Девиация как педагогическая проблема.
Предпосылки девиаций детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Особенности педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
Раздел 4. Управление образовательными системами.
Тема 22Управление образовательными системами как отрасль научного знания и практики
Предмет, задачи, функции управления педагогическими системами. Понятие педагогического менеджмента. Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательными учреждениями. Закон РФ «Об образовании»Лицензирование и аккредитация школы. Устав школы. Методы управления образовательным учрежддением. Органы руководства образованием на различных уровнях. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением на современном этапе развития образования.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса дисциплины «Педагогика»( дневная форма обучения)
№№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (общая трудо- емкость) | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||
лекции | семинары, практич. занятия | лабора- торные работы | ||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | ||||||
Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом | ||||||
Предметная область педагогики в системе современного человековедения | ||||||
Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания | ||||||
Человек как предмет воспитания | ||||||
Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности | ||||||
Личностно-ориентированное образование | ||||||
Педагогика сотрудничества | ||||||
Методология и методы педагогического исследования | ||||||
Учитель как исследователь | ||||||
Педагогический процесс и его структура | ||||||
Раздел 2. Основы дидактики | ||||||
Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие | ||||||
Обучение и развитие | ||||||
Сущность процесса обучения | ||||||
Содержание образования и развитие индивидуальности | ||||||
Методы и средства обучения | ||||||
Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике | ||||||
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика | ||||||
Сущность и особенности воспитательного процесса | ||||||
Воспитательные системы: прошлое и настоящее | ||||||
Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности | ||||||
Семья в системе воспитания и социализации личности | ||||||
Девиации как педагогическая проблема | ||||||
Раздел 4.Управление образовательными системами. | ||||||
Управление педагогическими системами как отрасль научного знания и практики. | ||||||
ВСЕГО: |
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса дисциплины «Педагогика» с учетом самостоятельных занятий
№№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (общая трудо- емкость) | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||
лекции | семинары, практич. занятия | лабора- торные работы | ||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | ||||||
Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом | ||||||
Предметная область педагогики в системе современного человековедения | ||||||
Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания | ||||||
Человек как предмет воспитания | ||||||
Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности | ||||||
Личностно-ориентированное образование | ||||||
Педагогика сотрудничества | ||||||
Методология и методы педагогического исследования | ||||||
Учитель как исследователь | ||||||
Педагогический процесс и его структура | ||||||
Раздел 2. Основы дидактики | ||||||
Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие | ||||||
Обучение и развитие | ||||||
Сущность процесса обучения | ||||||
Содержание образования и развитие индивидуальности | ||||||
Методы и средства обучения | ||||||
Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике | ||||||
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика | ||||||
Сущность и особенности воспитательного процесса | ||||||
Воспитательные системы: прошлое и настоящее | ||||||
Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности | ||||||
Семья в системе воспитания и социализации личности | ||||||
Девиации как педагогическая проблема | ||||||
Раздел 1 Управление педагогическими системами как отрасль научного знания и практики. | ||||||
Управление педагогическими системами как отрасль научного знания и практики. | ||||||
ВСЕГО: |
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса дисциплины «Педагогика» ОЗО
№№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (общая трудо- емкость) | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||
лекции | семинары, практич. занятия | лабора- торные работы | ||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | ||||||
Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом | ||||||
Предметная область педагогики в системе современного человековедения | ||||||
Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания | ||||||
Человек как предмет воспитания | ||||||
Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности | ||||||
Личностно-ориентированное образование | ||||||
Педагогика сотрудничества | ||||||
Методология и методы педагогического исследования | ||||||
Учитель как исследователь | ||||||
Педагогический процесс и его структура | ||||||
