы отношение к ребенку воспитывало, оно должно быть богатым и сложным чувством…

Риск! Жизнь есть риск, и воспитание — тоже риск. Не рискуя, не проживешь, не воспитаешь человека. Воспитание — работа без гарантированного результата, и чем больше мы будем требовать гарантий успеха, тем хуже будет результат…

Во внутреннем мире человека нет никакого «материала» в нем лишь то, во что человек верит. Верит он, что в мире есть красота и честность, — это есть в его внутреннем мире. Не верит — совсем другой мир в нем. Вера — своего рода материал, из которого выстроен внутренний мир. Надежда — его план, маршрут его движения. Нет веры — желания не рождаются, нет надежды — желания угасают…

Дух не может взрасти изнутри человека, он живет вне его, в обществе, в человечестве. Ребенку дух должен быть передан, должен снизойти на него… Ребенок должен быть осенен духом. Наделен духовностью. Воспитан как духовное существо. Поэтому-то люди и нуждаются в воспитании. Но воспитание — не превращение ребенка в копию отца или матери, а передача ему человеческого духа, человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту…

Совестливость не приобретается за один вечер или за сто вечеров в беседах с родителями или учителями, совесть обостряется в поступках и проступках ценой падения и преодоления, она дается нам дорогой ценой. Никто не приобрел чуткую совесть беззаботно, без страданий и мучений: безмятежной совести на свете нет…

Дети на ошибках не учатся, дети учатся не на ошибках, а на своих успехах, достижениях. Дети развиваются прибавлением положительного, а не вычитанием отрицательного. Знака «минус» в педагогической арифметике нет, в ней только «плюс», «умножить», да еще «разделить» — разделить с детьми их тревоги и трудности…

…Криком кричу, душой изнываю, ненавижу свой ум за бессилие, свой труд — за слабость, но все-таки, ну давайте же сдвинемся с места, давайте же задумаемся, что же мы делаем не так, давайте признаем, что привычное воспитание далеко не всегда срабатывает, давайте искать, искать, искать надежные пути, давайте воспитывать душу человеческую и дух. Ну нельзя же, чтобы девушка-медалистка убивала свою подругу за платье!»

[Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: Дет. Лит., 1987. С. 12, 13, 99-100, 131, 182, 230, 270-271.]

1. Внимательно прочитайте еще раз каждое суждение автора, отделив одно от другого. С какими мыслями Вы безусловно согласны? Какие — принять не можете? Почему?

2. Какие положения автора можно было бы вынести на обсуждение в аудитории родителей, поскольку они, по-вашему, вызовут неоднозначную реакцию? Какие вызвали у Вас «педагогические раздумья»?

3. Почему своими мыслями автор делится с будущими родителями?

21.2 Рассматривая вопрос о недостатках детского характера и связанного с этим неумением взрослых помочь их преодолению, В. П. Кащенко приводит пример с племянником Бетховена. Он пишет: «Любовь к племяннику была, может быть, «…единственной слабостью, от которой он не мог отделаться, которую не мог преодолеть и отдалить от храма своего искусства, как это сделал со всеми другими страстями. Он имел вполне здравые взгляды на воспитание, но не хватало сил осуществлять свои мероприятия по отношению к племяннику. Ласковая просьба Карла, обиженно-плаксивая мина расстраивали все планы Бетховена. Самая рассудительная, самая снисходительная мать не могла быть более беспомощной, чем строгий, страстный Бетховен по отношению к своему Карлу. И племянник, инстинктом ребенка, желающего добиться своего, угадывает слабость дяди и старается ее использовать. Когда не оказывает должного действия ласковая вкрадчивость, должны помочь угрозы. Бетховен прекрасно осознает свое бессилие. Он старается заменить недостающую энергию упрашиваниями и упреками, в которых, впрочем, спустя мгновение, извиняется… Жалобы дяди наводят на него скуку и только неприятно поражают его, как стеснительный каприз старого, назойливого глупца. В ответ на свои увещевания Бетховен получает недвусмысленные доказательства равнодушия племянника. И все-таки он не может его покинуть: любовь заставляет его терпеть и с героическим усилием каждый раз снова начинать борьбу».

[Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. С. 34-35.]

1. Проанализируйте ситуацию. Чем, по-вашему, можно объяснить разочарование воспитателя-Бетховена в своем воспитаннике? Можно ли говорить о взаимном непонимании Бетховена и Карла?

2. Если бы подобный случай произошел между Вашим учеником и его воспитателем, как Вы вели бы себя в отношении каждого?

3. Смоделируйте ситуации доверительного разговора:

· с учеником (подростком, старшеклассником);

· с родителем (воспитателем);

· с обоими вместе.

22. Преподаватель. Профессионализм. Творчество. Мастерство.22.1 Сотрудничество с каждым обучаемым в условиях массового обучения, когда учитель организует взаимодействие с достаточно большой группой учащихся (класс) возможно при условии, если он (учитель) опирается на принципы гуманистической психологии:

· принцип открытости. Я, учитель, должен вести себя с учениками не просто как учитель, а как человек;

· принцип внутренней веры в ученика, в способности и возможности каждого;

· принцип эмпатического понимания, умения видеть поведение ученика с его точки зрения, его глазами.

· Роберт Бернс дополняет их, считая, что учитель должен:

· помогать ученикам формулировать цели и задачи, стоящие перед группой и перед каждым;

· исходить из того, что у школьников есть своя внутренняя мотивация к учению;

· быть для учеников источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, причем выступать в такой роли для каждого;

· развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, быть активным участником группового взаимодействия.

(Лещинский В. М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. М.: Просвещение, 1995. С. 168-169.)

1. Опираясь на сформулированные выше принципы опишите:

· внешний образ учителя, действующего в соответствии с ними;

· характер его деятельности при организации учебного процесса на уроках по вашему предмету;

· его взаимоотношения с разными категориями учащихся на разных этапах урока

2. Предложите свои варианты формулировок замечаний в адрес учащихся:

· при явном нарушении внешнего порядка;

· при затруднении ученика в выполнении тех или иных работ;

· при возникновении конфликтных ситуаций между учащимися на уроке;

· при заметном общем снижении внимания, интереса класса к содержанию урока.

3.3.УЧЕБНО-_МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.3.2.СЕМИНАРЫ

Семинарское занятие 1.

Тема: Особенности процесса обучения в различных парадигмах педагогического знания. Три типа педагогики.

Цели:

1. Ознакомиться с порядком и организацией семинарских и практических занятий по курсу, с требованиями по подготовке к занятиям, с формами отчетности.

2. Рассмотреть идеи, лежащие в основе различных парадигм педагогического знания (педагогика формирования, педагогика развития ради развития, педагогика сотворчества). Выявить в каждой из парадигм особенности процесса обучения.

3. Выявить свои потребности, пристрастия и оценить собственные возможности при организации будущей педагогической деятельности в соответствии со своими идеалами.

Вопросы для обсуждения статьи Г.С.Батищева «Три типа педагогики»:

1.Почему известный в своих научных кругах философ обращается к педагогической проблематике?

2.Как могли отреагировать на появление статьи философа читатели «Учительской газеты», массового издания, предназначенного в основном для практических работников государственной системы образования и родителей?

3.Чувствуем ли мы позицию автора статьи? Согласны ли Вы с этой позицией?

Задание 1

Каждое из следующих высказываний занесите в одну из колонок:

Педагогика формирования Педагогика развития ради развития Педагогика сотворчества
     

1. Цели обучения задаются учителем.

2. Главная цель обучения передача знаний детям.

3. Воспитание должно быть направлено на самоформирование.

4. Цель обучения в духовном обмене знаниями.

5. Каждый ребенок – это индивидуальность.

6. Ребенок – это чистый лист, на котором должен быть напечатан социально заданный текст.

7. Ученик – партнер в общем деле.

8. Ученик должен подражать учителю и следовать указанным образцам.

9. Стимулирование активности учащихся.

10. Актуализация личного опыта ребенка.

11. Учитель требует, указывает, контролирует.

12. Учитель присутствует, но он в стороне (фасилитатор — стимулирует другого).

13. Учитель партнер и помощник.

