Наглядные методы обучения естествознанию

Это способы овладения учебным материалом, при котором
новые знания дети получают при восприятии наглядных,
экранных пособий и демонстрационных опытов.

Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках
по изучению окружающего мира, но это не означает, что все
занятия проводятся с применением наглядных методов обу-
чения. Наглядность может служить иллюстрацией к расска-
зу учителя, но источником
знаний в этом случае все же остается слово учителя.

При проведении урока наглядные методы: де-
монстрация опытов, экранных пособий, натуральных объек-
тов, таблиц – служат источником знаний учащихся. При
восприятии демонстрируемых объектов или явлений уча-
щиеся с помощью вопросов и заданий учителя осмысливают
увиденное, устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы.

Например, изучение круговорота воды.
Учитель демонстрирует опыт по испарению и конденсации
воды. Дети наблюдают и рассказывают, что при нагревании
вода испаряется, поднимается вверх и, соприкасаясь с холод-
ной поверхностью, вновь превращается в жидкость. Капель-
ки воды под собственной тяжестью отрываются и вновь па-
дают в сосуд с водой. Учитель вместе с классом выясняет, что
в природе можно наблюдать подобное явление во время дож-
дя. Источником тепла для испарения воды с поверхности
Земли является Солнце. Чтобы выяснить, как происходит
охлаждение пара, учитель вывешивает таблицу, на которой
изображены горы со снежными вершинами. Ученики узнают,
что с поднятием на высоту температура воздуха понижается.
Выясняется, что высоко над поверхностью земли пар охла-
ждается, превращаясь в капельки воды или кристаллики
льда, из которых состоят облака. Из облаков вода возвраща-
ется на Землю в виде дождя и снега. Так происходит круговорот воды в природе. Учитель или ученики могут смодели-
ровать этот процесс на магнитной доске. Данный урок проводится наглядными методами, так как
источником знаний детей служат демонстрация опыта и таб-
лицы, моделирование круговорота воды в природе. Выводы
и обобщения дети делают самостоятельно под руководством
учителя.

Таким образом, к нагляд-
ным методам обучения относятся:

· демонстрация наглядных и аудиовизуальных по-
собий;

· демонстрация опытов;

· моделирование.

При использовании наглядных методов обучения требу-
ется соблюдение определенных методических условий.

Методические требования к фронтальной демонстрации
наглядных пособий:

· демонстрируемый объект должен быть виден всему
классу. Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные
пособия размещают на демонстрационном столике. При
необходимости создают специальный фон освещения. Не-
большие объекты проносятся по классу, чтобы все ученики
имели возможность их рассмотреть. Недопустимо во время
демонстрации пускать объект по рядам, одновременно про-
водя беседу с детьми. Мелкие объек-
ты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных
приборов.

· пособие должно находиться перед глазами детей только
во время демонстрации. В противном случае внимание уча-
щихся будет рассеяно. Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и
магнитными досками.

· не следует показывать много пособий одновременно.
Объем внимания младших школьников – 3 – 4 объекта.

· в элементарном курсе лучше избегать микроскопа и
слишком сложных препаратов и рисунков. Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему
бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит
светлый кружок и воздушные пузырьки.

· с помощью вопросов внимание детей направляется на глав-
ные, существенные признаки демонстрируемого пособия.

Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их
можно задавать устно или записать на доске. Часто детям
дается план описания природного объекта. Например, при
демонстрации чучела или изображения животного учитель
просит описать его по плану:

· К какой группе относится это животное (насекомое,
пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?

· Размеры и окраска тела.

· Особенности внешнего строения.

· Способ передвижения.

· Образ жизни: чем питается животное, где селится, как
спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?

Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике.
Во время беседы выделяются черты приспособленности жи-
вотного к условиям существования.

После демонстрации наглядных пособий делаются обоб-
щения и выводы. Необходимо связать представления и понятия, которые
вырабатываются на уроке, с уже сформированными.

При индивидуальной и групповойдемонстрации раздаточ-
ный материал может быть у каждого ребенка или у группы
(пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в опи-
сании имеющихся у них объектов. Например, во время работы
с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель
просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить
травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как рас-
тения степи приспособились к условиям жизни.

Младшие школьники лучше воспри-
нимают динамические пособия, чем статические, поэтому на
уроках рекомендуется чаще использовать динамические
рисунки на доске, меловые схемы, учебные фильмы.

Методические требования к демонстрации учебных фильмов:

· содержание фильма должно быть связано с темой уро-
ка;

· фильм просматривается учителем до урока, выбирают-
ся фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы
к беседе по содержанию фильма;

· определяется время и место фильма на уроке. В зависимости от дидактических задач урока фильм может
быть показан отдельными фрагментами на различных этапах
урока;

· До просмотра перед детьми ставится познавательная
задача, которая должна быть решена в процессе анализа со-
держания фильма. Вопросы, по которым будет анализироваться фильм, мож-
но записать на доску. После просмотра по ним проводится
беседа.