Раздел 2. Основы дидактики | ||||||
Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие | ||||||
Обучение и развитие | ||||||
Сущность процесса обучения | ||||||
Содержание образования и развитие индивидуальности | ||||||
Методы и средства обучения | ||||||
Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике | ||||||
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика | ||||||
Сущность и особенности воспитательного процесса | ||||||
Воспитательные системы: прошлое и настоящее | ||||||
Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности | ||||||
Семья в системе воспитания и социализации личности | ||||||
Девиации как педагогическая проблема | ||||||
Раздел 4 Управление педагогическими системами как отрасль научного знания и практики. | ||||||
Управление образовательными системами как отрасль научного знания и практики | ||||||
Всего: |
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса дисциплины «Педагогика» (Ускоренное отделение)
№№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (общая трудо- емкость) | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||
лекции | семинары, практич. занятия | лабора- торные работы | ||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | ||||||
Общество и образование в конце ХХ века Система образования в России и за рубежом | ||||||
Предметная область педагогики в системе современного человековедения | ||||||
Педагогика как система научного знания Основные парадигмы педагогического знания | ||||||
Человек как предмет воспитания | ||||||
Ребенок и общество Педагогические аспекты социализации личности | ||||||
Личностно-ориентированное образование | ||||||
Педагогика сотрудничества | ||||||
Методология и методы педагогического исследования | ||||||
Учитель как исследователь | ||||||
Педагогический процесс и его структура | ||||||
Раздел 2. Основы дидактики | ||||||
Основные категории дидактики Дидактические системы и их различие | ||||||
Обучение и развитие | ||||||
Сущность процесса обучения | ||||||
Содержание образования и развитие индивидуальности | ||||||
Методы и средства обучения | ||||||
Педагогические технологии Понятие технологии в педагогике | ||||||
Раздел 3. Воспитательный процесс: теория и практика | ||||||
Сущность и особенности воспитательного процесса | ||||||
Воспитательные системы: прошлое и настоящее | ||||||
Сущность, принципы, модели и методы воспитательной деятельности | ||||||
Семья в системе воспитания и социализации личности | ||||||
Девиации как педагогическая проблема | ||||||
Раздел 4 Управление педагогическими системами как отрасль научного знания и практики. | ||||||
Особенности творчества в педагогической деятельности | ||||||
ВСЕГО: |
IV. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль может производиться непосредственно в специально отведенное на лекциях время в форме проблемных вопросов, письменных ответов на вопросы и индивидуальные творческие задания. В качестве промежуточного контроля студентам предлагается тестовая письменная работа или устный зачет по материалам первого семестра. Итоговый вид контроля – экзамен. По инициативе студента и рекомендации преподавателя возможна защита рефератов, исследовательских или проектных работ.
Тестовые задания для промежуточного контроля
Тестовая работа1 по итогам первого семестра.
1.Предмет педагогики – это
А) разработка методик и технологий процесса обучения
Б) научное знание о воспитании и развитии личности
В) закономерности целостного педагогического процесса обучения, воспитания и развития личности .
2.Соотнесите данные определения и понятия
Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося с целью присвоения знаний, умений и навыков и развития когнитивной сферы ребенка.
Становление личности под влиянием внешних воздействий среды и образования.
Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника с целью присвоения им нравственных норм и ценностей, развития эмоционально-волевой сферы.
(1-воспитание,2 – формирование, 3- обучение).
3.Кто из педагогов прошлого первым сформулировал теоретические основы педагогики как науки?
А)Ж.-Ж.Руссо, б)А.Дистерверг, в)Я.А.Коменский.
4.Какое содержание соответствует каждому из компонентов базовой культуры личности:
Информационная культура – это…
Операционная культура-это..
Мотивационная культура это…
-1.система умений всех видов и уровней(навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы).
-2.социальные установки личности, желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения,
-3 система знаний всех видов и уровней( представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы)
5 Продолжите определение : «.Культура самоопределения как часть базовой культуры личности – это…»
6. Назовите основные компоненты педагогической системы .
7. Вставьте определяемое понятие:
…. …. – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, отражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.
8.Содержания образования в соответствии с теорией М.Н.Скаткина, П.Я.Лернера,В.В.Краевского – это социальный опыт, в который входят:…
9. Продолжите фразу : «Знаниевый (зуновский), социокультурный, культурологический, компетентностный подходы – все это основные концепции развития …..»
