Охарактеризуйте сущность, пути и средства нравственного воспитания школьников.

С давних времен в педагогике утвердилось положение о ре­шающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Только оно обеспечивает формирование у нее добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям.

Под моралью в этике, специальной философской дисциплине, обычно понимают систему выработанных в обществе норм, пра­вил и требований, которые предъявляются к личности в различ­ных сферах жизни и деятельности.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответ­ствии с нравственными требованиями общества, совершенство­вать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила дисцип­лины, но и стремится соблюдать их на деле. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требова­ния морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Структуру нравственности личности составляют знания, чув­ства и отношения, поведение. Все три компонента нравственно­сти определяют задачи нравственного воспитания:

• формирование нравственного сознания, основными категория­ми которого являются нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка и др.;

• воспитание и развитие нравственных чувств и оценок (гума­низм, совесть, честь, долг и др.);

• выработка умений и привычек правильного поведения, соответ­ствующего принятым этическим нормам и традициям (говорить правду, не делать зла, защищать добро и др.);

• организация нравственного самовоспитания детей.

Эти задачи конкретизируются в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь с учетом возрастных особенностей обучающихся:

• формирование основ нравственных представлений, накопление форм нравственного поведения Обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: со­вестливость, благодарность, бескорыстие и т. д.;

• освоение правил культуры поведения в отношениях с родителя­ми, сверстниками, сотрудниками учреждения образования. Ос­воение нравственного отношения к природе, заботы о других, культуры ненасилия. Формирование ценностного отношения к труду;

• приобщение к общечеловеческим ценностям: милосердию, друж­бе, товариществу. Нравственное самосовершенствование;

• освоение системы нравственных ценностей: труд, творчество, любовь, милосердие, ответственное отношение к себе и другим;

• расширение представлений о системе нравственных ценностей. Реализация нравственного потенциала личности в жизненных ситуациях.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно отно­ситься к труду, быть бережливым, скромным, честным, правди­вым, гуманным и др. Одной из важнейших функций морали явля­ется регуляция поведения людей во всех сферах их жизни и дея­тельности.

Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содер­жание, в частности, включает в себя:

• отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

• отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на об­щее и личное благо, дисциплина труда);

• отношение к общественному достоянию, материальным цен­ностям и природе (бережливость, забота о сохранении общест­венного достояния и личных вещей, экологическая культура);

• отношение к людям, (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);

• отношение к себе (честность, правдивость, скромность, прин­ципиальность и т. д.).

Данные отношения определяют основные направления нрав­ственного воспитания:

• воспитание патриотизма и интернациона­лизма (патриотическое и интернациональное воспитание), идео­логическое, политическое и воспитание национального самосоз­нания;

• формирование положительного отношения к труду и к продуктам труда;

• формирование отношения к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (экономическое, экологическое и др.);

• воспитание гуманизма, формирование от­ношения к людям (гендерное, валеологическос и др.);

• формиро­вание отношения к себе (духовное, эмоциональное и др.).

Исходя из содержания названных отношений, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс фор­мирования у учащихся нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общест­венных требований и норм, прочной системы привычного, повсе­дневного морального поведения.

К условиям воспитания нравственной культуры личности от­носятся:

• наличие нравственно-этической культуры педагога;

• нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся;

• актуализация нравственного потенциала личности;

• педагогическая поддержка потребности в нравственном самосо­вершенствовании; наличие нравственного идеала;

• реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.

Основные пути осуществления нравственного воспитания в школе:

• использование потенциала учебного процесса, особенно гума­нитарных дисциплин;

• нравственное просвещение во внеклассной работе с использо­ванием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и др.;

• формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности и общении;

• воздействие средств массовой информации и печатной перио­дики;

• семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и уч­реждений общественного воспитания и др.

К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы воспитания.

Среди методов воспитания можно выделить следующие.

Методы убеждения прежде всего направлены на рациональ­ную сторону нравственных отношений. Л. Н. Толстой писал: «Ду­май хорошо и мысли созреют в добрые поступки». Убеждение — это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно предполагает наличие содержательной ин­формации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего эту информацию. Нередко про­цесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискус­сию двух или нескольких человек. Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обме­няться мнениями, прийти к согласию, найти выход из сложной ситуации, приблизиться к истине и др.

Одним из главных методов нравственного воспитания являет­ся этическая беседа. Структура этической беседы: краткое всту­пительное слово; анализ обсуждаемых фактов; обобщение фор­мирования нравственных правил; заключение.

Нравственные упражнения - это имитация ситуаций, в про­цессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравст­венного поведения. Они адресованы в основном младшим школь­никам.

В начальной школе для выработки умений нравственного по­ведения широко используют игру. В процессе игры дети совер­шают пока внешне произвольные положительные действия, по­степенно переводя внешнюю произвольность во внутренний план поведения. Так возникает привычка сдерживать себя и в других, неигровых ситуациях.

Некоторые разновидности игры можно использовать и в стар­ших классах, такую, например, как театрализованная игра. Пред­ставляется сценка, наблюдая за которой учащиеся находят ошиб­ки в поведении своих сверстников. Затем предлагается тот же ва­риант содержания сценки, но уже герои совершают меньше оши­бок. Учащиеся-зрители, сравнивая обе театрализованные сценки, пытаются найти ошибки в поведении ребят, обосновать непра­вильные поступки. Таким образом происходит усвоение норм культуры поведения в практической форме работы.

Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, по­ощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обуче­ния, так и в свободной деятельности детей.

К формам нравственного воспитания, кроме классных часов на морально-этические темы, относятся тематические вечера, ча­сы интересных встреч, конференции, конкурсы-посвящения, по­сещение мемориальных музеев и др.

Как компонент системы воспитания нравственной культуры (программа А. И. Шемшуриной) выступает внеурочная деятель­ность с этической направленностью. Эта деятельность построена в виде театрализованного представления-диалога в соответствии с возрастом:

в начальной школе в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка - ложь, да в ней намек» и др.);

в подростковых классах как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Как наше слово отзовется»), как дискус­сионный клуб общения («Ищи себя пока не встретишь», «Судь­ба и Родина едины» и др.);

в старших классах как вечера этических размышлений, роман­тические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Доброе имя дороже сокровищ мира» и др.).

Наши рекомендации