Задание 2(выполняется на семинаре)

Опишите или проиграйте ситуацию: проведена контрольная работа, учителю необходимо объявить ее результаты. Каждая группа представляет свое решение в контексте определенной парадигмы. Две другие фиксируют те идеи, которые удалось отразить в инсценировке ситуации, и те принципы, которые были нарушены.

Семинарское занятие 2.

Тема:Содержание образования: теория и практика.

Цель:Познакомиться с основными направлениями исследования проблемы построения содержания образования и нормативными документами, определяющими характер образования в средней школе.

Вопросы - задания:

А. Проблемы содержания образования в современной педагогике: теории формирования содержания образования.

Сравните взгляды теоретиков формального образования, материального образования, прагматизма, педоцентризма и др. на задачи и содержание образования.

Охарактеризуйте основные положения системно-культурологического подхода к построению содержания образования. Выполняя задание, раскройте смысл таких понятий как «знания», «умения», «навыки», «опыт деятельности», «опыт ценностного отношения»; рассмотрите их определения, виды; приведите свои примеры при описании каждого из элементов в структуре содержания образования.

Литература

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1984 (или любые другие учебные пособия по теории обучения (см. в материалах лекций))

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 59-74.

В. Нормативные документы, отражающие современное содержание образования в школе

Вопросы и задания:

1.Раскройте содержание каждого из терминов: базисный учебный план (БУП), федеральный, региональный и школьный компоненты БУП, инвариантная и вариативная части БУП, учебный план школы, обязательный минимум содержания образования, учебная программа.

2.Внимательно изучите каждый из документов: концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.); Федеральный базисный учебный план (БУП) и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; стандарт среднего (полного) общего образования по математике (2004 г.).

Выберите одно из следующих заданий, по результатам его выполнения подготовьте выступление на 7-10 мин.:

1) Выделите основные положения Концепции профильного обучения (цели, основания для введения, возможные модели профильного обучения, сущность предпрофильной подготовки и т.д.), составьте 2-3 вопроса по теме на понимание.

2) Изучите БУП 1998 г. и новый БУП. Выявите линии преемственности и различия, дайте свои комментарии. Раскройте содержание терминов «базовые», «профильные» и «элективные» учебные предметы.

3) Охарактеризуйте роль и место биологии и химии в БУП 1998 г., в новом БУП, в примерных учебных планах разных профилей.

4) Сравните стандарты по биологии, химии (утвержденные в 2004г. и действующие прежде) по структуре и по содержанию, дайте свои комментарии.

Литература

1. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и Российское образование в эпоху перемен. М., 1994

2. Документы см. в специальной папке в кабинете педагогики

Семинарское занятие 3.

Тема:Методы и приемы обучения

Цели:

1. Актуализировать знания о сущности методов обучения и их основных классификациях.

2. Определить свое отношение к разным типам методов и целесообразности их использования на уроке и в курсе преподаваемой дисциплины.

Вопросы - задания:

1. Охарактеризуйте различные классификации методов обучения, укажите основание каждой из них, приведите примеры.

2. Проанализируйте одну из ситуаций школьного урока, который Вы посетили, по плану: какой(ие) метод(ы) обучения был(и) реализован(ы) в данной ситуации? К какой группе методов его(их) можно отнести и по каким основаниям? Какие конкретные приемы были использованы учителем? Оцените эффективность использования данного(х) метода(ов).

3. Сформулируйте свои предположения о содержании следующих специальных методов развивающего обучения: «метод трудной цели», «метод выбора», «метод коллективной творческой деятельности». Проиллюстрируйте примерами из школьных уроков, которые Вы посетили, и семинарских занятий по курсу.

Литература:

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1984

2. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976

3. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1985.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2000

Семинарское занятие 4.

Тема:Теория и практика учебной деятельности.

Цели:

1. Актуализировать знания о структуре учебной деятельности через конструирование учебных ситуаций, способствующих развитию каждого компонента учебной деятельности.

2. Определить для себя особенности позиций:

· ученика (студента) – субъекта учебной деятельности;

· учителя – субъекта педагогической деятельности.