10.Найди ошибки:
а) Методы обучения – это совокупность знаний, умений и навыков.
Б)Методы обучения – это словесные, наглядные, технические средства обучения.
В)Методы обучения – это совокупность приемов, способов взаимодействия учителя и ученика с целью формирования знаний, умений и навыков учащихся и развития их личности.
11.Распределите понятия в две группы, определив основание для вашего распределения:
репродуктивный, словесно-наглядный, урок, экскурсия, проблемное изложение, семинар, исследовательский, практическая работа, проектный, лабораторная работа, коллоквиум, тренинг, объяснительно-иллюстративный.
12. Какое из перечисленных ниже положений определяет современный взгляд на развитие личности:
а) наследственность является ведущим фактором развития личности,
б) наследственность, социальная среда и воспитание во взаимодействии обуславливают развитие личности,
в) наследственность социальная среда и воспитание, преломленные через собственную активность личности, влияют на ее развитие.
13. Определите содержание и структуру педагогического профессионализма.
14. Назовите основные тенденции развития современного образования.
Варианты тестовых работ по итогам второго семестра.
Вариант1
1. Из приведенного списка выбрать знакомые понятия и дать предварительные определения: гуманитарное знание, гуманная педагогика, гуманистическая парадигма образования, смысл образования. (До 4 баллов).
2. Дополните словосочетания в кавычках однокоренными словами так, чтобы возникшие значения словосочетаний соответствовали бы определениям в скобках:
- «… процесс» (социально, личностно и педагогически обусловленный процесс овладения жизненным опытом, ценностями и способами поведения);
- «… взаимодействие» (взаимодействие между ребенком и взрослым по поводу передачи, трансформации и созидания форм культурной жизни);
- «педагог – …» (ведущий субъект, осуществляющий вышеуказанный процесс и взаимодействие). (До 2 баллов).
3. В предложенных группах слов выбрать лишнее по смыслу:
- педагогическая культура, педагогическая проблема, педагогическая теория, педагогическая практика, педагогическая технология;
- педагогика, психология, литературоведение, физика, история;
- образовательные цели, средства образования, образовательный процесс, проблемы образования, результаты образования;
- гуманизм, традиционализм, прагматизм, социализм, персонализм. (До 4 баллов).
4. Заполните пропуски в логических рядах:
- индивид (биологическая единица) – субъект (активный участник деятельности) – … (уникальный комплекс психосоциальных особенностей) – личность (субъект собственной жизни, культуры, истории);
- проблемы обучения – цели обучения – средства обучения - … (внешняя организация обучения) – результаты обучения;
- жизненная практика – педагогическая практика – … (объективированное обобщение педагогической практики) – педагогическое мировоззрение. (До 6 баллов).
5. Найдите противоположное по смыслу понятие с учетом сформулированных смысловых оппозиций:
- воспитание (социальный аспект – культурный аспект) – …
- педагогическая теория (частное знание – общее знание) – …
- преподавание (деятельность педагога – деятельность учащегося) – …
- научение (внешне обусловленный процесс – внутренне обусловленный процесс) – …
- педагогический процесс (общая категория – частная категория) – … (До 5 баллов).
6. Сопоставьте приведенные ниже ценностные образы и свойства – доминирующим типам педагогического познания (теоретическое, эмпирическое, обыденное): польза, истина, взаимопонимание, методичность, актуальность, практическая значимость, целесообразность, ситуативность, обобщенность, органичность, метафоричность. (До 3 баллов).
7. В каждой из приведенных ниже групп слов выберите одно, отличающееся от других по смыслу:
- понятие, категория, принцип, метод, проблема;
- данные, результаты, методы, средства исследования, парадигмы;
- цели, задачи, мнения, средства, формы;
- категории, гипотезы, эксперименты, методологические основы, выводы. (До 4 баллов).
