Раздел 4. Социальная педагогика.

5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.

В данном разделе может быть приведен тематический план лекционного курса, его краткое содержание.

Раздел /тема дисциплины Тема и краткое содержание лекции Выходные данные базового учебника Ссылка на стр.базового учебника
1.1.Педагогичская профессия в современном обществе.     1.2.Педаогика как наука об образовании личности.     1.3.Обазование как фактор развития общества и личности.     1.4. Теория и методика процесса обучения.   1.4.Теория и методика процесса воспитания.     Раздел 2. История педагогики.   Раздел 3. Основы дошкольной педагогики.   Раздел 4. Социальная педагогика.   Тема « Педагог как профессионал и личность». Содержание: сущность и социальное значение педагогической профессии. Социально-профессиональные функции педагога. Педагогические специальности и квалификационные характеристики. Требования к профессионализму и личности современного педагога. Тема «Педагогика в системе наук о человеке». Содержание: педагогика как искусство, опыт и наука о воспитании человека; объект и предмет педагогической науки; функции и цель педагогики как науки; структура педагогики; категории педагогики, методология педагогики: сущность, значение, уровни; научная педагогическая парадигма.   Тема « Образование как социальный институт». Понятие об образовании как социальном институте. Функции образования в развитии общества и личности. Исторический характер образования. Социально-культурные и экономические детерминаты развития образования. Тенденции развития образования в современном мире и в России. Концепции образования ( гуманитарная, поликультурная, нерерывного образования и др.).Образование как общественно-государственная система: сущность, структура, принципы, уровни. Тема « Образование как педагогический процесс». Содержание: понятие «педагогический процесс» как основная категория педагогической науки и практики. Функции и особенности образовательного процесса. Структура образовательного процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса - их сущность и назначение в проектировании и реализации образовательного процесса.   Тема « Обучение в структуре образовательного процесса». Содержание: дидактика как наука об образовании и обучении человека. Сущность и функции процесса обучения. Двухсторонний характер обучения. Логика процесса обучения, его этапы. Закономерности и принципы процесса обучения как требования к его проектированию и реализации. Дидактические концепции и системы. Понятие о видах обучения. Тема «Содержание и организационно-методические основы процесса обучения». Содержание: Цели и задачи процесса обучения. Сущность и значение содержания образования. Источники и факторы, принципы отбора и структурирования. отбора и структурирования. Государственный образовательный стандарт о целевых ориентирах и содержании образования. Средства и методы обучения: сущность, виды, взаимосвязь. Критерии отбора. Формы организации обучения: сущность, значение, история становления. Современные формы организации процесса обучения.     Тема «Теоретические основы процесса воспитания». Сущность воспитания как социального явления и педагогического процесса. Взаимосвязь воспитания и социализации. Предмет и задачи воспитания. Особенности процесса воспитания. Современные концепции воспитания. Гуманизация процесса воспитания: направления и пути их реализации. Диалогический характер воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как педагогическая система. Воспитательная система образовательного учреждения. Тема « Содержание и организационно-методические аспекты процесса воспитания». Содержание: культурологический, гуманитарный, деятельностный и средовой подходы в отборе содержания и реализации воспитательного процесса. Структура содержания воспитания. Программа воспитания. Средства и методы воспитания: сущность, значение, виды, проблема классификации. Особенности использования средств и методов воспитательном процессе. Коллектив и семья как субъекты воспитательного процесса. Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в современном обществе.   Тема «История педагогики как область научного знания» Содержание: научные характеристики истории педагогики как науки изучающей эволюцию школы и педагогических идей от их зарождения до современного состояния. Методы исследования историко-педагогических проблем: ретроспективный анализ контент-анализ, биографический метод. Актуальные проблемы истории педагогики как науки. Тема «Этапы развития педагогической мысли и образования в обществе и педагогической науке» Содержание: воспитание в первобытном обществе, зарождение образования как социального института в античные века; развитие педагогической мысли в рамках философской науки; школа и педагогическая мысль на религиозно-схоластическом этапе развития образования; образование и педагогическое знание на научно- просветительском этапе развития образования; современный этап развития образования и педагогической науки.(краткая характеристика этапов). Тема « Развитие образования и педагогической мысли в России». Содержание: воспитание и школа в русском государстве 9-17 веков. Развитие образования и педагогического знания в эпоху Просвещения ( 18-начало 19 века). Отечественные педагогические теории, концепции и системы 20-21 века. Основные тенденции развития российского образования на современном этапе.   