Перечислите дополнительные формы организации учебной работы в школе. Дайте характеристику учебной экскурсии.

Учебные экскурсии

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экс­курсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непо­средственного ознакомления с ними.

Функции экскурсии:

• С помощью экскурсий реализуется принцип нагляд­ности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явления­ми.

• Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

• Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хо­зяйстве.

• Экскурсии играют важную роль в профессиональ­ной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельско­го хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету должен устанавли­ваться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделя­ются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскур­сии планируются в курсах физики, химии, математики, экономичес­кой географии. Они предполагают посещение учащимися предпри­ятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производ­ственные экскурсии помогают изучению основ современного про­изводства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они прово­дятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоо­логия, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экс­курсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выста­вок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Наконец, необходимо отметить и пятый вид экскурсий, которые получили название комплексных. Это такие экскурсии, которые про­водятся по нескольким предметам одновременно. Например, экс­курсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углуб­ления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каж­дому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производ­стве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий.

В общем плане эта методика включает в себя:

а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (за­крепление) учебного материала по теме занятий;

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экс­курсии и, в частности, четкое определение ее цели.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения.

Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы по­ставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. орга­низация учебной работы по восприятию и усвоению (или закрепле­нию) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материа­ла. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

Факультативные занятия

а) Значение факультативных занятий. Как показано в главе о со­держании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х – начале 70-х гг., когда прово­дилась одна из очередных перестроек содержания школьного обра­зования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изу­чении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) раз­вивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

б) Содержание и организация факультативных занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изу­чением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разде­лов учебной программы по какому-либо предмету, а также содер­жать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, се­минаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении про­граммным материалом, что, естественно, искажает их смысл и ди­дактическое назначение.

Наши рекомендации