Перечислите и охарактеризуйте наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Цель наглядных методов - обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Источник знаний для учащихся - наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, технических средств и др. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы и т. п.). К наглядным относятся методы иллюстрации (алгоритм, плакат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, зарисовки и др.), демонстрации (приборы, опыты, фильмы, диафильмы и др.), наблюдение, видеометод. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате применения этой группы методов у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям. Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль - обеспечить всестороннее, образное восприятие, дать опору для мышления.
Иллюстрация - показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т. д. Иллюстрации существенно облегчают процесс формирования понятий.
Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним видом предмета, его внутренним устройством.
Видеометод - экранное преподнесение информации, которое тужит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т. е. выполняет все дидактические функции.
13. Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения. Практические методы. Эта группа методов основана на практической деятельности ученика по применению знаний. Средством данного метода выступают упражнения, а также лабораторные и практические работы. В результате применения этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, совершают практические действия на основе знаний, вырабатывают навыки исследовательского характера деятельности.
Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Упражнения - это планомерное, организованное, повторное выполнение действий в целях изучения или повышения их качества. Виды упражнений: специальные, производные, комментированные, устные, письменные, графические, лабораторно-практические, производственно-трудовые и др. Упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников. Эффективность метода упражнений зависит от дидактических условий их использования (их сложность, последовательность, практическая направленность, посильность выполнения, наличие образцов, выполнение упражнений и т. д.).
Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал. Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем.
Практическая работа - применение полученных знаний к решению практических задач, умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.
Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.
14. Перечислите и охарактеризуйте виды обучения.
Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией.
Вид (тип) обучения - это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. В истории развития образования известны разные модели учебного процесса, которые отличаются друг от друга: 1) по характеру деятельности учителя; 2) характеру активности учащихся; 3) специфике применения знаний на практике и др.
По этому общему критерию выделяются следующие виды обучения: догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное, модульное, эвристическое, дифференцированное и др.
В одно и то же время существует и практически применяется несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываются от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Ученики Сократа находили истину путем ответов на наводящие вопросы - сократическая беседа. Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.
Догматическое обучение - форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся - слушание и механистическое заучивание. Распространено было в средние века.
Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается его названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Однако наряду с этими преимуществами ему свойственны и серьезные недостатки - преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.
Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.
Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.
Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Название программированное обучение происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Главной отличительной особенностью программированного обучения является то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.
Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
· при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
· при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
· каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
· педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
· в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.
Учителя чаше используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.
Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80 - начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.
Модуль - это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.
По своему содержанию модуль - это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он вкючает в себя цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается практически все: посещение учащимися занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются аналогичные задания и критерии их рейтинговой оценки.
Развивающее обучение - учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей, в развитии их мышления. Любая деятельность - это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парною диалога - учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем. Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л. С. Выготского неоднократно подчеркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Упор должен делаться на обеспечении перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой.
В основе системы развивающего обучения используется механизм, позволяющий подвести обучаемых к теоретическим обобщениям, используемым в дальнейшей работе как для решения частных практических задач, так и для «взращивания» более объемных обобщений.
15. Охарактеризуйте объяснительно-иллюстративное обучение.
Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается его названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Однако наряду с этими преимуществами ему свойственны и серьезные недостатки - преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.
16. Охарактеризуйте проблемное обучение.
Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.
Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.
Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.