Тема « Дошкольная педагогика-наука об образовании личности на тапе дошкольного детства» Содержание: Значение и развивающий потенциал дошкольное периода в детстве человека. Самоценность и уникальность дошкольного периода детства как освополагающие основания дошкольного образования и дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика как наука( сущность, функции, объект, предмет, задачи). Актуальные направления научных исследований в дошкольной педагогики прошлого и настоящего. Тема « Дошкольное образование в системе образования РФ» Содержание. Система образования РФ, ее структура и уровни. Дошкольное образование – начальная ступень образования личности. Цель дошкольного образования как содействие становлению основ личностного развития, базиса личностной культуры, интегративных личностных свойств. Нормативно-концептуальные основы дошкольного образования: Закон РФ об образовании Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования, типовое положение о ДОУ. Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в России. Тема « Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении». Содержание: образовательные процесс в дошкольном образовательном учреждении: сущность, особенности, закономерности и принципы. Гуманизация образовательного процесса в детском саду как ведущий принцип его проектирования и реализации. Структура образовательного процесса в детском саду. Цель и задачи образовательного процесса в ДОУ. Содержание дошкольного образования: сущность, структура, принципы отбора. Программность как принцип дошкольного образования. Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Направления дошкольного образования. Образовательная область как основная единица содержания образования. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Парциальные программы дошкольного образования. Тема «Организационно-методические основы образовательного процесса в ДОУ». Содержание: обучение и воспитание – ведущие функции и компоненты образовательного процесса детского сада. Средства, методы и формы организации воспитания и обучения в детском саду. Организованная образовательная деятельность: сущность, значение, формы организации. Непосредственная образовательная деятельность: сущность, значение, формы организации. Самостоятельная образовательная деятельность: сущность, значение, место в образовательном процессе ДОУ. Мониторинг результативности реализации ООП ДО. Интегративные личностные качества дошкольника: содержание, диагностика, оценка. Тема « Воспитание, обучение и развитие ребенка дошкольного возраста в деятельности» Деятельностный и личностно-ориентированный подходы в дошкольном образовании. Детские виды деятельности и их образовательный потенциал. Общие принципы организации и педагогического руководства разными видами детской деятельности. Тема « Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей и школой» Взаимодействие с институтами образования и воспитания ребенка дошкольного возраста как принцип дошкольного образования. Оль семьи в сциализации и первоначальном воспитании дошкольника. Сотрудничество десткого сада и семьи: сущность, принципы, модели. Направления сотрудничества педагогов и родителей. Преемственность дошкольного и начального школьного образования: сущность, содержание, направления. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе-приоритетное направление сотрудничества. Формы сотрудничества детского сада и школы. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.   Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ од ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.   Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, В.А, Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов; Под ред. В.А, Сластенина –М.: Академия, 2003.   Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.     Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.   Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ од ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.   Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.   Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.     Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ Под ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.     Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов и др./ од ред. Н.М. Борытко –М.: « Академия», 2009.   С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005-432 с.     С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005-432 с.     С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005-432 с.   С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005-432 с.   С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005-432 с.     С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005-432 с. С.6-12,17-33.     С. 44-68.,81-86.     С.74-80.   С.129-147.     С. 101-117.   С. 117-165.     С. 165-188, 193-202.   С. 188-193, 202-207, 212-240.   С.240-244.   С.244-266.   С.266-287.     С. 31-50, 70-85.     С.50-64, 90-95.     С. 96-107, 111-152,166-173,179-185,208-228,380-390.   98-103, 107-111,160-165,173-178228-262.     152-155,187-200,214-217,262-345.     С.361-380.




Содержание семинарских и практических занятий

Наши рекомендации