Перечислите и охарактеризуйте словесные методы обучения.

История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической деятельности взрослых. Оно соверша­лось через практику, наглядность, слово. Таким образом, методы обучения по источнику знаний - традиционная классификация, основанная на издавна существующих трех источниках зна­ний: практика, наглядность, слово. Авторами данной классифика­ции являются Н. М. Верзилин, Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе. На данный момент к этой классификации еще относят работу с книгой и видеометод. В основе этой клас­сификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся полу­чают знания. Это условное, искусственное разграничение, так как невозможно слово учителя отделить от средства наглядности. На­глядность учитель преподносит своим словом, нельзя также пред­ставить метод демонстрации без живого слова учителя.

Недостаток этой классификации в том, что в ее основу поло­жена внешняя деятельность учащегося, но существенным досто­инством является экономичность, эффективность при использо­вании всех групп методов.

К методам обучения по источнику знаний относятся следую­щие группы методов:

- словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут и др.);

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.);

практические методы (опыты, упражнения, учебно-производег-менный труд и др.).

Рассмотрим каждую группу отдельно.

Словесные методы. Средством метода, с помощью которого передается информация (знания), является слово учителя или пе­чатное слово (книга). Сюда входят: рассказ, объяснение, беседа ( жристическая беседа, сообщающая беседа - предшествует изу­чению материала, вводная, вступительная, закрепляющая); дис­куссия, работа с учебником (конспектирование, составление пла­на, тезисов, цитирование, аннотация, рецензирование, составле­ние справок, алгоритма, тезауруса - основных понятий по теме и др.). Нельзя не отметить, что в 20-30-е годы XX в. в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесе­нию «готовых знаний».

Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложе­ния изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описа­тельный характер. Чаще всего рассказ включает в себя рассужде­ния учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных пилений, т. с. сочетается с объяснением изучаемого материала.

Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолко­ванием и доказательством различных положений излагаемого ма­териала.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель пу­тем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуж­дать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Поэто­му при проведении беседы по осмыслению нового материала не­обходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развер­нутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобре­тают новые знания.

При работе с обучающимися старшего возраста, учителям при­ходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с по­мощью лекции, когда учитель в течение сравнительно продолжи­тельного времени устно излагает значительный по объему учеб­ный материал, используя при этом приемы активизации познава­тельной деятельности учащихся.

Сущность работы с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдум­чивого изучения материала по учебнику и осмысления содержа­щихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретиче­ских обобщений (правил, выводов, законов и т. д.). При этом од­новременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.

Наши рекомендации