Охарактеризуйте процесс воспитания, его цели, особенности и структуру.
Воспитаниеможно определить как целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданственных, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложенными обществом социальными и педагогическими требованиями.
Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение.
• Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны учащимся).
• Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияют семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.
• Воспитание носит целостный характер; его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.
• Ребенок в процессе воспитания - и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности.
• Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) - живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».
• Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.
• Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.
• Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания - воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).
• Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном.
Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку и др.
Движущимися силами воспитания являются противоречия: противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новым, который ориентирован на достижение все более высоких потребностей (коротко это можно сформулировать как противоречие между «могу» и «хочу»); противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (коротко это можно сформулировать как противоречие между «надо» и «могу»).
Содержание воспитания - это система качеств и свойств личности, ставшая предметом воспитания: совокупность устойчивых убеждений, знаний, систем норм, правил поведения, навыков и умений деятельности и отношений с людьми. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. По направленности - это нравственное, интеллектуальное, эстетическое, физическое, трудовое. Все эти направления взаимосвязаны, важно представлять их единство и не потерять, не снизить ценность каждого из них. Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определены основные составляющие воспитания:
• идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
• гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
• нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
• воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
• воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;
• гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
• семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
• трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
• экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;
• воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
• воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
С точки зрения культурологического подхода, основными компонентами воспитательного процессаявляются целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
Первый этап - целевой - включает в себя диагностику (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания. Определение целей воспитания осуществляется, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, а с другой - с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
Второй этап — содержательный — включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.
Проектирование, планирование воспитательной деятельности состоит из разработки содержания воспитания (содержание современного воспитания определяется Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и др.); разработки методов воспитания (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников для выработки у них заданных целью воспитания качеств); разработки средств воспитания (относительно независимых источников формирования личности); разработки форм воспитания (внешнего выражения процесса воспитания).
Третий этап — операционно-деятельностный — представляет собой определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей. Идет организация педагогического взаимодействия (реализация планов).
Четвертый этап — аналитико-резулътативный — предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Осуществляется проверка, оценка, анализ результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
24. Перечислите и охарактеризуйте принципы воспитания.
Принципы воспитания - это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогического руководства познавательной, трудовой, творческой, игровой и другой деятельностью детей.
Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания.
Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.
Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, которые требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
Вместе с тем принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существовало и существует много систем воспитания. Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
• принцип гуманизма;
• личностный подход;
• принцип веры в ребенка;
• принцип сотрудничества;
• принцип включения личности в значимую деятельность;
• связь воспитания с жизнью;
• общественная направленность воспитания;
• принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
• принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка;
• опора на положительное в воспитании;
• принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности;
• принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания прямых и параллельных педагогических действий) и др.
На первое место можно поставить принцип гуманизма в воспитании. Человек, ученик является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
Принцип личностного подхода утверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, самовыражении.
Принцип сотрудничества педагога с детьми не приемлет привычные модели воспитания, определяемые старой педагогической верой и страстью к воспитанию (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принципе - взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя - совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.
Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать и экскурсиях, походах, массовых кампаниях.
Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности.
Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.
Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает.
Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в воспитании человека, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности.
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.
Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений.
Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.