Охарактеризуйте процесс контроля и оценки учебной деятельности. Раскройте основные виды и методы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является составной частью процесса обучения. В педагогической литературе используются различные термины и понятия, относящиеся к контролю. Среди них «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «учет», «отметка» и др. По мнению И. П. Подласого, контроль выступает общим родовым понятием и означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение результатов учебной деятельности называют проверкой, основной дидактической функцией которой является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Кроме проверки, контроль содержит оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой для оценивания успеваемости учащихся являются результаты проверки. При оценивании учебных достижений учащихся необходимо выявлять их фактические знания, их полноту, глубину, системность, осознанность, прочность, умение применять знания на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами ее обозначения и записи и др.
Результаты оценивания могут быть выражены в баллах - отметках.
По Н. А. Сорокину, к контролю предъявляются следующие требования:
• индивидуальный характер контроля;
• систематичность и регулярность контроля;
• разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающее выполнение образовательной, воспитывающей, развивающей, мо-тивационной функций;
• всесторонность;
• объективность;
• дифференцированный подход;
• единство требований учителей при осуществлении контроля;
• этичность;
• гласность и др.
Контроль выполняет следующие функции:
контролирующую - установление обратной связи, учет результатов контроля;
обучающую - дается с профилактико-предупредительной целью, в целях активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
воспитывающую- состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
развивающую - заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
мотивационную - развитие мотива и потребности в учебе;
диагностирующую и прогнозирующую (по реализации целей контроля) и др.
Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля.
Предварительный (исходный) - выявление ЗУНов по теме, которая будет изучаться.
Текущий - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
Тематический (периодический)- осуществляется периодически по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения за длительный период с целью систематизировать знания учащихся. Проходит на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.
Итоговый - проводится накануне перевода в следующий класс или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и форм контроля, их можно свести в определенную систему.
Метод наблюдения - это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.
Методы устного контроля - в их основе лежит вопросно-ответная форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах) или монологический ответ учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. Это такие методы, как опрос; беседа; рассказ ученика; объяснение; чтение текста, технологической карты, схемы; сообщение об опыте; зачет; устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.
Методы письменного контроля — характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся; дополняются программированным контролем. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам относятся контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочинения, диктанты, рефераты и др.
Методы практического контроля - имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. В эту группу методов входят проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, имитация и др. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.
Дидактические тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов, или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов - объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.
В педагогической литературе также выделяют метод графического контроля (Г. И. Щукина), метод программированного и лабораторного контроля (Ю. К. Бабанский), метод пользования книгой, проблемной ситуации (В. Оконь).