Вопросы-задания:

Проведите классификацию Ваших затруднений при подготовке к семинарам и экзаменам по математическим дисциплинам, по педагогике и другим гуманитарным дисциплинам. К каким группам затруднений в Вашей классификации можно отнести следующие высказывания:

«Мне трудно выполнять задания, в которых нужно выразить свое согласие или несогласие, свою точку зрения и т.п. Такие задания мне не нравятся…»

«У меня затруднения возникают при работе с разными литературными источниками. Кажется, что разные авторы говорят каждый о своем…»

«Я готовлюсь всегда ко всем семинарам, но часто оказывается, что сделала совсем не то, совсем не там прочитала…»

1. Структура учебной деятельности. Охарактеризуйте содержание компонентов учебной деятельности: мотивационного, операционного и аналитического.

2. Придумайте или найдите в литературе учебные ситуации, создающие условия для развития и диагностики на уроке различных компонентов учебной деятельности.

3. Учитель как субъект педагогической деятельности. В чем заключается особенность педагогической деятельности учителя, ориентирующегося на развитие ученика как субъекта учебной деятельности?

Литература:

Основная

1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М., 1998

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. Ч. IV, гл. 1

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 11-18, 172-174

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. С. 15-44, 54-75

Дополнительная

1. Анкета для учащихся на выявление сформированности учебной деятельности// Журнал практического психолога, № 4, 1998. С. 40-42

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. М.,1989

3. Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность... Среда... Развитие. Киров,1998

4. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М., 1990

5. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993

Семинарское занятие 5.

Тема: Урок в вопросах и ответах

Задание: составьте 2 вопроса по теме «Урок как форма организации обучения в школе. Система подготовки учителя к уроку», которые интересны Вам и могут стать предметом обсуждения в группе на занятии.

Найдите ответы на них в психолого-педагогической литературе, рассмотрите подходы разных авторов, соотнесите их с собственной точкой зрения, проиллюстрируйте примерами с тех школьных уроков, которые Вы посетили.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М., 1987. С. 42-96.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

3. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя. М.: Знание, 1974.

4. Векслер С.И. Современные требования к уроку. М., 1985.

5. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987. С. 48-74.

6. Древс У., Фурманн Э. Организация урока (в вопросах и ответах ). М., 1984.

7. Зотов Ю.Г. Организация современного урока. М., 1984. С. 107-120.

8. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.,1986. С. 158-174.

9. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1986.

10. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975

11. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

Семинарское занятие 6.

Тема:Урок: проектирование, организация и анализ

Форма проведения:Деловая игра

Цель:Расширение своего представления о будущей профессиональной деятельности в ее динамике. Приобретение и обмен опытом моделирования, организации, проведения и анализа урока.

I этап(организационно-подготовительный).

Студенты разбиваются на три группы, условно называемые: «учителя», «эксперты», «ученики».

«Учителя» конструируют урок биологии или химии на 30 минут (класс и тему выбирают сами по желанию). «Эксперты» разрабатывают, используя литературные источники, схему анализа хода и результатов урока и представляют ее в письменной форме. «Ученики» составляют конспект своего урока.

«Учителя» и «ученики» представляют конспект урока в письменном виде в следующей форме:

Этап урока, его задачи Учебное содержание Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
         

II этап.«Учителя» и «ученики» участвуют в проведении урока, «эксперты» наблюдают за их деятельностью на уроке, по окончании проводят его психолого-педагогический анализ.

III этап.Заключительная дискуссия, направленная на рефлексию участниками своей деятельности на семинаре, оценку степени удовлетворенности выбранной ролью.

Литература

Для «учителей» и «учеников»

1. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя. М.: Знание, 1974

2. Древс У., Фурманн Э. Организация урока (в вопросах и ответах). М., 1984

3. Епишева О.Б., Крупин В.И. Учить школьников учиться математике. М., 1990

4. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975

5. Махмутов М.,И, Современный урок. М., 1985

6. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! М., 1988

Для «экспертов»

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. С. 373 – 396

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993;

Семинарское занятие 7

Тема: Содержание, формы и методы воспитательной работы в общеобразовательной школе

Творческое название семинара: Что такое КТД?