8. Сопоставьте проблемам образовательной практики – отрасли современного научно-педагогического знания, в которых они могут решаться:
- отрасли научно-педагогического знания: философия, история и социология образования, теоретическая педагогика, социальная педагогика, педагогические технологии, предметные методики, теории управления педагогическими системами, педагогическая прогностика;
- педагогические проблемы: модели управления развитием образовательных систем, организация социально-педагогической поддержки детей в школе, системная диагностика качества образования школьников, принципы современного научно-педагогического познания, использование «модульного обучения» на уроках истории, ресурсы развития образовательных систем, менеджмент в образовании. (До 4 баллов).
9. Заполните пропуски в предложениях:
- «Педагогический процесс может считаться … (краткое прилагательное), если все его основные компоненты находятся в соответствии с целями и условиями, а также – друг с другом»;
- «… (качественная характеристика) педагогического процесса как системы проявляется в необходимости рассмотрения с самых разных позиций: педагогов, детей, управленцев, ученых и др.»;
- «Даже в однажды высказанном мнении об образовании единичного субъекта мы можем выявить нечто, вполне … (характеристика отношения) некоторым социально-политическим тенденциям. (До 3 баллов).
Вариант 2
1. Что является всеобщим (обязательным) элементом любой теории и практики образования (запишите эти понятия в первый столбец), а что – является единичной особенностью (запишите – во второй столбик): цели обучения, концепция образовательной системы, принципы обучения, проблемные методы, педагогическая диагностика, пятибалльная оценка, содержание обучения (образования), научные факты и концепции, образовательные модули, воспитательные цели. (До 3 баллов).
2. Что является общим для процессов обучения и образования (запишите в первой колонке), а что их различает (запишите во второй колонке): связь с развитием личности, полусубъектный характер взаимодействия, ориентация на личностные структуры, ориентация на развитие практических навыков и свойств, наличие мотивов, наличие академической сферы, возможность эффективной педагогической диагностики. (До 3 баллов).
3. Закончите предложение так, чтобы получилось полное определение:
- Принцип … утверждает необходимость использования карт, схем, транспарантов для облегчения и ускорения процесса усвоения нового материала;
- Принцип … обуславливает саму возможность получения высоких и качественных результатов образования, поскольку в отсутствие … образование теряет всяческий смысл;
- Принцип … предполагает наличие различных возможностей для каждого ученика получать образование в том объеме и такого уровня, которое является для него доступным и востребованным. (До 3 баллов).
4. Произведите упорядочение этапов процесса обучения:
- согласно логике классической концепции усвоения знаний: понимание, закрепление, применение, активизация интереса, обобщение, восприятие;
- согласно логике теории поэтапного формирования умственных действий: внутреннеречевое действие, материализованное действие, ориентировочная основа действия, умственное действие, громкоречевое действие;
- согласно логике социально-прагматического (проблемного) обучения: выдвижение гипотез, оформление результатов и выводов, проблематизация, теоретическая проверка, экспериментальная проверка. (До 3 баллов).
5. Установите точное соответствие между исходными принципами формирования содержания образования и последовательностью основных этапов этого процесса:
Дидактический материализм (энциклопедизм) | Определить основные способы и стратегии умственной и практической деятельности, реконструировать методы и преподать |
Дидактический утилитаризм | Определить основные факты из основных областей знания, объединить их в разделы программы – и преподать |
Дидактический формализм | Определить основные человеческие потребности, выделить наиболее необходимые знания и умения для их удовлетворения, создать на их основе учебные программы |
(2 балла).
6. Организовать перечисленные ниже методы во множества, каждое из которых соответствовало бы одной из возможных классификаций (в первой колонке – классификация методов по используемым средствам обучения, во второй – по месту и роли в учебном процессе, в третьей – по уровню и характеру учебно-познавательной деятельности): наглядные методы, информационно-рецептивные методы, методы педагогической диагностики, методы самостоятельного приобретения знаний, словесные методы, исследовательские методы, игровые методы, методы диалогического обучения, проблемные методы, практические методы, исследовательские методы. (До 4 баллов).
7. Спрогнозируйте, что из перечисленных ниже документов и материалов может и должно быть представлено в «учебном портфеле»: учебник, тетрадь с контрольными работами, контурные карты, атлас, сочинение, отчет об эксперименте, справочник, рецензия на сочинение, рецензия в литературном журнале, сведения о родителях, отзыв родителей, анкета учащегося, самоотчет учащегося. (До 3 баллов).