· в ряде случаев учитель может заранее познакомить
учащихся с натуральными объектами, которые будут демон-
стрироваться в фильме. Например, перед просмотром фильма «Размножение рас-
тений: этапы развития растения из семени» проводится
практическая работа с проростками семян бобовых культур
или подсолнечника (которые дети увидят в фильме);

· при необходимости сосредоточить внимание учащих-
ся на отдельных кадрах. При этом учитель может выключить дик-
торский текст и прокомментировать кадры сам. Так же
поступают, если текст сложен для восприятия младшими
школьниками.

Значение экранных пособий на уроке естествознания ве-
лико. При продолжительности демонстрации 8 – 12 мин. учеб-
ные фильмы несут в 3 – 5 раз больше информации по сравне-
нию с другими пособиями.

Методика организации и проведения демонстрационных опытов

На уроках естествознания невозможно обойтись без демон-
страции опытов и их результатов. Учитель показывает такие
опыты с природными объектами, которые дети не могут про-
вести сами ввиду их сложностиили опасности. Это опыты,
связанные с нагреванием или требующие использования
химических реактивов.

При подготовке демонстрационного опыта учитель дол-
жен: выполнить следующие условия:

· проверить наличие оборудования и его техническое состояние;

· определить количество и качество веществ, которые будут использованы в опыте;

· провести опыт заранее, чтобы устранить неполадки и определить его продолжительность;

· составить вопросы, задания и комментарии к просмот-
ру опыта учащимися.

Во время проведения демонстрационного опыта необходи-
мо соблюдать следующие условия:

· перед проведением опыта учитель ставит познаватель-
ную задачу;

· опыт проводится на предметном столике;

· необходимо строго соблюдать правила техники безопас-
ности;

· оборудование собирается на глазах у детей. При этом учитель дает название и объясняет назначение каждого
прибора;

· во время демонстрации опыта учитель комментирует свои действия. Учащимся задаются вопросы: «Что вы
наблюдаете? Почему это происходит? Какое свойство
природного тела (или явление) было установлено в ре-
зультате опыта?»;

· после проведения опыта анализируются полученные результаты, делаются обобщения и выводы. Проводит-
ся беседа по вопросам: «Какое свойство природного тела
(или явление) изучалось посредством опыта?», «Какое
оборудование использовалось? Какое назначение имеет
каждый (назвать конкретно) прибор?», «Как протекало
явление? Почему?», «Когда и где можно наблюдать
такое явление в природе или в жизни?».

Моделирование — это метод обучения, который предпо-
лагает создание моделей и работу с ними. Моделирование
в широком смысле слова – это замена действий с реальными
предметами действиями с их образцами, моделями, муляжа-
ми, макетами, а так же с их графическими заменителями:
рисунками, чертежами, схемами и т.п. При этом рисунки
могут изображать реальные предметы (людей, животных,
растения и т.п.) или же быть условными, схематичными,
т.е. изображать реальные предметы условно в виде различных
геометрических фигур.

Введение в процесс обучения средств моделирования позво-
ляет развивать у младших школьников способность к обоб
щению. Модели позволяют создавать у учащихся
наглядные образы природных процессов и явлений, которые
средствами предметной наглядности создать невозможно.

Например, этот метод помогает сформировать представление
об экологических связях в природе. Модели делают «видимы-
ми» невидимые связи и служат опорой для запоминания и
воспроизведения знаний о них. При моделировании решающая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Уучителю важно тщательно подготовится к работе по мо
делированию
:

· сделать сами модели. Они могут быть объемными (например, из пластилина) или
плоскостными (из бумаги). При моделировании цепей питания, например, используются изображения растений и животных,
выполненные на плотной бумаге или картоне, а также цветные стрел-
ки. Можно также заменить рисунки названиями объектов. Например: мятлик – полевка – лиса. Можно использовать меловые схемы,
которые учитель или ученик выполняют на доске;

· спланировать, на каких этапах урока будет использо-
ваться метод моделирования;

· определить степень самостоятельности учащихся при
работе с моделями. Дети могут наблюдать процесс моделирования выполняе-
мый учителем на магнитной доске (например, при изучении питания и дыхания растений). Затем учиться читать схему.
Дети могут составлять моде-
ли на партах самостоятельно во время индивидуальной или групповой работы на закреплении изученного материала или
проверке опорных знаний;

· выяснить как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.

Часто моделирование, выполняемое самими учащимися
относят к практическим методам обучения.

Наши рекомендации