Охарактеризуйте сущность, пути и средства нравственного воспитания школьников.
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Только оно обеспечивает формирование у нее добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям.
Под моралью в этике, специальной философской дисциплине, обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила дисциплины, но и стремится соблюдать их на деле. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания:
• формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка и др.;
• воспитание и развитие нравственных чувств и оценок (гуманизм, совесть, честь, долг и др.);
• выработка умений и привычек правильного поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям (говорить правду, не делать зла, защищать добро и др.);
• организация нравственного самовоспитания детей.
Эти задачи конкретизируются в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь с учетом возрастных особенностей обучающихся:
• формирование основ нравственных представлений, накопление форм нравственного поведения Обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: совестливость, благодарность, бескорыстие и т. д.;
• освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, сотрудниками учреждения образования. Освоение нравственного отношения к природе, заботы о других, культуры ненасилия. Формирование ценностного отношения к труду;
• приобщение к общечеловеческим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу. Нравственное самосовершенствование;
• освоение системы нравственных ценностей: труд, творчество, любовь, милосердие, ответственное отношение к себе и другим;
• расширение представлений о системе нравственных ценностей. Реализация нравственного потенциала личности в жизненных ситуациях.
В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и др. Одной из важнейших функций морали является регуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности.
Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:
• отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
• отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
• отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
• отношение к людям, (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);
• отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципиальность и т. д.).
Данные отношения определяют основные направления нравственного воспитания:
• воспитание патриотизма и интернационализма (патриотическое и интернациональное воспитание), идеологическое, политическое и воспитание национального самосознания;
• формирование положительного отношения к труду и к продуктам труда;
• формирование отношения к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (экономическое, экологическое и др.);
• воспитание гуманизма, формирование отношения к людям (гендерное, валеологическос и др.);
• формирование отношения к себе (духовное, эмоциональное и др.).
Исходя из содержания названных отношений, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
К условиям воспитания нравственной культуры личности относятся:
• наличие нравственно-этической культуры педагога;
• нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся;
• актуализация нравственного потенциала личности;
• педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;
• реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.
Основные пути осуществления нравственного воспитания в школе:
• использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин;
• нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и др.;
• формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности и общении;
• воздействие средств массовой информации и печатной периодики;
• семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений общественного воспитания и др.
К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы воспитания.
Среди методов воспитания можно выделить следующие.
Методы убеждения прежде всего направлены на рациональную сторону нравственных отношений. Л. Н. Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки». Убеждение — это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего эту информацию. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обменяться мнениями, прийти к согласию, найти выход из сложной ситуации, приблизиться к истине и др.
Одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа. Структура этической беседы: краткое вступительное слово; анализ обсуждаемых фактов; обобщение формирования нравственных правил; заключение.
Нравственные упражнения - это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.
В начальной школе для выработки умений нравственного поведения широко используют игру. В процессе игры дети совершают пока внешне произвольные положительные действия, постепенно переводя внешнюю произвольность во внутренний план поведения. Так возникает привычка сдерживать себя и в других, неигровых ситуациях.
Некоторые разновидности игры можно использовать и в старших классах, такую, например, как театрализованная игра. Представляется сценка, наблюдая за которой учащиеся находят ошибки в поведении своих сверстников. Затем предлагается тот же вариант содержания сценки, но уже герои совершают меньше ошибок. Учащиеся-зрители, сравнивая обе театрализованные сценки, пытаются найти ошибки в поведении ребят, обосновать неправильные поступки. Таким образом происходит усвоение норм культуры поведения в практической форме работы.
Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.
К формам нравственного воспитания, кроме классных часов на морально-этические темы, относятся тематические вечера, часы интересных встреч, конференции, конкурсы-посвящения, посещение мемориальных музеев и др.
Как компонент системы воспитания нравственной культуры (программа А. И. Шемшуриной) выступает внеурочная деятельность с этической направленностью. Эта деятельность построена в виде театрализованного представления-диалога в соответствии с возрастом:
в начальной школе в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка - ложь, да в ней намек» и др.);
в подростковых классах как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Как наше слово отзовется»), как дискуссионный клуб общения («Ищи себя пока не встретишь», «Судьба и Родина едины» и др.);
в старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Доброе имя дороже сокровищ мира» и др.).