8. Выберите правильное определение. Вариативность образования – это:
а) возможность выбора образовательного учреждения и программы;
б) возможность выбора вуза для получения высшего образования;
в) возможность выбора друзей и учителей;
г) возможность варьировать формы оценки. (1 балл).
9. Выберите объяснение, наиболее точно отражающее сущность инновационных процессов в образовании:
а) это изменение взаимодействия образования с обществом и властью;
б) это изменение форм педагогической диагностики в образовании;
в) это изменение статуса и содержания деятельности образовательных учреждений;
г) это самостоятельный творческий поиск учителей. (2 балла).
10. Закончите предложения, используя слова, данные в скобках:
а) основным недостатком традиционных педагогических технологий – является … характер усваиваемых знаний (естественный, социальный, книжный, материальный);
б) в основе традиционных педагогических технологий находится … концепция человека (социально-прагматическая, религиозная, функциональная, рационалистическая);
в) традиционные педагогические технологии наиболее эффективны для развития … и … ребенка (понимание, сознание, мышление, память, личность, мотивы, внимание, особенности). (До 3 баллов).
Вариант3
1. Выберите из перечисленного ниже списка целей воспитания те формулировки, которые, на Ваш взгляд, наиболее точно выражают сущность классической концепции воспитания (первая колонка), коллективистского воспитания (вторая колонка), гуманистического воспитания (третья колонка):
- воспитание твердости характера и убеждений, воспитание сознательной дисциплины, создание условий для самореализации, воспитание принципиальности и бдительности, воспитание чувства коллективной ответственности, формирование научного мировоззрения, социально-психологическая адаптация ребенка, воспитание самоотверженности. (До 4 баллов).
2. Сопоставьте основным воспитательным теориям позиции педагогов:
Классическая теория воспитания | Идеалист, прокурор, карьерист, технолог, хозяйственник, психолог, терапевт, творец |
Коллективистская теория воспитания | Товарищ, ведомый, проектировщик, интеллигент, романтик, практик, управленец, производственник |
Теория гуманистического воспитания | Организатор и вдохновитель, менеджер в социальной сфере, критик, просветитель |
(До 3 баллов).
3. Сопоставьте высказываемые идеи (credo) – соответствующим стилям педагогического общения:
Стиль педагогического общения | Высказанная идея |
Авторитарный | 1. «Я хочу видеть в каждом ребенке – человека, причем не только будущего, но уже – живущего» |
Амбивалентный | 2. «Моя задача – быть не над детьми, ни – под детьми, но всегда вместе и рядом» |
Бросающий | 3. «Я вынужден быть жестким и требовательным, потому что я знаю и чувствую больше, потому что я предвижу результаты ложно понятой детской свободы» |
Гуманистический | 4. «Я могу сделать для детей многое, единственное условие – они сами должны захотеть это понять и этому научиться» |
Демократический | 5. «В мире есть много более интересных и важных вещей, чем общение с детьми» |
Либеральный | 6. «Я не хочу доставлять детям неприятности, если они будут так же вести себя в отношении меня» |
(До 3 баллов).
4. Сопоставьте приведенным ниже высказываниям их обусловившие смыслы и ценности. Для формулировки ценностей и смыслов, воспользуйтесь систематикой воспитательных процессов и систем (духовные, культурологические, гражданские, личностные и др.):
- «Я имею право на приобретение своего дома»;
- «Я сознаю свою ответственность перед детьми»;
- «Я хочу добиться своей цели»;
- «У меня нет опыта решения таких сложных проблем»;
- «Я обязан уважать Ваше мнение, хотя я с ним не согласен».
(До 3 баллов).
5. Дайте свои определения таким понятиям, как «национальная идея», «национальное единство», «национальное достоинство», «национальное достояние» и сравните получившиеся формулировки. Какие общие и особенные черты Вы находите?
(До 4 баллов).