Форма проведения — деловая игра на базе школы

1. Центральным звеном этой методики является коллективная творческая деятельность. «Все творчески! Иначе — зачем?» Прежде чем провести деловую игру надо еще раз уточнить для себя суть методики ее проведения. Ответим на следующие вопросы:

· Что такое КТД?

· Чем отличается КТД от традиционных воспитательных мероприятий в классе и школе?

· Как планируется, организуется коллективное творческое дело?

2. Инструктаж участников игры, описание основных правил.

3. Знакомство с методом брейнсторминга («мозгового штурма») и создание банка идей по заданной проблеме. Например, сформулировать одно-два предложения по проведению предметной (тематической) недели в школе…, в программу классного вечера, в программу театрализованного исторического вечера…

4. В микрогруппах по 4-5 человек проработать одно из дел, предложенных участниками «мозгового штурма». Например: продумать оформление аудитории, форму приглашения, текст афиши (формы анонсирования), начало вечера, конкурсы… По желанию участников каждая микрогруппа может выступать в роли совета дела, актеров театра, парламентской группы и т.д. В этом случае характер выбранных ролей определит и специфику игры.

5. Обсуждение творческих отчетов групп о проработке замысла предлагаемого дела. Создание проекта будущего КТД.

6. Выбор совета дела, создание творческих групп, обеспечивающих его подготовку и проведение.

7. Проведение КТД в школе в сотрудничестве с учителями и учащимися: уточнение замысла, проработка деталей и т. д.

8. Подведение итогов с участием всех, кто был занят на в подготовке и проведении КТД от момента возникновения замысла до его практической реализации.

Литература

1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.

4. Каникулы: игра, воспитание / Под ред. О. С. Газмана. М.: Просвещение, 1988.

5.Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Семинарское занятие 8

ТемаСемья в системе воспитания и социализации личности.Проблемы семейной педагогики.

Цели:

  1. Актуализировать знания о проблеме семейного воспитания на современном этапе развития общества и педагогики.
  2. Определить позицию по отношению функций семь и школы в воспитании ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Проблемы современных семей и пути их решения.

Особенности семейного воспитания.

Организация жизни ребенка в семье на разных этапах его развития.

Принципы и условия эффективного взаимодействия учителей и родителей.

Специфика работы с семьей классного руководителя.

Литература:

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,1999.

Макаренко А.С. Книга для родителей (любое издание).

Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.

Леви В. Новый несдандартный ребенок М.,2007.

Задание по выбору студентов.

Просмотрите подборку журнала «Классный руководитель» за последние годы. Познакомьтесь с материалами, посвященными взаимодействию семь и школы в воспитании учащихся. Расскажите на семинаре о понравившемся опыте.

Семинарское занятие 9.

Тема: Учитель: профессионализм, мастерство и творчество

Цель:

1. Актуализировать знания о специфике труда учителя.

2. Определить свою позицию по отношению к содержанию и сущности понятий «профессионализм», «мастерство». «творчество» учителя.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое стандарт и творчество в педагогической деятельности?

2. Назовите педагогические способности и дйте им характеристику.

3. Как вы понимаете, что такое культура профессионального самообразования учителя и каковы пути ее формирования.

Литература:

Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.1987.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

Маркова Психология труда учителя. М.,19093.

Соловейчик Вечная радость .М.,1986.

3.3.3.СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИИ

Акмеология – новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Предметом акмеологии являются поиски следующих закономерностей: саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование, самореализация и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции, самоорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, и особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности. Акмеологая исследует целостного человека как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной (в том числе преподавательской) и управленческой деятельности [29, с.8-9].

Аксиология – философское учение о ценностях; аксиологический – имеющий ценностное значение [18, с.75].

Аксиология педагогическая – раздел педагогического знания, где воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность рассматриваются как ценности человеческой жизни. Осмысленные ценности, реализуемые через существующие в настоящее время системы образования, проявляются в разработке программ модернизации этих систем [18, с.75].

Активность познания – следует понимать как проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объектам его познания, связанного с переменами в его сознании... активность познания – учения предполагает наличие таких моментов, как избирательность подхода к объектам познания (человек выбирает то, что ему нужно в данный момент); постановка перед собою после выбора объекта цели, задачи, которую надо решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы [4, с.31-32].