6. Закончите определение:
а) «Совокупность образовательных институтов, реализуемых в них образовательных программ и системы управления называется …»;
б) «Часть системы образования, обеспечивающая ее регулярное функционирование, материально-техническое обеспечение и развитие, называется …»;
в) «Система образования вместе с присущими ей внешними социальными связями, отношениями и условиями функционирования и развития, а также социальной инфраструктурой, называется …».
(До 3 баллов).
7. Сопоставьте каждому из приведенных понятий – противоположное по смыслу:
- государственно-общественная система управления – …;
- открытая система управления – …;
- авторитарный стиль руководства – … стиль руководства.
(До 2 баллов).
8. Выберите, что относится к основным направлениям развития образования, согласно документам последних лет («Национальная доктрина образования Российской Федерации, «Федеральная программа развития образования» и др.):
- формирование единой политехнической школы;
- гуманитаризация образования;
- отказ от предметной системы в обучении;
- развитие информационных технологий и компьютерных сетей в образовании;
- повышение роли образования в развитии науки и культуры;
- приватизация государственной системы образования;
- повышение социальной и экономической эффективности образования;
- приоритетное финансирование разработок в области личностно-ориентированного образования.
(До 4 баллов).
9. Какие из нижеприведенных характеристик соответствуют понятию «менеджмент», какие – «руководству»:
а) имеет ресурсную базу;
б) возможно только во взаимоотношениях между людьми;
в) характеризуется субъект-субъектными отношениями в процессе принятия решений;
г) связано с субъект-объектным подходом во взаимоотношениях;
д) направлено на процессы и взаимодействия.
(До 3 баллов).
10. Сопоставьте основные виды управленческой документации реализуемым ею задачам:
Приказ | Определение базовых оснований функционирования образовательной системы |
Распоряжение | Сообщение о принятых вышестоящими органами решениях субъектам более низкого уровня |
Закон | Основной управленческий документ, определяющий временные и субъектные характеристики исполнения определенной нормы |
Информационное письмо | Устный или письменный текст, указывающий исполнителям на предмет и сроки реализации определенных действий |
(До 3 баллов).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. История становления современной педагогики.
2. Личность и деятельность современного педагога.
3. Профессиональное мышление учителя.
4. Становление и современные проблемы теории развивающего обучения.
5. Становление и современные проблемы программированного обучения.
6. Стратегии и проблемы активизации обучения и воспитания: проблемное, игровое обучение. Тренинги.
7. Современные образовательные технологии.
8. Информационные технологии в образовании.
9. Проблемы и перспективы модернизации российского образования.
10. Современные проблемы педагогики высшей школы.
11. Личность и профессиональная компетентность преподавателя вуза.
12. Социокультурные проблемы воспитания.
13. Социально-психологические механизмы воспитания ребенка в современных условиях.
14. Проблемы современного воспитания: профилактика негативного поведения, социальная защита, психолого-педагогическая поддержка.
15. Методология личностно-ориентированного образования и воспитания.
16. Гуманитарная экспертиза воспитательных систем.
17. Стратегии инновационной педагогической деятельности.
18. Образовательная система современной школы.
19. Профессиональная компетентность преподавателя вуза.
20. Проблемы управления качеством образования.
21. Проблемы и стратегии самообразовательной деятельности.
22. Тенденции развития образовательных систем и современная образовательная практика.
Экзаменационные вопросы
к учебному курсу дисциплины «Педагогика»
1. Общество и образование в конце XX века. Кризис образования, его особенности в России.
2. Общая характеристика современной системы образования. Требования к профессиональной компетентности преподавателя (учителя).
3. Педагогика в системе современного человековедения. Предметная область педагогики, ее особенности.
4. Педагогика как система научного знания. Три типа педагогики, характеристика.
5. Человек в современном мире: человек как предмет познания и как предмет воспитания.
6. Общая методология науки и методология педагогики. Системный подход в педагогическом исследовании.
7. Краткая характеристика педагогического исследования. Методы исследования педагогических процессов.
8. Сущность и особенности воспитательного процесса. Логика педагогического процесса. «Парная педагогика».
9.