Активность сигнально-ориентировочная – специфический признак самоорганизующейся системы, который выражается в «таких пока не формализуемых факторах творчества, как проблемная ситуация, целеполагание, воображение, поиски и генерация догадок и гипотез, предметная интерпретация формальных выражений, симультанные (свернутые) восприятия и оценки сложной обстановки. Эта активная поисковая сторона мышления – основная в творческом процессе; она является главным предметом творческое исследований в психологии творчества как важнейшего раздела психологии» [44, с.109].

Антропология – научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека в филогенезе и в зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела: антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека и этническую антропологию (расоведение) [57, с.369].

Антропология педагогическая – комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и пр.). Она стремится, выработать целостное представление о человеке как продукте высокоспецифичного межличностного взаимодействия и определить границы педагогического воздействия [57, с.369].

Антропология философская – учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании [57, с.369].

Базисный учебный план общеобразовательной школы – основной нормативный документ, регламентирующий организацию и содержание образовательного процесса и являющийся составной частью государственного стандарта в области образования. Базисный учебный план включает в себя инвариантную и вариативную части, позволяя в рамках государственного стандарта формировать школам свои учебные планы, создавать учащимся широкие возможности для проявления их индивидуальных качеств, расширить диапазон выбора углубленных предметов [25, с.37].

Базовая культура личности – есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее – оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Приоритетные направления базовой культуры, составляющие основу содержания воспитания – это культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная, физическая культура; культура общения и культура семейных отношений [15, с.227-228].

Базовое содержание общего образования – содержание, которое значимо для любой профессиональной деятельности и вместе с тем необходимо в качестве первоначального условия для приобретения и реализации любой профессии. ...оно представляет собой систематизированную совокупность минимума содержания образования, усвоение которого обеспечивает возможность для обучаемого в необходимой мере адаптироваться к окружающей его природной и социальной среде, а также готовность: к выполнению основных, общих для всех граждан социальных функций; к доступным уровням и формам непрерывного образования с целью ориентации в новых условиях; к инициативному самопроявлению и самореализации личности. Базовое содержание образования – необходимое и достаточное содержание, усвоение которого является предпосылкой выполнения субъектом основных и общих для всех граждан социальных функций и продолжения непрерывного образования в разных его формах [33, с.15-16].

Воспитание гуманистическое личностно ориентированное – это педагогически управляемый процесс культурной идентификация, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Педагогическое управление развитием ребенка осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития [11, с.34].

Воспитатель – это, во-первых, профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника); во-вторых, это то лицо, которое является носителем этой роли... К сфере профессиональной компетентности воспитателя: 1) способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников; 2) овладение определенными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства; 3) развитие педагогической рефлексии [50, с. 19].

Воспитательная система школы – это комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, влияний освоенной школой среды. В рамках такой системы живет, растет и развивается школьник [14, с.76].

Готовность человека к полноценному межличностному общению – это сложнейший многокомпонентный процесс, который предполагает одновременное развитие психики человека по нескольким взаимосвязанным направлениям. Главное в нем – формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, которое предполагает достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность [9, с.81].

Действие – элемент деятельности. В психологической структуре действия вычленяют элементы: цель – мотив – способ – результат. В зависимости от доминирующих способов психических актов различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнемические. Последние два объединяют термином «умственные действия» [12, с.237].

Деятельность – фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании мира и себя в этом мире [57, с.369].

Диагноз – дифференцированное знание о единичном, отнесение отдельного к определенному классу, группе. Диагноз возможен, если существует достаточно полный перечень групп, типов, классов; он ставится на основе информации о состоянии отдельных параметров системы, при этом окончательное решение о диагнозе принимает человек [8, с. 10].

Диагностика педагогическая – это область педагогического знания, которая занимается конструированием современного надежного инструментария для фиксации состояний, существенных признаков педагогических процессов и явлений, обеспечивающих принятие актуальных педагогических решений [23, с.7].

Диалог – это в соответствии с личностной парадигмой образования метод обучения (учебный диалог) и сущностная характеристика личностно ориентированной технологии обучения... Диалог не только средство, но и самоцель обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и

Наши рекомендации